Библиографическое описание:

Санникова А. Ю., Соломина Н. А. Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 243-245.

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. «Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения» [5, с. 3].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды [4]. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения и не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в самостоятельную жизнь. Задача специальных (коррекционных) школ VІІІ вида — создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме.

Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание педагогов на активном внедрении в практику работы системно — деятельностного подхода. Метод проектов — один из способов реализации этого подхода в образовании. Важным достоинством данного метода является возможность его органичного включения в систему традиционных воспитательных мероприятий практически любого образовательного учреждения, независимо от типа и вида.

Опыт использования метода проектов в практике специальной (коррекционной) школы VIII вида учитывает требования к организации, содержанию и результатам образования на современном этапе, но имеет ряд особенностей. Проектирование в школе указанного вида предполагает:

-         ведущую роль педагога на всех этапах проекта: от подготовки до рефлексии;

-         оказание организующей и стимулирующей помощи обучающимся на всех этапах проекта;

-         преобладание проектов продолжительностью от недели до месяца (краткосрочные и среднесрочные);

-         детальную подготовительную работу к действиям, осуществляемым в проекте;

-         четкую ориентацию на зону актуального и ближайшего развития обучающихся;

-         обязательное соблюдение принципа доступности в выборе проблемы, способов и средств ее решения и др.

Одной из форм воспитательно-образовательного процесса является современный школьный музей — центр музейно-педагогической работы, действенное средство расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, формирования у ребят познавательных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Именно в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества обучающихся, учителей, родителей и реализован принцип — «музей для детей и руками детей». Метод проектов стал основополагающим в работе школьного историко-краеведческого музея муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида г. Новокузнецк.

С момента открытия школьного музея было реализовано несколько внеурочных проектов. Поисково-исследовательская деятельность обучающихся, под руководством педагогов осуществляется через активное применение экскурсионного метода.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы. При проведении экскурсий знания не даются детям в готовом виде, а предоставляются им в виде проблемы, которую они должны решить, у обучающихся формируются представления об окружающем, развивается наблюдательность, внимание, они учатся действовать в новых условиях. Применение экскурсионного метода позволяет значительно повысить познавательную активность детей с умственной отсталостью.

Слово «экскурсия» в Большой советской энциклопедии трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), а также как форма и метод приобретения знаний [1].

Ученый экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное слово и жизненное изучение окружающего пространства; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала [2].

С целью приобщения обучающихся к гражданско-патриотическим ценностям в 2011–2012 учебном году в нашей школе был реализован внеурочный проект для обучающихся старших классов «Никто не забыт, ничто не забыто». Перед началом реализации проекта нами была обозначена проблема — умственно отсталые дети имеют узкий круг осведомленности об окружающем, для них характерно незнание объектов окружающего социума, значимых учреждений, достопримечательностей даже района города, в котором они проживают, что препятствует формированию целостного представления о малой Родине.

Целью данного внеурочного проекта является воспитание патриотизма у обучающихся второй ступени образования в процессе знакомства с историей объектов окружающего социума (Новоильинского района города Новокузнецк).

В рамках проекта были поставлены следующие задачи:

-         формировать элементарные представления о национальных героях, некоторых важнейших событиях в истории России;

-         познакомить с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения гражданского долга;

-         способствовать формированию интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, чувства сопричастности к сохранению традиций Родины;

-         развивать коммуникативные навыки обучающихся;

-         привлекать родителей, законных представителей обучающихся к воспитательно-образовательному процессу.

При организации поисково-исследовательской деятельности детей с умственной отсталостью основной формой поиска информации педагогами широко применялся экскурсионный метод. Комплексный характер экскурсионного метода позволяет осуществлять познание предметов и явлений окружающего мира при участии всех органов чувств человека, что особенно важно для детей с умственной отсталостью. При посещении изучаемых объектов окружающего социума у детей возникает эмоциональный отклик. Роль чувств особенно высока для данной категории обучающихся, так как процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения.

Результаты исследований обучающиеся презентовали на общешкольном празднике, который проходил в форме литературно-музыкальной композиции, посвящённой 67-годовщине Победы в Великой Отечественной войне (знания об истории трех улиц Новоильинского района г. Новокузнецк, наиболее значимых объектов, расположенных на них; представление об 11-ой Гвардейской Армии, маршале Константине Константиновиче Рокоссовском, российском государственном деятеле Алексее Николаевиче Косыгине и их заслугах перед отечеством). В последствии реализации данного проекта творческие работы обучающихся стали первыми экспонатами школьного музея, а мультимедийные презентации результатов исследовательской деятельности явились основой для проведения виртуальных экскурсий для младших школьников, где экскурсоводами выступили ребята старших классов.

Проанализировав итоги проведенного проекта, педагогический коллектив пришёл к выводу об эффективности данной формы учебно-воспитательной работы. Таким образом, педагогическим коллективом была продолжена работа по данному направлению, в школе был реализован внеурочный проект для обучающихся старших классов «Что мы Родиной зовём», посвящённый 35-летию Новоильинского района г. Новокузнецк. Объектами исследования были выбраны первые улицы Новоильинского района г. Новокузнецк.

Заключительным этапом реализации проекта для обучающихся и родителей нашей школы стала презентация виртуальных экскурсий в школьном музее по темам: «Проспект Запсибовцев», «Улица Новосёлов», «Проспект Архитекторов», «Проспект Авиаторов».

При подготовке презентаций виртуальных экскурсий участниками проекта была проведена следующая деятельность:

-         структурирование информационного материала об исследованных объектах;

-         составление мини-викторины на основе отобранного информационного материала;

-         создание авторских презентаций в качестве наглядного обеспечения информационной части виртуальных экскурсий по вышеуказанным темам.

Таким образом, в 2011–2012 учебном году были изучены улицы, названные в честь выдающихся людей и героев Великой Отечественной войны:

-         улица Косыгина — 7–8 класс;

-         улица 11Гвардейской Армии — 6 класс;

-         улица Рокоссовского — 5 класс.

В 2013–2014 учебном году были изучены первые улицы Новоильинского района г. Новокузнецк:

-         проспект Запсибовцев — 5 класс;

-         улица Новосёлов — 6 класс;

-         проспект Архитекторов — 7 класс;

-         проспект Авиаторов — 8 класс.

В результате реализации внеурочных проектов в школьном музее появились сценарии виртуальных экскурсий о семи улицах Новоильинского района, имеющие в своей структуре информационную часть и мини-викторину.

Хочется отметить, что одним из преимуществ экскурсионного метода является освоение социокультурного пространства не только через усвоение, но и через присвоение его, в виде любительских фотокадров и видеороликов, которые используются для передачи полученных знаний другим школьникам посредством виртуальных экскурсий об изученных объектах окружающего социума. Таким образом, организованные мероприятия способствуют развитию общей осведомлённости обучающихся о районе города, его значимых учреждениях и достопримечательностях, что способствует социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Данный опыт организации воспитательно-образовательного процесса может быть успешно использован в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а при усложнении — в других видах и типах образовательных учреждений.

Литература:

1.      Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sovet/Jekskursija-102369.html

2.      Емельянов, Б. В. Экскурсоведение. Лекции [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v6078/емельянов_б._экскурсоведение._лекции

3.      Казеева, О. С. Организация поисковой творческой речевой деятельности учащихся на уроке-экскурсии по новой технологии [Текст] / О. С. Казеева // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т.2. — С. 82–88.

4.      Социализация детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://en.coolreferat.com/Социализация_детей_с_умственной_отсталостью

5.      Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] / пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова. — М.: Владос, 2006. — 247 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle