Библиографическое описание:

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В., Шорстова В. Ф. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 89-91.

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов. Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое— возможности семьи объективно ограничены; второе— современная семья всилу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка. Задача же духовно-нравственного развития является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания втаком случае заключается всодействии ребенку восвоении системы ценностей иидеалов, атакже вформировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие вразвитии чувств, отношений иповедения, отражающих мировоззренческую позицию всоциальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях сдругими людьми иБожьим миром.

Духовно-нравственное воспитание как развитие основных способностей: нравственной — состоящей в различении добра и зла; эстетической — состоящей в различении прекрасного и безобразного; религиозной — состоящей в различении истинного и ложного, -является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи иобразовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок иупущений семейного воспитания. Тот дух, который царит всемье идетском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители ипедагоги— люди, составляющие ближайшее социальное окружение,— оказывается определяющим вформировании внутреннего мира ребенка.

Очевидно, что одним из наиболее выраженных противоречий современного воспитания является наличие осознаваемой на социально-педагогическом уровне потребности объединения усилий семьи иучреждений системы образования всоздании единого воспитательно-образовательного пространства для развития личности ребенка при не готовности, как семьи, так исистемы образования кудовлетворению этой потребности.

С научной точки зрения, для содействия преодоления обозначенного противоречия необходимы— теоретический анализ феноменов «социально-педагогической поддержки исопровождения семьи ввоспитании детей», «взаимодействия семьи иобразовательного учреждения». Также описание специфики комплексной работы образовательных учреждений сразличными типами семей, разработка организационно-педагогических основ обеспечения эффективного взаимодействия образовательного учреждения исемьи ввопросах духовно-нравственного воспитания, создание модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения исемьи, разработка вариативных программ итехнологий педагогического сопровождения семейного воспитания.

Остановимся на трактовке понятия «педагогическое сопровождение семьи», интерпретируемого нами как «система деятельности государства иобщества по оказанию опережающей, профилактической иоперативной помощи семье ввопросах воспитания детей, решения общих ииндивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи иребенка».

В основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи, несомненно, должен быть положен системный подход. Отметим, что влогике системного подхода процесс сопровождения семьи может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства иобщества ссемьей, вчастности, на уровне общеобразовательного учреждения.

Логика системного икомплексного подхода кпроблеме педагогического сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы.

Можно выделить семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи.

I.                   Содержательное направление— включающее разработку содержания, норм иметодов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты впрактику современного семейного воспитания.

II.                Социально-педагогическое направление— предполагающее реализацию системы просветительских ипедагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

-          семьям, переживающим разные периоды развития: молодым супругам, родителям детей-дошкольников; родителям младших школьников; родителям подростков; бабушкам идедушкам;

-          семьям, требующим повышенного внимания инуждающимся вособой помощи: многодетным, малоимущим, неполным, имеющим детей-инвалидов;

-          семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным семьям.

III.             Программно-структурное направление— предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания врамках последовательных этапов:

1)        просвещения родителей (этот этап предполагает, впервую очередь, осуществление всеобуча родителей ввопросах развития ивоспитания детей);

2)        организации совместной деятельности семей;

3)        совместного воцерковления семей.

IV.    Направление кадрового обеспечения системы— определяющее разработку иосуществление подготовки, повышения квалификации ипереподготовки специалистов для работы по организации педагогического просвещения родителей, психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.

V.       Организационно-политическое направление— оценивающее иреализующее возможности включения мер по просвещению родителей иподдержке семейного воспитания вразличные существующие ивновь создающиеся программы регионального, муниципального уровней.

VI.    Экономическое направление— включающее определение объемов иисточников материального стимулирования ифинансирования деятельности по педагогическому просвещению родителей икомплексной поддержке семьи.

VII. Управленческое направление— позволяющее врамках системной организации работ компенсировать неспособность действующих вобщеобразовательном учреждении служб или отдельных специалистов, работающих ссемьей, эффективно содействовать преодолению кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь кработе иобъединить врешении общих задач содействия восстановлению культуры семейного воспитания все службы иотдельных специалистов, работающих сродителями (и семьей вцелом) вконкретных образовательных учреждениях, при участии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.

В качестве целей деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи обозначим: содействие повышению уровня педагогической компетентности иразвитию педагогической идуховной культуры родителей, выработку единого взгляда детского сада исемьи на сущность процесса воспитания для создания оптимальных условий развития личности ребенка.

В духовно-нравственном воспитании, как ив воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, всоответствии скоторым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах ипроблемах ребенка, влучшем случае— за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения. Вэтой связи предполагается, что сотрудничество образовательных учреждений исемьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как втрадиционных формах консультирования ипросвещения, так ив формах проектной деятельности ииных вариантах сотрудничества, профилактика трудностей иразрешения конфликтов ввоспитании. Эти подходы нашли отражение во многих уже имеющихся впедагогическом арсенале программах воспитания детей, реализация которых предполагает тесное взаимодействие образовательного учреждения исемьи.

В России образование родителей связано сдеятельностью таких педагогов какВ.Ф.Одоевский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.П.Острогорский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева. Из XIX века гуманистическая традиция перешла в XX век. СловаА.С.Макаренко, обращенные кродителям 30-х годов XX века, несмотря на их авторитарный тон, наполнены тревогой. Ответы на многие поставленные им вопросы не найдены до сих пор.

Однако организационно-педагогические основы взаимодействия образовательных учреждений ссемьей всовременной России целесообразно выстраивать на основе отечественной социокультурной традиции иреалий современного отечественного образования исоциальной ситуации.

Можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены воснову программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей иродителей, педагогическому сопровождению семьи:

-          традиционный, всем известный инеотменяемый принцип возрастного ииндивидуального подхода ввоспитании детей;

-          принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного иобщественного воспитания вцелостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей итехнологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития идуховно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение-семья-личность» иформированию «социального иммунитета», защищающего ребенка от негативного воздействия информационной среды;

-          принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания иобразования детей иродителей сучетом реального состояния изапросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного идуховного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей; активной итворческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной идуховной сферы, коммуникативных иуправленческих навыков идетей, иродителей;

-          принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их вкачестве основной духовно-нравственной опоры иглавных ценностных ориентиров вперспективе личностного ицивилизационного развития;

-          принцип приоритета ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни, знакомство сфеноменологией российской цивилизации, общим контекстом ее основополагающих ценностей иидеалов, форм инорм социокультурной практики, присоединение кустойчивому «ядру», «коду», и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения иприумножения социокультурного опыта;

-          принцип социокультурной ипсихологической адаптивности содержания воспитательных программ ипрограмм взаимодействия образовательных учреждений ссемьей, предполагающий соответствие предлагаемого содержания запросам, проблемам ивозможностям (как семей, так иобразовательных учреждений как участников воспитательного процесса).

Эти принципы, снашей точки зрения, являются приоритетными всоздании развивающейся динамичной системы «ребенок— воспитатель— родитель», различные характеристики, которой могут варьироваться взависимости от особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.

В последнее время ведутся активные споры остепени возможной активности образовательных учреждений винициировании процесса духовно-нравственного воспитания ипедагогического сопровождения семьи ввоспитании детей. Среди управленцев иученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что за воспитание (духовно-нравственное воспитание, вособенности) образовательные учреждения не должны нести ответственность. Отвечает за решение воспитательных задач только семья. Но очевидно, насколько спекулятивен этот тезис вситуации «раненности» современной семьи. Ктому же дошкольные учреждения, признавая ведущую роль семьи ввоспитании, всегда старалась поддержать ее, помочь врешении воспитательных задач. Хотя идетским садам, системе образования нужна помощь, впервую очередь, со стороны Русской Православной Церкви, здоровых сил общества игосударства.

Содержание духовно-нравственного воспитания идетей, иродителей впроцессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не сводится только квероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.

Нужно только постоянно помнить отой личной ипрофессиональной ответственности, которая ложится на нас— педагогов, раз мы отстаиваем необходимость иберем на себя инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей иродителей. Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования всфере духовной культуры идуховно-нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения вцерковной традиции инепрекращающегося труда над своей душой.

Литература:

1.         Султанова, Н., Цилько, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — с. 7–14. 28

2.         Коберняк, Е. И. Духовно-нравственное воспитание в семье / Е. И. Коберняк — М., 2009.-с.84

3.         Петракова, Т.И, Евладова, Е.Б., Макеева, С. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе / Т. И. Петракова, Е. Б. Евладова, С. Макеева — М., 2004.- с 96

4.         Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е. О. Смирнова — Москва, Педагогический университет. «Первое сентября», 2006 г. — 52 с.

5.         Обухова, Л.Ф., Юдина, Е. Г. Субъекты, содержание, цели, методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников // Сборник научных статей — М.: МГППУ, 2007. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle