Библиографическое описание:

Токарев А. А. Примерная образовательная программа диагностического направления в подразделении «Психологическое сопровождение» АНО ППН «Оазис» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 44-51.

Цель психодиагностики: в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их индивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. В психодиагностике выделяют признаки и категории. Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

Задачи психодиагностики:

1.                  Установление наличия у человека того лили иного психологического свойства или особенности поведения.

2.                  Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3.                  Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4.                  Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Теоретические основы психодиагностики опираются на основные принципы психологии:

Принцип отражения — адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития — ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления — позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип — требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик — способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Направленность и уровень программы.

Представленная диагностическая программа направлена на проведение диагностики по запросу клиент.

Адресат: дети в возрасте от 0 до 3 лет, дети дошкольного, школьного, подросткового возраста и взрослыми.

Оптимальной формой работы является проведение диагностики индивидуально.

Содержание программы: Данная программа представляет собой синтез методик направленных на выявление интеллектуальных, личностных, психофизиологических, детско-родительских и супружеских отношений, профориентации и прф.самоопределения по запросу клиента.

Длительность программы: втечение года по запросу клиента.

Структура диагностического направления:

-       заведующий диагностическим направлением;

-       заместитель заведующего диагностическим направлением;

-       психодиагност по дошкольному возрасту;

-       психодиагност по школьному возрасту;

-       диагност по речевому развитию (учитель-логопед)

Основные методы психодиагностики.

Классификации методов психодиагностики. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, исследование отдельного случая, комплексный. Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент(лабораторный, естественный), психодиагностические методы (опросные, тестирование, социометрия и социограмма) и праксиометрические (анализ процессов и продуктов деятельности, биографический метод, моделирование). Традиционные качественные методы психодиагностики: графология, френология, физиогномика, хирология. Интерпретационные (генетический — фило- и онтогенетический и структурный методы) и обработки данных (качественный анализ и количественные методы математико-статистического анализа, контент-анализ). Новые методы в психодиагностике.

Метод наблюдения. Виды наблюдения. Общая характеристика наблюдения как способа получения диагностической информации: основное назначение, особенности, преимущества и ограничения. Этические требования к проведению наблюдения.

Методические требования к проведению наблюдения. Разработка процедуры наблюдения. Категории и единицы наблюдения. Инструментарий и способы фиксации наблюдения: дневник, протокол, таблицы, матрицы. Использование технических средств наблюдения. Точность и объективность наблюдения. Ошибки наблюдения. Социальное восприятие и факторы, влияющие на его содержание.

Опрос. Виды опросов: устный или письменный; стандартизированный или свободный. Беседа, интервью, анкета, фокус группы. Технология ведения беседы: виды вопросов (открытые, закрытые, проективные), типы слушания (активное, пассивное, эмпатическое), позиции собеседников (открытая, закрытая, нейтральная), «я-высказывание».

Тест. Виды тестов:опросники, тесты-задания, проективные тесты. Характеристики теста — надежность, валидность, репрезентативность. Составляющие тестовой компетентности.

Диагностика поведения. Соотношение внешнего и внутреннего в психической жизни человека как методологическая основа психодиагностики поведения.Анализ и интерпретация вербального и невербального языка общения. Невербальная коммуникация и ее составляющие: кинестетика (моторика различных частей тела человека — жесты, мимика, пантомимика или язык тела), паралингвистика (система вокализации: тембр голоса, его диапазон, тональность и пр.), экстралингвистика (система «добавок» к вербальной информации: темп, ритм речи, паузы, покашливания, плач, смех и т. п.), проксемика (пространственная и временная организация общения) и «язык глаз». Язык одежды. Психофизиология цвета.

Диагностика личности потребителя. Способы изучения и диагностики личности потребителя — выделение главных психологических особенностей. Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности клиента. Типологии личности потребителя по: типам темперамента, типам характера (акцентуации характера, психогеометрическая типология и т. д.), особенностям восприятия и переработки информации (художник-мыслитель, аудиал, визуал, кинестетик и т. д.). Составление социально-психологического портрета личности клиента, потребителя.

Возраст

Интеллект

Личность

Психофизиологические особенности

Детско-родительские отношения,  супружеские отношения

Профориентация и проф.самоопределение

Ранний возраст

1

Младший дошкольный возраст

3

67

75А

76Б

Средний дошкольный возраст

2а,  22, 33

45, 49, 50, 58, 64, 69

75Б

49, 50, 76Б, 77

Старший дошкольный возраст

2б, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11а, 11б, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31

45, 49, 50, 52, 56, 58, 64, 65, 67, 69

75В, 75Г

49, 50, 76Б, 77

Младший школьный возраст

9, 26, 34

44, 45, 49, 50, 52, 56, 58, 65, 67, 68

71, 72

49, 50, 76Б, 77

Младший подростковый возраст

35

42, 43, 44, 45, 49, 56, 58, 68

72

49, 50, 76А, 77

Подростковый возраст

36

42, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 54, 55, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 68

71, 72, 73, 74

49, 50, 76Б, 77

78, 79

Старший подростковый возраст

37

40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 51, 53, 54, 55, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 68

71, 72, 73, 74

49, 50, 76Б, 77

79, 80, 81

Юношеский возраст

38

44, 45, 47, 49, 53, 54, 55, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 68

72, 73, 74

49, 50, 76Б, 77

79, 80, 81

Взрослые

39

44, 45, 47, 48, 49, 51, 53, 54, 55, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 68

71, 72, 73, 74

47

79, 80, 81

Интеллект:

1.                  Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Смирнова Е. О., Галигузанова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.)

2.                  А. Диагностика психического развития детей 4–5 (Д. В. Андрющенко, Г. П. Логинова) Б. Диагностика психического развития детей 5–6 (Д. В. Андрющенко, Г. П. Логинова)

3.                  Психологическая готовность детей 6–7 лет к школьному обучению (Гуткина Н. И.)

4.                  Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (Е. В. Доценко)

5.                  Тесты на готовность к школе ребенка 6–7 лет (Соколова.Ю)

6.                  Диагностика психического развития детей (Т. Д. Марцинская)

7.                  Диагностика интеллекта методом рисуночного теста (С. С. Степанов)

8.                  Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка (М. М. Семаго)

9.                  Диагностика системного мышления детей 6–9 лет (Н. И. Поливанова, И. В. Ривина)

10.              Психологическая карта дошкольника (готовность к школе), (М. В. Ермолаева, И. Р. Ерофеев)

11.              А.Тесты для подготовки к школе (Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина) Б. Методика «МЭДИС»

12.              Методика зрительный диктант

13.              Тест Пьерона-Рузера

14.              Тест Керна

15.              Методика С. Лиепинь

16.              Методика «Обведи контур»

17.              Тест Бендера

18.              Самое непохожее (Л.Венгер)

19.              Доска Сенега

20.              Лабиринты (Д. Векслер)

21.              Матрица равена

22.              Серии сюжетных картинок

23.              Эталоны

24.              Методика десять слов (А. Лурия)

25.              Методика «Образец и правило» (Л.Венгер)

26.              Методика графический диктант (Д. Б. Эльконин)

27.              Методика «Кто спрятался в лесу»

28.              Методика «Дополнение фраз»

29.              Методика «Пиктограммы»

30.              Методика «Парные аналогии»

31.              Методика «Езда по дорожке»

32.              Диагностика детей младшего дошкольного возраста, комплект (О. П. Гаврилушкина)

33.              Диагностика детей среднего дошкольного возраста (Т. Д. Абдурасулова)

34.              Тест умственного развития младших школьников (В. П. Арсланьян)

35.              ГИТ (групповой интеллектный тест) 5–6 класс

36.              ШТУР-2 (7–9 класс)

37.              Тест структуры интеллекта 10–11 класс (Р.Амтхауера)

38.              АСТУР (11 класс, абитуриенты)

39.              Тест структуры интеллекта для взрослых (Р.Амтхауера)

Личность:

40.              Тест опросник межличностных отношений (Т. Лири)

41.              Тест-опросник мотивации достижений (А.Мехрабиана)

42.              Тест-опросник аффиляции (А.Мехрабиана)

43.              Проективный метод «незавершенных предложений» (А. М. Прихожан)

44.              ДДЧ

45.              Несуществующее животное

46.              «Я и окружающий мир»

47.              «Слепой художник»

48.              «Пейзаж»

49.              Рисунок семьи

50.              Рисунок семья животных

51.              ТАТ

52.              САТ

53.              Тест «Роршаха»

54.              Тест 8 влечений Сандис

55.              Тест «Любовная история» (Джосс Владимир)

56.              Тест рисуночной фрустрации «Розенцвейга»

57.              Тест вербальной фрустрации (Собчик)

58.              Цветовой тест Люшера

59.              Методика «Автопортрет»

60.              Методика РНЖ

61.              Тест «Руки»

62.              Методика КИСС

63.              Методика «Красивый рисунок»

64.              Тест «Кактус» (М. А. Панфилова)

65.              Методика А. Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись

66.              Методика «Лесенка»

67.              Тест тревожности (Р. Треммел, М. Дорки, В. Амен)

68.              Тест «Нарисуй человека», разработчик НПЦ «Психодиагностика» И. Г. Демидова, В. И. Чирков и др.

69.              Диагностика и развитие моральной компетенции личности дошкольников (Т. П. Авдулова, Е. Г. Аксенова, Т. Н. Захарова)

Психофизиологические особенности:

70.    Опросник Яна Стреляу

71.    Опросник Айзенка

72.    Таблица наблюдений В. Т. Козловой

73.    Метод «Ассоциации» (В. А. Данилова)

74.    Метод «Исполнения инструкции» (В. Т. Козлова)

75.    А. Диагностика психофизических процессов речевого развития детей 3–4 (О. А. Романович, Е. П. Кольцова).

Б. Диагностика психофизических процессов речевого развития детей 4–5 (О. А. Романович, Е. П. Кольцова)

В. Диагностика психофизических процессов речевого развития детей.5–6 (О. А. Романович, Е. П. Кольцова)

Г. Диагностика психофизических процессов речевого развития детей 6–7 лет (О. А. Романович, Е. П. Кольцова)

Детско-родительские отношения, супружеские отношения:

76.  А. Опросник ADOR, Б. Тест-опросник родительского отношения «Методика ОРО» (А.Я. варга, В. В. Столин)

77.  ACD (анализ семейных взаимоотношений)

Профориентация и проф. самоопределение:

78.  Опросник ориентировочного предпочтения (Е. А. Климова)

79.  ЛПП (Н.С, Пряжникова)

80.  Профиль мышления

81.  ОТУС

Возрастные периодизация в отечественной и зарубежной психологии

Выготский Л. С.:

Основные понятия теории Выготского. Выготский рассматривает развитие, прежде всего как возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Динамика возрастного развития. Л. С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид:

-       кризис новорожденности;

-       младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;

-       раннее детство (1–3 года) — кризис 3 лет;

-       дошкольный возраст (3–7 лет) — кризис 7 лет;

-       школьный возраст (8–12 лет) — кризис 13 лет;

-       пубертатный возраст (14–17 лет) — кризис 17 лет.

Д. Б. Эльконин:

Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. В 2–2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т. д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с пред метом.

К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1–3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный.

Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т. д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов.

Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять «Я«, «Я сам». Эпоха детства (3–11 лет).

Дошкольное детство (3–7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка.

У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. 2. Младшее школьное детство (7–11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать.

В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе.

Наступает следующая эпоха — эпоха подростничества (11–17 лет). Младшее подростничество (11–14 лет). Появляется новая деятельность — деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры.

Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых — «трудный возраст», «переломный возраст». Юность — старшее подростничество (14–17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.

Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы. Периодизация Д. Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.

Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.

В своей теории Д. Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития.

М. И. Лисина:

Это коммуникативная деятельность со своей структурой:

1)                 общение — взаимонаправленная коммуникация, где каждый участник выступает как субъект;

2)                 побуждающий мотив — конкретные свойства человека (личностные, деловые качества);

3)                 смысл общения — удовлетворить потребность в познании других людей и самих себя через оценку других и себя.

Достаточно широки и значимы для ребенка все процессы взаимодействия со взрослыми. Общение же чаще всего выступает здесь только его частью, поскольку, помимо общения, у ребенка есть и другие потребности. Каждый день ребенок делает для себя новые открытия, ему необходимы свежие яркие впечатления, активная деятельность. Дети нуждаются в том, чтобы их стремления были поняты и признаны, в ощущении поддержки со стороны взрослого. Развитие процесса общения тесно связано со всеми этими потребностями детей, на основе которых можно выделить несколько категорий, обусловленных мотивами общения таких как:

1)                 познавательная категория, которая возникает тогда, когда ребенок получает новые яркие впечатления;

2)                 деловая категория, которая возникает в процессе активной деятельности ребенка;

3)                 личностная категория, возникающая в процессе непосредственного общения ребенка со взрослыми. Развитие общения со взрослыми М. И. Лисина представила как смену нескольких форм общения. Учитывались время возникновения, содержание потребности, которая удовлетворяется, мотивы и средства общения.

Взрослый человек является главным двигателем в развитии общения ребенка. Благодаря его присутствию, вниманию, заботе процесс общения зарождается и проходит все этапы своего развития. В первые месяцы жизни ребенок начинает реагировать на взрослого: ищет его глазами, улыбается в ответ на его улыбку. В четыре-шесть месяцев у ребенка появляется комплекс оживления. Теперь он может достаточно долго и пристально смотреть на взрослого, улыбаться, проявляя положительные эмоции. Развиваются его двигательные способности, появляется вокализация.

Комплекс оживления, по мнению М. И. Лисиной, играет важную роль в формировании взаимодействия ребенка со взрослыми. Появление ситуационно-личностного общения является важным этапом формирования личности ребенка. Ребенок начинает ощущать себя на эмоциональном уровне. Он проявляет позитивные эмоции, у него появляется желание привлечь внимание взрослого, стремление к общей деятельности с ним. Далее появляется ситуативно-деловое общение. Теперь ребенку мало одного внимания со стороны взрослого, ему необходимо совершать с ним совместную деятельность, в результате чего появляется манипулятивная деятельность.

-          2–6 мес. — ситуативно-личностное, основная потребность — в доброжелательном внимании со стороны взрослого, средства общения экспрессивно-мимические;

-          6 мес. — 3 года — ситуативно-деловое, основная потребность — сотрудничество со взрослым, до года невербальные средства общения, потом вербальные

-          3–5 лет — внеситуативно-познавательное, основная потребность — в уважительном отношении со стороны взрослого. Возраст «почему».

-          5–7 лет — внеситуативно-личностное, потребность во взаимоотношении и сопереживании. Характерен вопрос: ты кого больше любишь?

Л. И. Божович:

Формирование самосознания личности связано с особенностями самоотождествления и самооценки. Определение понятия самоидентичность дано в работе как «устойчиво переживаемая тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов Я в единую связную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других». Вследствие этого, самоидентичность подразумевает самооценку и оценку ожиданий относительно базовых отношений Я и социального окружения.

В ранней юности остается значительным влияние родителей, поэтому важно, чтобы их суждения адекватно и надлежащим образом воспринимались взрослеющими людьми. Социальная ситуация развития в этом возрасте также включает весомое влияние сверстников референтной группы на формирование адекватной самооценки личности старшего школьника, а также способствует качественному изменению динамики самооценки. Специальными исследованиями установлена тесная причинная зависимость между самооценкой и ожидаемой оценкой, и их значительное, иногда решающее влияние на взаимоотношения, процессы общения и деятельности. Вместе с тем, многие авторы отмечают, что самосознание, прежде чем стать важной внутренней детерминантой, механизмом, через который преломляются влияния внешней среды, само возникает под воздействием этих влияний.

Возраст ранней юности иногда рассматривают как отрочество или как вторую часть подросткового возраста. В ранней юности окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в этот период более стабилен, чем у подростка и более позитивен. По мнению Л. И. Божович, к 16–17 годам возникает особое личностное новообразование, которое автор обозначает термином «самоопределение», поясняя, что «с точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Однако неполное соответствие биологического возраста этапам психологического формирования личности допускает на этом этапе продолжение кризиса юности. При этом кризисные ситуации чаще всего связаны с ущемлением различных аспектов Я. В юношеском возрасте кризис вызывает зависимость в отношениях с родителями (блокируется потребность в автономии), ситуации разочарования в себе, своих возможностях и силах (фрустрация потребности в идентичности), ощущение собственной несостоятельности в ситуациях супружеских проблем родителей, невозможности занять желаемое положение в группе сверстников. У выпускников школ акцент в восприятии кризисных ситуаций сдвигается в сторону неустроенности социальных отношений и смысложизненных проблем.

Необходимо отметить также, что юношеский возраст является периодом интенсивного формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление самосознания и личности в целом. процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка имеет особое значение для социального развития ребенка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе. Специальные исследования Н. А. Кириловой выявили четыре типа ценностных ориентаций старших школьников: на общечеловеческие ценности, на ценности социальной успешности, на ценности индивидуальной самореализации и на ценности социального взаимодействия. При этом показано, что тип ценностных ориентаций влияет на степень выраженности ряда исследованных свойств интегральной индивидуальности в этом возрасте.

В процессе развития самосознания и становления личностной идентичности в старшем школьном возрасте, периоду ранней юности соответствует специфичные формы поведения, потребности и конфликты. Трудности освоения взрослого статуса проявляются и в усложнении процесса самоидентификации, формирования адекватной Я-концепции и системы ценностей, развитии мотивационной сферы. С этой точки зрения взросление рассматривается как необходимый и трудный шаг во взрослое состояние, но не как самостоятельная стадия человеческой жизни. В течение этой переходной фазы формируется чувство социальной ответственности, которая, однако, еще не может быть возложена на личность в полном объеме в связи с недостаточной ее зрелостью. Это нередко ведет к конфликтам между молодыми людьми и родителями и другими взрослыми, поскольку в настоящее время еще не существует общественных предпосылок для возложения на молодых людей соответствующих задач и ответственности.

Эрик Эриксон:

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3–5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я« в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Зигмунд Фрейд:

На оральной стадии (до года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция — Я. Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

На анальной стадии (1–3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я, определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия (5- 12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.

Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Литература:

1.         http://www.pandia.ru/text/77/303/1089.php

2.         http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/03/09/programma-psikhologicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo

3.         http://biofile.ru/psy/11624.html

4.         http://www.coolreferat.com/Основы_психодиагностики_3

5.         http://www.psychoanalyse.ru/test/psytests.html

6.         http://psyera.ru/4919/metody-psihodiagnostiki

7.         http://all-sci.net/vozrastnaya-psihologiya/periodizatsiya-freyda.html

8.         http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/periodizatsiya-razvitiya-lichnosti-39812.html

9.         http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30147_full.shtml

10.     http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/loschenkova/0/j28.html

11.     http://all-sci.net/vozrastnaya-psihologiya/periodizatsiya-elkonina.html

12.     http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/26878-periodizaciya-ls-vygotskogo.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle