Библиографическое описание:

Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 41-44.

«Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания».

К. Роджерс

1.                  Актуальность выбранной темы.

Изменения, происходящие в современном российском образовании, связанные с внедрением федеральных государственных стандартов, требуют пересмотра целевых установок, приоритетных направлений, применения новых технологий, форм и методов обучения.

На сегодняшний день от учителя требуется владение новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его индивидуальность, творческую инициативу.

Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её, поставив во главу угла задачу формирования способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания на практике, планировать свои действия, плодотворно сотрудничать.

На мой взгляд, наибольший эффект в достижении поставленных задач может быть достигнут в условиях организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

2. Организация внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ «СОШ № 12».

В связи с переходом на новые образовательные стандарты особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников. Система внеурочной деятельности в нашей школе выглядит следующим образом. Она предусматривает кружковые занятия: «Изучаем права человека», «Экономика для самых маленьких», «Геометрия вокруг нас», «Позитив», «Искусство оригами», «Русский язык с увлечением», «Я — исследователь».Мне бы хотелось более подробно рассказать о проектно-исследовательской деятельности, так как на протяжении нескольких лет веду кружок «Я — исследователь» и работаю в данном направлении.

3. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Главная цель проектно-исследовательской работы — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

При организации исследовательской работы ставлю такие задачи:

1.      Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

2.      Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в проектно-исследовательской деятельности.

3.      Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности.

4.      Формирование у учащихся устойчивой потребности к проектно-исследовательской деятельности.

5.      Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в проектно-исследовательскую работу.

Работу начинаю вести с 1 класса, используя комплект методических материалов по исследовательскому обучению А. И. Савенкова.

В 1 классе отдельные занятия, посвященные исследовательской работе, не проводятся. Ведется пропедевтическая работа:

-        проблемным, частично — поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

-        уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решений осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

-        кратковременными исследованиями — наблюдениями и описаниями (под руководством учителя);

-        практическая работа «Как работать с книгой?» (посещение библиотек).

При этом использую тетради «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей».

Со 2 класса я организую специальные занятия по исследовательской работе (1 час в неделю). Наличие занятий, на мой взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1.      Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы такими, как «исследование», «информация», «знания» и другими.

2.      Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

Организую совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы. Например, учитель подводит учащихся к теме исследования. В процессе полилога учащиеся формируют проблему. Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами данной темы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию по теме. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, наблюдение, поиск литературы, интервью и так далее. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи. Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской работе, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3.      Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4.      На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5.      На исследовательских занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предмета и множества предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторики, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно — следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6.      Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначениях, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой), исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют желание и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы (конференция, круглый стол, творческий отчет, выставка и т. д.).

В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе (1 раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, их место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, его задачи). На уроках используются игровые методы, путешествия, экскурсии, сказочный материал.

Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).

Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интервьюирование. Опрос проводится по предварительно составленному плану (вопросом) с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественнонаучными дисциплинами.

Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской работе, учителем оказывается консультативная помощь.

К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить 1–2 задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.

На занятиях по исследовательской работе в 4 классеобобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

Этап защиты проектно-исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита — венец исследования. Защиту следует проводить как праздничное мероприятие.

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в младшем школьном возрасте.

В нашей школе ежегодно проходит научно-практическая конференция «Хочу все знать», в которой мои ученики принимают активное участие.

Уже стало традицией участвовать в муниципальном конкурсе проектов в Музыкально-эстетическом лицее им. А. Шнитке

Следующим этапом участия в конкурсах является региональный конкурс проектов «Я — исследователь!» на базе «СарИПКПРО».

И самый высший этап — международные конкурсы сетевых проектов.

Что такое сетевой проект? Мы говорим сетевой, подразумеваем телекоммуникационный. Под сетевым проектом подразумевается удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами, методами исследования. Что дает сетевой проект нашим ученикам: Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимых человеку 21 века: коммуникативные умения, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Исследовательская деятельность способствует развитию:

-                   Критического мышления;

-                   Информационной культуры;

-                   Творческих и коммуникативных способностей;

-                   Умения ставить цели и пути их реализации;

-                   Умения быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

«Обучая других, обучаешься сам» — эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.

4.                  Заключение.

Закончить своё выступление, хочется словами:

“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Все дети рождаются, чтобы быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются — в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера — двигает горы…

Вера в учеников, может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить…

Литература:

1.      Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: учебная литература: ИД «Фёдоров», 2010.

2.      Бондарчук М. М., Ковылина Н. В., Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. — Волгоград: Учитель, 2007.

3.      Экологический мониторинг: Учебно — методическое пособие, под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2005.

4.      Воровщиков, С.Г., Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать/ С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова. — М.: 5 за знания, 2006.- 120с.

5.      Громова, Т. В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников/ Т. В. Громова //Практика административной работы в школе.-2006.- № 6.-С.59–65.

6.      Гурич, Е. М. Индивидуальная исследовательская работа с учащимися Исследовательская работа школьников/ Е. М. Гурич.- 2008.- № 4.- С.26–42.

7.      Кочкина, М. В. НОУ как система развития интеллектуального потенциала личности/ М. В. Кочкина // Исследовательская работа школьников.- 2008.-№ 2.- С. 120–125.

8.      Степанова, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ М. В. Степанова. — СПб.: КАРО, 2006.- 116с.

9.      http://www.zankov.ru/exp/article=1601 Автор: Корсакова Галина Николаевна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle