Автор: Бычкова Антонида Яковлевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Библиографическое описание:

Бычкова А. Я. Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 252-254.

Современные требования к подготовке специалиста и введение ФГОС диктуют потребность в изменении стандартных форм обучения. Необходим постоянный поиск приемов и методов преподавания, их совершенствование, внедрение в практику. Педагогическая литература и опыт преподавания правовых дисциплин позволяет делать процесс обучения более рациональным.

Классификация методов и приемов обучения в педагогической литературе разнообразна. Выделяют традиционные и инновационные методы. По типу познавательной деятельности и способу взаимодействия обучающих и обучающихся различают: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. [1, с. 101]

Рассматривая вопрос об эффективности выбора методов обучения, проанализируем некоторые из них.

Объяснительно-иллюстративный метод — это восприятие знаний в готовом виде, репродуктивный — изложение с объяснением, дает более сознательное усвоение знаний. Эти методы экономичны по времени, их широко используют на лекционных занятиях при изложении сложного материала. Требуется тщательная подготовка лекционного материала и умение грамотно подать материал. Однако частое использование этих методов снижают интерес учащихся и мотивацию к получению знаний. Кроме того, отсутствие деятельностного компонента обучаемого снижает прочность полученных знаний. Необходимо сочетать применение этих традиционных методов с инновационными, проблемно-поисковыми методами. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. При проблемном изложении нового материала преподаватель показывает проблему и пути ее возможного разрешения, что создает у учащихся познавательный интерес, они учатся рассуждать, делать выводы, самостоятельно находить решение. При частично-поисковом методе преподаватель дает часть информации и мотивирует поиск знаний обучающими, которые анализируют информацию, отбирают ее под руководством преподавателя. В результате применения этих методов возникают более прочные знания.

Исследовательский метод не предполагает подачу готовых знаний, обучающиеся сами добывают информацию, сравнивают разные источники, самостоятельно оформляют итог работы, а преподаватель управляет этим учебным процессом. Данный метод отличает повышенный интерес к предмету и интенсивность обучения. Метод предполагает творческую деятельность учащиеся и способствует их развитию. Конечно, данный метод требует подготовки студентов, их умение самостоятельно работать и умелое управление данной деятельностью со стороны педагога.

Классификация методов как способов достижения дидактических целей (приемов): это рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, использование видеоматериалов, упражнения, практическая работа, познавательная игра, метод проектов, ситуационный прием и др. [2, с.77–113]

Готовясь к занятиям, преподаватель учитывает главную цель и конкретные задачи занятия, отбирая «комплект» методов и приемов обучения.

Рассказ, беседа, лекции — наиболее традиционные методы дидактической работы на занятиях, где учащиеся знакомятся с новым материалом. Очень важно продумывать рассказ, беседу и лекцию, иметь план, и сопровождать иллюстрацией. Беседа сложна и затратна по времени, поэтому эффективно использовать ее фрагментарно, в начале или в конце занятия для закрепления знаний: вводные, эвристические, закрепляющие, контрольные беседы. При этом необходимо подготовить план, вопросы, продумать порядок проведения. Важен контакт с аудиторией.

Лекция требует тщательной подготовки, введения проблемного вопроса, задания, здесь важны эмоциональность, логичность и последовательность изложения. На лекциях можно применять элементы дискуссии.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. [1, с. 109] Дискуссия как метод очень эффективна, стимулирует познавательный процесс, дает информацию преподавателю об уровне студента. Создает необходимый диалог, позволяет воспитывать толерантность, культуру общения. Применима на всех этапах занятия: в начале лекции для обозначения проблемной ситуации, в конце — на этапе рефлексии, на семинарах, обобщающих занятиях: хорошо организованная дискуссия дает дополнительную мотивацию в учебе.

Работа с книгой как метод малоэкономичен, но это необходимая часть учебной работы. Важен отбор учебной литературы преподавателем. Этот метод видоизменяется в связи с доступом в интернет и возможностями учащихся самим выбирать учебный материал. Нужна консультация преподавателя, где и какую информацию искать. Например, правовые системы КонсультантПлюс и Гарант позволит оптимизировать поиск нормативно-правовых актов.

Методы иллюстрации и демонстрации находятся в тесной связи с использованием компьютера и мультимедийным сопровождением занятий. Материал с таблицами и схемами важен при подаче сложного теоретического материала. Но с помощью современной техники учебный материал становится более наглядный, убедительный и стимулирует дополнительный интерес к знаниям. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе на лекциях, на семинарах и практиках позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на качественно новом уровне. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации занятия. Продуктивно давать задания студентам по подготовке сообщений и докладов с использованием мультимедиа.

Упражнения и практические методы, позволяющие закрепить знания на практике, особо значимы для подготовки специалиста. На практическом занятии необходимо продумать этапы учебной работы, включающие инструктаж, объяснение, пробное выполнение работы и контроль. Без данных методов теоретические познания не будут закреплены и не найдут применения в практической деятельности будущего специалиста.

Познавательные ролевые игры, относящиеся к инновационным методам обучения, направлены на формирование активных жизненных позиций учащегося. [2, с.192] Ролевые игры тесно связаны с ситуационным методом. В ходе игры моделируются специальные ситуации, близкие к реальности, из которых надо найти выход. Эффективно применяются в сложных темах, на занятиях семинарского типа. Данный метод позволяет вовлечь максимальное количество обучающихся в поисковую работу, обеспечить индивидуальный подход, дополнительную мотивацию и партнерские отношения. Ситуационный метод — комбинированный из разных способов и путей дидактической деятельности, более творческий, нестандартный и конечно, трудоемкий. Существенное значение имеет выбор ситуации и разрешение ее. Преподаватель может использовать варианты данного метода: разработка проекта, мозговой штурм и другие.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для студента. Применение проектной методики как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. Преимущества метода проектов очевидна: в ходе проектной деятельности у обучающегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, умение самостоятельно анализировать ошибки, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности. Реализация метода проектов ведет к изменению и позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов. Преподаватель ориентируется на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Метод проектов представляет преподавателю широчайшие возможности для развития целеустремленности и самостоятельности студента в постижении нового, стимулируя познавательную активность и интерес к предмету. Данный метод позволяет отойти от традиционных форм и методов учебной деятельности, найти в слушателях активных партнеров, стремящихся к самосовершенствованию. [3, с.40–45]

«Мозговой штурм» представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея студентов должна кратко записываться, предложения студентов нельзя критиковать или отвергать. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Таким образом, студенты могут лучше понять обсуждавшуюся информацию.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной и творческой. Отсюда и разнообразные подходы в области преподавания. Выбор методов зависит от учебных возможностей студентов, опыта преподавателя, целей и задач, предмета, темы и производственных возможностей учебного заведения.

Ведущей задачей такой дисциплины как «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является формирование правовых знаний и умений, необходимых для последующей трудовой деятельности. Динамичность нашей жизни и законодательства, современные требования к преподаванию требуют совершенствование методов обучения учитывать целесообразность их применения. На занятиях необходимо работать с правовым текстом, материалами печати, обсуждать реальные ситуации, спорные моменты. Проведение дискуссии по правовым вопросам — это прием, который позволяет узнать отношение учащиеся к правовой ситуации, а также дает возможность исследовать и анализировать проблему самостоятельно, формирует умение грамотно говорить и умение слушать других, способствует развитию гражданской активности. Вопросы — неотъемлемая часть этих дискуссий; нужно формулировать открытые вопросы, не дающие однозначного ответа. Очень важно, чтобы дискуссия была откровенной, при этом присутствовала атмосфера доверия и понимания. Каждый раз обращаю внимание учащихся на правила дискуссии, (текст правил находится на информационном стенде) выработанные совместно с ними.

На лекциях по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», наряду с объяснительно-иллюстративными методами, применяется проблемное изложение учебного материала, например по теме «Конституция — основной закон РФ» ставится вопрос, «Является наше государство правовым? Объясните свою точку зрения». Рассказ, беседу на лекции дополняю компьютерными презентациями и видеоматериалами. После изучения лекционного материала студентам даются поисковые, творческие задания по изучению и реализации законодательства, к примеру: составить каталог прав граждан в сфере охраны здоровья. К семинарам студенты на базе полученных заданий готовят индивидуально или группой сообщения. Все студенты работают над эссе по правовой теме «Права человека: дискриминация» и участвуют в ежегодном финале краевого конкурса. На практических занятиях работа с нормативно-правовыми актами сочетается с решением ситуационных задач, что позволяет формировать правовые умения и навыки, применяемые в дальнейшем.

Правовая игра «Выборы» организуется как внеаудиторное мероприятие для студентов, изучивших основы конституционного права. Это студенты выпускных групп, готовые принять участие в выборах как полноправные граждане РФ. С целью максимальной приближенности к реальной жизни студенты участвуют в выборах студенческого совета колледжа. Это мероприятие способствует развитию правовой культуры и гражданскому воспитанию, позволяет вырабатывать умение применять в реальной жизни учебные навыки, развивает творческие и организаторские и коммуникативные способности и воспитывает ответственность. Игровая форма мероприятия создает дополнительный интерес к учебной деятельности и позволяет привлечь максимальное количество учащихся.

В целях эффективности учебного процесса большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной. Для семинаров и практических занятий разработаны методические рекомендации для подготовки студентов к каждому занятию, включающих вопросы, задания, упражнения, ситуационные задачи, список сообщений и рефератов. Благодаря методическим рекомендациям преподаватель более рационально организует внеаудиторную работу и управляет учебным процессом на занятиях.

Методические разработки «Рабочие тетради», разработанные преподавателем по правовым дисциплинам, также решает проблемы недостатка времени на аудиторных занятиях и эффективной организации самостоятельной работы студента. Подробно расписанный план работы, разнообразные виды заданий, работа с текстом закона, тесты типа «Проверь себя», содержащиеся в рабочей тетради, позволяют оптимизировать ученый процесс.

Индивидуальный подход к каждой группе, студенту требует дифференциации заданий, многовариантности видов учебной деятельности и организации учебной работы. В связи с этим преподаватель организует гибкий график консультаций и индивидуальную работу со студентами. Подготовленные студенты готовят исследования, рефераты, выступают на заседаниях правового кружка, «слабые» получают более посильные задания, например, в виде работы с учебным пособием и подготовка вопросов.

Выбор методов и средств обучения зависит от подготовленности аудитории, типа занятия, целей и задач, содержания учебного материала, степени его сложности, профессионального опыта педагога. Учитывая требования ФГОС к подготовке специалиста, необходимо применять методы инновационного обучения, не забывая проверенные временем традиционные. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов в преподавании способствует формированию необходимых общих и профессиональных компетентностей у будущих специалистов.

Литература:

1.      Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений СПО, М., Мастерство, 2001.

2.      Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., Владос, 2003.

3.      Бычкова А. Я. Исследовательский подход в преподавании дисциплины «Основы экономики» в сборнике «Инновационные технологии в образовательной подготовке и практической деятельности специалистов сестринского дела». Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle