Библиографическое описание:

Коник Е. И. Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 234-235.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Каждая из игр имеет относительно завершённую структуру и включает основные структурные элементы: игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

У дидактической игры две цели: одна из них обучающая — например, учить детей выделять в слове нужный звук и правильно его произносить; другая — игровая, ради которой действует ребёнок.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими.

У большой части детей с ОНР имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают помимо прочего и функцию словообразования. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка. Чтобы донести до детей принцип словообразования эффективнее всего использовать наглядно-дидактические логопедические игры.

В процессе настольно-печатных дидактических игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.

Особую роль в речевом развитии детей отводится словесным дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Основное требование к таким играм: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, сам придумывает рассказы с включением «небылиц» и так далее.

Игровые действия в дидактических словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Основное требование к таким играм: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Для повышения познавательного интереса к занятиям наглядный материал к логопедическим дидактическим играм подбирается с учетом психофизиологических особенностей и интересов детей. В ходе наглядно-дидактической игры ребёнок должен правильно принять и выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж и дидактическое пособие помогают ему в этом.

Через включение сказочных элементов в процесс проведения дидактической игры можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными к играм. В гости к детям могут прийти, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, персонажи мультфильмов, например, Винни-Пух, Золушка, Буратино, Хрюша и Каркуша, Лунтик и другие, или приходит Незнайка, который часто делает ошибки. Желание помочь сказочным героям, разобраться в сказочной ситуации — все это поддерживает интерес к игре.

Наглядно-дидактические игры, делают процесс работы с детьми над словообразованием интересным и увлекательным, тем самым повышая эффективность работы по данному направлению.

Развитие навыков словообразования различных частей речи у дошкольников с ОНР следует проводить последовательно-параллельно в несколько этапов.

Первый этап.

1.                  Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к, -ик, -чик.

2.                  Глаголы: дифференциация современного и несовершенного вида, образование возвратных и не возвратных глаголов.

3.                  Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса -ин.

Второй этап:

1.         Существительные: уменьшительно-ласкательные с суффиксами -оньк, -енък, -ышек, -ышк; — с суффиксами –инн (пылинка, соломинка); с суффиксом -ин (виноградина)

2.         Глаголы: с приставками е-, вы-, на-; глаголы пространственного значения с приставкой при-.

3.         Прилагательные: притяжательные с суффиксом -и (лисий); относительные с суффиксом -н, -ан, -ян, -енн; качественные с суффиксами -н, -ив, -чив, -лив.

Третий этап:

1.      Существительные: образование названий профессий.

2.      Глаголы: пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-,пере-, до-.

3.      Прилагательные: притяжательные с суффиксом — и (волчий); относительные с суффиксом -ан, -ян, -енн; -качественные с суффиксами -оват, -енък.

Каждому учителю-логопеду, работающему с детьми, имеющими данное речевое нарушение, необходимо создать картотеку словесно и наглядно — дидактических логопедических игр по каждому этапу работы над словообразованием. Это повысит эффективность работы специалиста по данному направлению деятельности.

К моменту поступления ребенка с ОНР в школу он должен овладеть не только правильным звуковым оформлением слов, но и иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы; свободно пользоваться монологической речью: рассказывать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. И именно дидактическая игра должна стать первым помощником в решении данных задач.

Литература:

1.         Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34–40.

2.         Зюзгина Л. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников.//Воспитатель.2012. № 11.

3.         Нищева, Н. Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.Г Нищева — М.: Владос 2006.- 576с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle