Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коник, Е. И. Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. И. Коник. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6147/ (дата обращения: 19.04.2024).

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Каждая из игр имеет относительно завершённую структуру и включает основные структурные элементы: игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

У дидактической игры две цели: одна из них обучающая — например, учить детей выделять в слове нужный звук и правильно его произносить; другая — игровая, ради которой действует ребёнок.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими.

У большой части детей с ОНР имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают помимо прочего и функцию словообразования. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка. Чтобы донести до детей принцип словообразования эффективнее всего использовать наглядно-дидактические логопедические игры.

В процессе настольно-печатных дидактических игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.

Особую роль в речевом развитии детей отводится словесным дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Основное требование к таким играм: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, сам придумывает рассказы с включением «небылиц» и так далее.

Игровые действия в дидактических словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Основное требование к таким играм: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Для повышения познавательного интереса к занятиям наглядный материал к логопедическим дидактическим играм подбирается с учетом психофизиологических особенностей и интересов детей. В ходе наглядно-дидактической игры ребёнок должен правильно принять и выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж и дидактическое пособие помогают ему в этом.

Через включение сказочных элементов в процесс проведения дидактической игры можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными к играм. В гости к детям могут прийти, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, персонажи мультфильмов, например, Винни-Пух, Золушка, Буратино, Хрюша и Каркуша, Лунтик и другие, или приходит Незнайка, который часто делает ошибки. Желание помочь сказочным героям, разобраться в сказочной ситуации — все это поддерживает интерес к игре.

Наглядно-дидактические игры, делают процесс работы с детьми над словообразованием интересным и увлекательным, тем самым повышая эффективность работы по данному направлению.

Развитие навыков словообразования различных частей речи у дошкольников с ОНР следует проводить последовательно-параллельно в несколько этапов.

Первый этап.

1.                  Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к, -ик, -чик.

2.                  Глаголы: дифференциация современного и несовершенного вида, образование возвратных и не возвратных глаголов.

3.                  Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса -ин.

Второй этап:

1.         Существительные: уменьшительно-ласкательные с суффиксами -оньк, -енък, -ышек, -ышк; — с суффиксами –инн (пылинка, соломинка); с суффиксом -ин (виноградина)

2.         Глаголы: с приставками е-, вы-, на-; глаголы пространственного значения с приставкой при-.

3.         Прилагательные: притяжательные с суффиксом -и (лисий); относительные с суффиксом -н, -ан, -ян, -енн; качественные с суффиксами -н, -ив, -чив, -лив.

Третий этап:

1.      Существительные: образование названий профессий.

2.      Глаголы: пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-,пере-, до-.

3.      Прилагательные: притяжательные с суффиксом — и (волчий); относительные с суффиксом -ан, -ян, -енн; -качественные с суффиксами -оват, -енък.

Каждому учителю-логопеду, работающему с детьми, имеющими данное речевое нарушение, необходимо создать картотеку словесно и наглядно — дидактических логопедических игр по каждому этапу работы над словообразованием. Это повысит эффективность работы специалиста по данному направлению деятельности.

К моменту поступления ребенка с ОНР в школу он должен овладеть не только правильным звуковым оформлением слов, но и иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы; свободно пользоваться монологической речью: рассказывать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. И именно дидактическая игра должна стать первым помощником в решении данных задач.

Литература:

1.         Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34–40.

2.         Зюзгина Л. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников.//Воспитатель.2012. № 11.

3.         Нищева, Н. Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.Г Нищева — М.: Владос 2006.- 576с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, суффикс, глагол, основное требование, предмет, пространственное значение.

Похожие статьи

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

‒ игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, связная речь, речь детей, принцип парности, правильное звукопроизношение...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования...

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, занимательные игры.

Последняя и является основным элементом дидактической игры [3, с. 69].

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина. Похожие статьи. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Дидактические интерактивные игры как для детей с ОПФР в целом, так и для

Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный...

Педагогические условия развития словаря младших дошкольников...

Во время выполнения упражнений на создание смысловых оттенков значений слов (существительных, глаголов, прилагательных), подбор

Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Дидактическая игра как средство формирования... |

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение игра для них учеба, игра для

Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая

Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, предмет, группа, животное, младшая группа, окружающая жизнь, правило игры.

Похожие статьи

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

‒ игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, связная речь, речь детей, принцип парности, правильное звукопроизношение...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования...

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, занимательные игры.

Последняя и является основным элементом дидактической игры [3, с. 69].

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина. Похожие статьи. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Дидактические интерактивные игры как для детей с ОПФР в целом, так и для

Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный...

Педагогические условия развития словаря младших дошкольников...

Во время выполнения упражнений на создание смысловых оттенков значений слов (существительных, глаголов, прилагательных), подбор

Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Дидактическая игра как средство формирования... |

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение игра для них учеба, игра для

Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая

Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, предмет, группа, животное, младшая группа, окружающая жизнь, правило игры.