Библиографическое описание:

Фирсова Н. Б. Использование проектно-исследовательских технологий на уроках географии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 211-213.

На современном этапе в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой и учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве для творческого решения задач теоретического и прикладного характера. При этом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, или как обеспечить разностороннее развитие личности?

Решение проблемы требует поиска, разработки и применения соответствующей технологии, которая имела бы психолого-педагогическую направленность непосредственно на личность школьника и более эффектно обеспечивала бы его воспитание, обучение и развитие. Реальным способом достижения успеха является использование в обучении проектно-исследовательских технологий [7]. Проектно- исследовательская технология представляет собой систему интегрированных приемов в образовательном процессе, которая включает в себя методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, мозговые штурмы, практическую работу, деловые игры, поисковый эксперимент, анализ источников, исследовательскую работу [1, с. 21–26], применяя её, учитель использует интерактивные стратегии преподавания. Прежде содержание образования ассоциировалось с вербальным учебным материалом. Содержание же новых образовательных стандартов включает в себя не только знания, но и их поиск, то есть деятельность школьников, а также анализ и обсуждение, отношение к изучаемому материалу, что в свою очередь влечет за собой изменения критерия успешности образовательного процесса. В итоге оцениваются не только знания, но и другие показатели, такие как: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из разных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при поиске информации.

В курсе географии использование проектно- исследовательских технологий возможно практически на каждом уроке, но перегружать учебный процесс, на мой взгляд, не нужно. Я систематически использую приемы данной технологии при изучении различных компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в 6–8-х классах. Перечень приёмов представлен в таблице, конечно, он неполный, по своему усмотрению каждый учитель может бесконечно дополнять и изменять их.

Таблица 1

Перечень приёмов проектно-исследовательских технологий на уроках географии

1

2

3

4

Приёмы

Курс 6 класса

Курс 7 класса

Курс 8 класса

Изучение географического положения

Описание географических объектов своей местности

Описание природных зон своей местности

Сравнение географического положения своей местности с другими регионами страны


Описание явления природного или антропогенного характера

Описание сути явления и его влияния на жизнь человека в целом и на территории своей местности

Выявление комплекса взаимосвязанных причин возникновения и развития данного явления в природе в целом и на территории своей местности

Определение значимости природного явления в жизни и деятельности человека в целом и на территории своей местности

Выявление причинно-следственных связей

Выявление связей между несколькими природными компонентами в целом и на территории своей местности

Выявление причинно-следственных связей в формировании и развитии географической оболочки и крупных зональных и азональных природных комплексах

Применение законов причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и малой Родины

Реализация проектно-исследовательских технологий начинается с разработки проекта [6]. Дети распределяются по группам, намечают виды будущей учебной или исследовательской продукции, таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности.

Учитель же перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует, определяет общее направление, контролирует время, дает консультации, помогает в случае серьезных затруднений. При выполнении работы усиливается мотивация благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы, благодаря знакомству с различными точками зрения, возможности высказать и обосновать свою точку зрения на изучаемые явления [9].

Для начала мной подбирается необходимая справочная, энциклопедическая литература, набор текстов, учащиеся начинают работать на уроке, распределяя между собой задания. В дальнейшем они сами находят нужную информацию в библиотеках, музеях, на площадках природных объектов и т. д. Такая деятельность обеспечивает каждому ученику признание собственной важности и необходимости в коллективе, что является индивидуализацией образовательного процесса. Распределяя в группе задания, учащиеся сами оценивают свои возможности по уровню и объему сложности задания, по времени выполнения. Итогом работы могут быть рефераты, доклады, стенды, альбомы, фотографии, схемы- таблицы и многие другие.

Последним этапом работы является защита проекта, где каждая группа презентует свою проделанную работу: информирует о целях и задачах работы, излагает содержание, аргументировано делает выводы, отвечает на вопросы своих одноклассников, анализирует и оценивает работу и вклад каждого участника в работу над проектом [5]. Использование проектно-исследовательских технологий на уроках географии в 6–8-х классах готовит учащихся в старших классах к самостоятельному исследованию. Так, при изучении тем с включением краеведческого материала, учащимся можно смело предлагать уже серьезные исследовательские работы вне урока.

Примером может служить работа 9-классников, которые заинтересовались проблемой загрязнения атмосферного воздуха, приходящего на территорию своего города. На первом этапе ученики уже самостоятельно смогли определить цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинули предполагаемую гипотезу. Вместе со мной был намечен и план действий. О ходе своего исследования ребята докладывали на уроках географии. В конце учебного года старшеклассники познакомили класс с результатами своей работы. Так, изучив движение воздушных масс на территорию г. Миасса Челябинской области в течение 2-х лет и проведя гидрохимический анализ атмосферных осадков в виде снега, учащиеся сделали вывод, что качество атмосферного воздуха напрямую зависит от направления ветра. Результаты исследования показали, что наибольшее загрязнение зимой наблюдается с юга и юго-западной стороны города, так как ветры приносят загрязнение с автомобильной трассы М-5, в осадках преобладает цинк и свинец, что является отработанными компонентами горючего топлива автомобильного транспорта. Менее интенсивно наблюдается загрязнение с северной и северо-западной частей города, в осадках преобладает медь и цинк, так как воздушные массы приходят со стороны г. Карабаша, где продолжает свою работу медеплавильный комбинат. Меньше всего загрязнению подвержена восточная часть города, что связано с рельефом (Ильменский хребет). Исследование учащихся показало, что в зимний период на территории г. Миасса преобладают южные и юго-западные ветры. Полученные результаты вызвали противоречия: по литературным источникам ребята нашли другую информацию «… в течение всего года на территории г. Миасса преобладает северо-западный перенос воздушных масс, иногда характерна и меридиональная циркуляция (особенно в весенне-летний период)» [3, 10]. Такое несоответствие вызвало большой интерес не только самих исследователей, но и всего класса. Началась дружная работа старшеклассников со всеми доступными источниками информации, в ходе анализа литературы выяснилось, что такое изменение связано с «ослаблением течения Гольфстрим …», именно это и повлияло на ослабление потока западного переноса ветра в умеренном климатическом поясе и отклонением его к северу. Таким образом, работая небольшой группой, ребята не только сами увлеклись исследованием, но и заинтересовали весь класс.

Я считаю, что самое ценное для учащихся в ходе таких работ – это формирование навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.

Исходя из своих наблюдений, могу сделать вывод, что использование проектно-исследовательской технологии на уроках географии очень приемлемо и эффективно. Проектно-исследовательская технология всегда работает на результат, она свободно сочетается с другими технологиями и не исключает их использование на уроках.

Помимо этого, на мой взгляд, проектно-исследовательская технология требует от учителя, не только быть учителем — предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.

Хочу привести некоторые факты, которые подтверждают эффективность внедрения проектно-исследовательской технологии на уроках географии только за 2013–2014 учебный год.

1.                  «Проект по охране, восстановлению и рациональному использованию водных ресурсов» тема: «Качество используемых подземных источников сельским населением» Немчинова В., 11 кл. — городская НПК 2014 г — 1м, областная НПК 2014 г — 1м, Всероссийский водный конкурс 2014 — финалист.

2.                  Научно-исследовательская работа: «Влияние климатических факторов на динамику численности бабочек-боярышниц». Манаков Е., 9 кл. — городская НПК 2014 г — 1м.

3.                  Влияние воздушных масс на качество атмосферных осадков (на примере снегового покрова территории города Миасса) Верзаков В., Петров А. 9 кл. — городская НПК 2014 г — 1м., областная НПК 2014 г — 1м.

4.                  Научно-исследовательская работа: «Предупреждение лесных пожаров в Ильменском заповеднике» Панченко А. 11 кл. — XII региональная открытая конференция «Наследие» 2013 г — 2м.

И, в заключении, хотелось бы отметить, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Литература:

1.                  Гафитулин, М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. — № 3. — С. 21–26.

2.                  Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -1995.-№ 6. — С. 10–12.

3.                  Кораблев, Г. Г. Геохимическая оценка экологического состояния территории города Миасса и его окрестностей//экологические исследования в Ильменском государственном заповеднике: Сборник статей. — Миасс: ИГЗ УрО РАН, 1994. — С. 148–177.

4.                  Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С. 13.

5.                  Осипова, Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. — сост. Г.И Осипова — Волгоград: Учитель, 2007. — 103 с.

6.                  Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 2000. — 45 с.

7.                  Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — С. 42.

8.                  Прокофьева, Л. Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина — М.: ИТиИП РАО, 2004. –503 с.

9.                  Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. — М.: Просвещение, 2006. — 434 с.

10.              Экологические исследования в Ильменском государственном заповеднике: Сб. науч. тр. / Ильменский заповедник УрО РАН / Отв. ред. А. В. Лагунов. — Миасс: ИГЗ УрО РАН, 1994. — 184 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle