Библиографическое описание:

Емельянова И. А. Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 163-165.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».

Шалва Амонашвили

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные примерно в одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Психолог Немов Р. С., рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление, использование на практике. [1,c.166]

Психолог Теплов Б. М. считает, что способности — это индивидуально-психологические различия между людьми. Психологи выделяют учебные и творческие способности. Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, под творческими способностями понимают такие, которые определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий, изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях деятельности. [7,c.12]

Развивать творческие способности детей — это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания.

Творческие способности, на мой взгляд, лучше всего развивать через познавательный интерес, не принуждая учащихся к изучению новой темы. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно.

Уже в начальных классах я стараюсь привить ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.

Как привлечь младших школьников к спору с учителем, который «все знает»? Это бывает порой очень трудно. Ведь ученик заранее согласен с тем, что скажет учитель.

Именно деятельностный метод обучения, на мой взгляд, ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Данный метод обучения направлен на формирование у учащихся умений:

-        ставить цели;

-        решать задачи;

-        отвечать за результаты.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

-        урок открытия нового знания;

-        урок рефлексии;

-        урок построения системы знаний;

-        урок развивающего контроля. [9,c.123]

Каждый урок данного типа, на мой взгляд, предполагает постановку проблемы перед учеником, заставляет его в течение всего урока искать пути решения поставленной перед ним задачи, то есть находиться постоянно в деятельности.

Например, перед изучением сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел дети знакомятся с графическими моделями этих чисел. Введение новых вычислительных приемов происходит на основе этих моделей. Причем, учащиеся выполняют «открытие» самостоятельно, путем решения поставленной учителем проблемы.

Подготовка к введению темы «Умножение» (М — 2) начинается еще с 1 класса. В процессе обучения я систематически включаю в урок «ритмические игры» (счет через 2, 3, 4,..., 9).

Важнейшим средством развития детей и воспитания у детей интереса к предмету является создание условий для их творческой деятельности. Этому способствуют творческие домашние работы, которые носят в моем классе регулярный характер (2–3 раза в неделю). Приведу несколько примеров творческих домашних заданий:

-                   придумай рисунок или узор, составленный из геометрических фигур (М-1);

-                   составь 2–3 примера на сложение и вычитание трехзначных чисел (М-2);

-                   составь цепочку так, чтобы получился «ритм» (М-2);

-                   составь и реши задачу про героев этой сказки;

-                   зашифруй название сказки с помощью примеров.

Особенность использования деятельностного метода на уроках чтения заключается в технологии работы с текстом.

В отличие от традиционной методики программа «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) предлагает формировать у детей тип читательской деятельности, который представляет собой «...трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального) осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)…» Эта методика разработана Н. Н. Светловской и, мне кажется, ее применение способствует повышению интереса к урокам чтения у детей, а также, что самое главное побуждает их к самостоятельному домашнему чтению. Дети не боятся проверки техники чтения, так как и она проводится иначе, чем в традиционной программе. Прежде чем выставить отметку, я прошу детей прочитать вслух незнакомый текст и назвать главную мысль, затем прочитать про себя другой незнакомый текст и выполнить анализ, а затем только оцениваю сформированность умений и навыков чтения.

Очень нравятся моим ученикам задания творческого характера: измените 4-ю часть сказки, как все могло бы закончиться («Царь-девица», чтение 2 кл.), оформи обложку книги, составь рассказ о Серебряном копытце, сочини волшебную сказку, нарисуй карту Муми-дола, нарисуй портрет понравившегося героя и расскажи о нем, подготовьте 2 вопроса к произведению, нарисуйте фантик с изображением любимого сказочного героя, слепите его, составьте ему пожелание, инсценирование и т. д.

Использование деятельностного метода в практике преподавания и организации познания на уроках окружающего мира имеет большое значение, так как позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности. В ходе реализации данного метода обучения в процессе познания окружающего мира младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляя характер и особенности предметов и объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Одним из видов деятельностного подхода является проектная деятельность. Уже со 2 класса я ввожу элементы метода проектов на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, во внеурочной деятельности. Методика применения данного метода обучения должна быть реализована с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, деятельностный метод обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, а так же формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их. Использование данного метода способствует формированию умения самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, развитию творческих способностей.

Литература:

1.      Психология. Немов Р. С. Кн. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.

2.      Психология. Немов Р. С. Кн. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Информационный сборник //Оленегорск: комитет по образованию, МУО «ИМЦ», 2009.
  2. И. А. Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» / М., Педагогика, 1985.
  3. А. М. Матюшкин «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972.
  4. Е. Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 1999 г., № 6, 7, 8.
  5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с.9–20.
  6. Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, № 3, 2010, стр.20.
  7. Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle