Библиографическое описание:

Тангиров Х. Э. Электронные средства обучения как компонент информатизации образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 335-337.

Информатизация образования, обусловленная глобальными изменениями и, в первую очередь, зарождением и развитием информационного общества, позволяет решить главную задачу-повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий. Формирование в образовательном процессе умений работы с электронными средствами обработки и передачи информации способствует удовлетворению информационной потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах человеческой деятельности. Это обеспечивает подготовку субъектов образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, когда более половины рабочих мест предполагает использование компьютеров и Internet.

Информатизация образования характеризуется применением компьютерно-ориентированных методических систем на разных стадиях обучения в высших и общеобразовательных учебных заведениях, использованием обучающих информационных технологий, являющихся, в свою очередь, процессуальной составляющей компьютерно-ориентированных образовательных систем. Опираясь на исследования [1], под информатизацией образования будем понимать процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты.

В этом определении актуализируется проблема разработки теории и обоснования практики обучения в информационной среде при реализации психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Опытно-экспериментальная педагогическая деятельность на этом этапе позволяет наблюдать, систематизировать, накапливать и описывать педагогические факты для их дальнейшего объяснения, осмысления, выявления закономерностей, построения гипотез и теоретических концепций.

Педагогический аспект проблемы информатизации образования заключается в необходимости обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения воспитания.

Формирование новых образовательных моделей, адекватно использующих закономерности информатизации, на основе изменения содержания образования с ориентацией на развивающие, опережающие методики обучения и индивидуализированное образование, необходимо ориентировать на сохранение ценности образования как процесса развития умений, способностей и свойств личности студента в условиях внедрения современных информационных технологий.

Введение средств новых информационных и коммуникационных технологий в традиционную модель обучения с передачей компьютеру части функций педагога (функции контроля или тренинга) не приводит к перестройке этой модели, поскольку компьютер при этом реализует не столько свои специфические функции, сколько функции преподавателя. Более того, внедрение средств информационной и коммуникационных технологии в традиционную модель обучения на школе может усугубить ее негативные стороны — еще более формализуется учебный процесс, уменьшая степень общения между учителям и ученикам, а также между учениками, то есть усиливается социальная изоляция.

Средства новых информационных и коммуникационных технологий обучения окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если эти технологии будут включены в новую (соответствующую их возможностям) модель обучения и будут реализовывать свои специфические функции.

Адекватной основой проектирования новых информационных технологий обучения, — как отмечает Э. Т. Селиванова, — выступает психологический принцип деятельности и педагогический принцип «выращивания» [3]. В соответствии с первым принципом развитие обучаемого основывается на активном присвоении им определенных способов деятельности или средств общения. Процесс обучения в этом случае выступает как организация присвоения обучаемыми тех или иных форм коммуникации и способов деятельности. «Выращивание» личности обучаемого происходит в условиях организации его самоопределения в учении, при осознании обучаемом характера усваиваемой деятельности.

Указанные принципы наиболее адекватно и полно отражены в личностно-ориентированной модели обучения. Современные подходы к личностно-ориентированной модели обучения позволяют рассматривать ее как модель обучения, которая ориентирована на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса. Основная цель личностно-ориентированного образования — содействовать развитию обучаемого как личности, формировать у него способности в самообразовании, самоопределении с осознанием личной ответственности, способствовать удовлетворению познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта. Знания, умения, навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности. Преподаватель здесь становится носителем нового педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества.

С. В. Панюкова, развивая концепцию реализации личностно — ориентированного обучения при использовании средств новых информационных технологий [2] делает вывод, что ряд дидактических принципов этого обучения не может быть реализован в учебном процессе без средств информационных и коммуникационных технологий. Ею сформулированы «требования к личностно-ориентированному обучению в условиях использования информационных — коммуникационных технологий»; индивидуализация и дифференциация обучения; доступность к необходимой информации; объективный контроль знаний; обеспечение условий, способствующих саморазвитию и самоуправлению.

Электронные средства обучения позволяют устранить негативное отношение к учебе — пассивность обучаемых, связанную с непониманием пройденного или пропущенного материала. Образовательное электронное издание способно влиять на мотивацию студента, представляя ему возможность попробовать свои силы, поставив перед ним интересную задачу и давая оценку решению без негативной оценки педагога. Это способствует формированию положительного отношения к учебе, развитию познавательной активности студента.

Важное значение имеют электронные средства обучения для эффективной реализации такого факта активизации познавательной деятельности как индивидуализация обучения. Это обусловлено возможностью для обучаемого выбирать на компьютере индивидуальный темп изучения материала, решения задач, определяемый спецификой индивидуальных способностей каждого обучаемого.

Индивидуализация обучения может быть реализована и за счет дифференциации содержания предъявленного учебного материала, задач. Это обусловлено с установлением исходного уровня обученности студентов — выявление знаний и умений, которые предшествуют новым, определение уровня сформированности общеучебных умений (систематизация, классификация, обобщение и др.).

В этом случае электронное средство обучения выполняет рутинные операции по предъявлению заданий, выбору заданий, обработка результатов, последующее дифференцирование обучаемых.

К обязательным компонентам организации интерактивного режима работы относится наличие диалога, дружественный интерфейс. Чем выше уровень коммуникативности обучающего средства, тем эффективнее реализуются условия индивидуального подхода к обучению, активного решения учебных задач студентом.

Особую роль в развитии самостоятельной деятельности обучаемого имеет, на наш взгляд, интерактивная форма работы с электронным средством обучения. Диалог активно вовлекает обучаемых в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы.

Применение электронных средств обучения в образовательных учреждениях создает условия для организации такой формы учебного процесса, при которой обучаемые получают возможность постоянного самоконтроля и самооценки своей деятельности. Это, с одной стороны, служит средством мотивации, и, с другой, — обеспечивает возможность результативной самостоятельной учебной работы, направляемой оценками компьютера. Для педагога компьютер также обеспечивает самые широкие возможности контроля деятельности обучаемых. Один из недостатков традиционной методики обучения состоит в том, что педагог часто не имеет возможность контролировать постоянно или несвоевременное может знать о ходе усвоения сообщаемых знаний (нет внутренней обратной связи и слабая внешняя связь). Компьютер зафиксирует ошибку и определит ее характер, вовремя устранит причину, обусловившую ее появление.

Использование электронных средств обучения позволит эффективно реализовать информационную среду в процессе организации учебной деятельности и обеспечит:

-          внедрение в процесс профессиональной работы преподавателя наряду с традиционными дидактическими материалами современные электронные средства и информационные педагогические технологии;

-          создание электронных баз знаний, отвечающих профессиональному образовательному уровню и потребностям обучающих и обеспечивающих реализацию разнообразных сценариев работы с профессиональными информационными ресурсами;

-          применение согласованной системы логических, гностических методов профессионального обучения;

-          реализацию основных педагогических и психологических теорий личностно-ориентированного, развивающего, информационного, проблемного обучения;

-          создание посредством информационных и коммуникационных технологий педагогических условий для самостоятельной активной учебной деятельности, особенно в дистанционной форме обучения;

-          открытость электронной методической системы посредством коммуникаций в компьютерных сетях, предоставляя удаленный доступ к начальной и профессиональной образовательной информации по любой специальности;

-          преемственность традиционной дидактики с современными педагогическими инновациями, вызванными активным внедрением электронных средств обучения.

Литература:

1.         Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 1. — С. 117–124.

2.         Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. — М.: Прогресс, 1998, — 43 с.

3.         Селиванова Э. Т. Методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе: Автореф.дисс… кандидата пед.наук. — Новосибирск, 2000, — 27 с.

4.         Тангиров Х. Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2012. — № 5 (40). — С. 510–514.

5.         Хаитова Н. Ф., Тангиров Х. Э. Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра» // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2013. — № 4 (51). — С. 34–38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle