Библиографическое описание:

Багнюк С. П. Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 137-140.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка школьника к решению проблем, овладения навыками исследовательской деятельности, активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. [1, с. 1]

Прежде всего, следует отметить деятельностный характер нового ФГОС. Система образования отказывается от традиционного представления результатов образования в виде знаний, умений и навыков. По новым стандартам деятельность образовательного учреждения в обучении школьных дисциплин должна быть направлена на достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти перемены затронули и область искусства, в частности, музыку.

Рассмотрим некоторые планируемые результаты в обучении музыке в основной школе:

Так, например, к сфере предметных результатов относятся:

-          cформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

-          расширение сферы познавательных интересов, общего музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-          приобретение устойчивых навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

-          сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Личностные результаты изучения музыки отражают:

-          совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

-          навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников;

-          лично-оценочное суждение о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоения опыта поколений) в наши дни.

К метапредметным результатам изучения музыки в школе относятся умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, работая с разными источниками информации, включая (ИКТ-компетентность) В процессе изучения предмета ученик должен научиться критически мыслить и аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства. [2, с.54]

Таким образом, у школьника должны быть сформированы ключевые компетенции: исследовательские, коммуникативные и информационные. Все эти изменения требуют от учителя музыки пересмотра традиционных форм и методов ведения урока, внедрения современных технологий обучения с применением ИКТ.

Сегодня в практике современного образования широко используется технология проектно-исследовательской деятельности.

Современный проект учащихся — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности с применением ИКТ, развитие креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники не только обобщают полученные знания на уроке, но и учатся приобретать их самостоятельно. Сегодня, когда учителя музыки отмечают снижение интереса к урокам у школьников 7–8 классов, метод проектов может стать подспорьем к развитию и поддержанию у них мотивации к музыкальному образованию.

На уроках музыки в общеобразовательной школе данная технология используется сравнительно недавно и имеет свои особенности:

Во-первых, — проекты по музыке являются межпредметными по своей сути, так как в них интегрируется тематика нескольких гуманитарных предметов — собственно музыки, а также истории, литературы, живописи, иностранного языка и др.;

Во-вторых, — проекты, выполненные в рамках предмета «Музыка» по своему содержанию являются культурологическими.

В-третьих, — в проекте взаимодействуют такие формы внеурочной деятельности учащихся, как посещение театров, филармоний, концертов, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие работы. Такие виды деятельности, как индивидуальное и коллективное музицирование, сочинение музыки, музыкально-сценическое сопровождение проекта, оформление альбомов, газет, тематическое рисование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) приветствуются и поощряются.

На уроках музыки могут использоваться следующие виды проектов:

Игровые — ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие способности.

Информационно-исследовательские проекты — творческий реферат с презентацией (с приложением музыкальных файлов). Примерами могут служить исследование учащимися особенностей различных стилей и направлений музыки, увлекательные факты из жизни музыкальных коллективов, известных композиторов прошлого и настоящего, история развития музыкальных инструментов.

Сценарные проекты — внеклассные мероприятия для школы или отдельного класса (подготовка и проведение конкурса-фестиваля военно-патриотической песни, музыкально-литературные композиции).

Темой исследовательского проекта по музыке может служить анализ той или иной нравственной ценности, прослеживание изменений ее понимания во времени.

В своей практике преподавания я использую метод проектов с подростками и старшими школьниками. Для учащихся этого возраста очень важен выбор темы проекта, которая должна:

-          быть интересной и значимой;

-          находится в сфере музыкальных предпочтений учащихся.

Приведу пример из личного опыта работы использования на уроке музыки технологии проектной деятельности с методическими рекомендациями:

Проект «Стили и направления современной популярной музыки: связь времен и поколений».

Участники проекта: ученики основной школы (7 классы).

Предмет: междисциплинарный (музыка, история, литература, ИЗО).

Продолжительность проекта: январь — май 2014г.

Форма работы: внеурочная.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, аудио-, видеосистемы, диапроектор, учебная и дополнительная литература о музыке.

Цели образовательные и воспитательные:

-          активизация познавательной деятельности учащихся;

-          развитие творческого мышления учащихся, исследовательских умений и навыков;

-          формирования определенных личностных качеств — ответственности, общительности, терпимости, доброжелательности.

Задачи проекта:

-          развитие интереса к получению музыкально-эстетических и гуманитарных знаний;

-          формирование потребности в общении с музыкой;

-          раскрытие музыкально-творческого потенциала учащихся;

-          развитие художественно-эстетического вкуса, критического восприятия разнообразной музыкальной информации.

Продуктом проектной деятельности является:

-          творческий отчет в виде реферата;

-          презентация с музыкальными файлами в формате mp3;

-          музыкальное творчество учащихся.

Краткое содержание проекта и его актуальность: Сегодня, в условиях информатизации культуры, музыкальные вкусы современных школьников формируются стихийно, вне школы, их музыкально-художественные критерии смещены. В подростковой среде огромной популярностью пользуются такие разновидности массовой современной музыки, как «рэп», «эйренби», «поп», «диско», «рок» и другие, сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции. К сожалению, классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза, остаются за пределами внимания подростков. Таким образом, уроки музыки приходят в противоречие с музыкальными интересами подростков и, как следствие, снижение интереса к предмету.

По мнению автора, музыкальные пристрастия учащихся можно и нужно использовать на уроках музыки в педагогических целях. Главное, обратить внимание на взаимосвязь музыки прошлого и настоящего времени, тем самым пробудить интерес подростков к классической, народной музыке.

Вывод, к которому должны прийти учащиеся в ходе работы над своими проектами: современная популярная музыка, при всем ее новаторстве жанров, стилей, технических средств звукозаписи не отрывается от классических и народных традиций, а обновляется, благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни. Слияние рок-музыки с традиционными жанрами классической музыки — оперой, фольклором — яркое тому доказательство.

Темы проектов учащихся:

1.              Стили и направления современной популярной музыки

2.              Ах, этот джаз!

3.              Мюзикл — музыкальный жанр для всех.

4.              От оперы к рок-опере

5.              Рок музыка как. как социальное явление. Группа «Metallika».

6.              Русский рок. Последний герой. Творчество Виктора Цоя.

7.              Фолк-рок.

Выбор тем учеников в рамках общей темы проекта показывает, какую музыку выбирает молодое поколение и позволяет ответить на проблемные вопросы:

1.      Какая музыка нужна сегодня подрастающему поколению?

2.      Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Этапы проектной деятельности.

1 этап — погружение в проект (январь-февраль).

Выбор темы и проблемы исследования, определения целей и задач, определения плана исследования. Роль учителя — направляющая, на основе мотивации.

2 этап — организация деятельности (февраль-март).

Организация детей в группы по 5- 8 человек, определения роли каждого участника, составление плана исследования, рекомендация списка литературы. Роль учителя — консультация при необходимости.

3 этап — осуществление деятельности (март-апрель).

Работа каждого участника в группе в соответствии со своим амплуа, поиск необходимой информации, подготовка реферата и презентации, промежуточный отчет в группе. Роль учителя — консультация.

4этап — подведение итогов: рефлексия деятельности и результатов. (апрель-май).

Предзащита по теме исследования. Устранение замечаний.

Рефлексия работы над проектом осуществляется путём обсуждения того, что удалось и не удалось сделать в данном проекте.

Планируемые результаты.

После завершения проектов учащиеся расширят свои представления о разнообразии музыкальных стилей и направлений современной музыки, научатся аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям; сравнивать, прослеживать взаимодействие и связи разных музыкальных явлений между собой, понимать проблемы современного музыкального мира. Учащиеся научатся применять полученные знания о музыке в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Форма защиты исследовательского проекта.

Защита презентаций на открытом мероприятии с приглашением коллег, родителей, членов жюри.

Критерии оценки исследовательских проектов членами жюри:

1.                  Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы

2.                  Полнота и логичность раскрытия темы; ее законченность

3.                  Самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений

4.                  Умения делать выводы и обобщения

5.                  Артистизм и выразительность выступления

6.                  Музыкальное, художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, коллективное и индивидуальное музицирование, подбор слайдов, рисунков, оформление газет, музыкально-сценическое сопровождение проекта и пр.)

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

3 балла — наиболее полно соответствует данному критерию;

2 балла — частично соответствуют данному критерию;

1 балл — не соответствуют данному критерию.

Представленные темы проектов были успешно защищены и получили одобрительные отзывы членов жюри. Наиболее интересными и серьезными получились проекты на тему рок-музыки. Интересно, что рок как направление, был раскрыт ребятами в социофилософском и психологическом аспектах. Вся презентация сопровождалась специально отобранными музыкальными композициями. Раскрытие смысла песен позволило сделать вывод о значимости в них любви и дружбы. Особый отклик у ребят вызвало обращение к творчеству лидера группы «Кино» Виктору Цою, известные песни которого были исполнены всем залом. На многих песнях Виктора Цоя можно воспитывать истинный патриотизм, честность перед самим собой, гражданскую позицию. Тема проектов фолк-рок позволила больше узнать о народных исполнителях прошлого и настоящего, раскрыть значение фольклора для духовного развития молодежи.

Таким образом, предложенные темы проектов позволяют учителю музыки реализовать связь изучаемого материала с современной социокультурной ситуацией, показать преемственность в ее развитии, повысить интерес при изучении тем курса. Использование проектной технологии открывают новые возможности перед учителем музыки. В конечном итоге, ее использование должно быть направлено на развитие музыкальной культуры учащихся, формирование их музыкального вкуса, Главное — научить учеников критически мыслить в условиях широкого разнообразия современной массовой культуры, знать и ценить лучшие образцы классической музыки.

Литература:

1.      http: //standart.edu.ru

2.      Музыка 5–7 классы. Искусство. 8–9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013.

3.      Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС./ О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская..- СПб.: КАРО, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle