Библиографическое описание:

Савёлова М. С. Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 331-335.

В настоящее время школа работает в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды, т. е. использование различных технических средств обучения (ТСО).

Технические средства обучения — это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся:

1)      учебные кинофильмы;

2)      диафильмы;

3)      компьютеры;

4)      магнитофонные записи;

5)      грамзаписи;

6)      радиопередачи;

7)      телепередачи и т. д.

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:

1)      информационные;

2)      комбинированные;

3)      тренажеры;

4)      средства контроля знаний;

5)      аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:

1)      повышают эффективность и качество обучения;

2)      способствуют интенсивности учебного процесса;

3)      направляют и организуют восприятие учащихся;

4)      развивают у учащихся больший интерес к знаниям;

5)      помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося;

6)      являются источником, и мерой учебной информации;

7)      способствуют повышению эмоционального отношения учащихся к их учебной работе;

8)      способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

Учебные кинофильмы — самое популярное из технических средств обучения. Но в начальной школе при обучении детей иностранному языку используются крайне редко, только в качестве ознакомления со страноведческими особенностями стран носителей языка. И учитывая психологические особенности младших школьников, демонстрируются только отрывки из фильмов.

Диафильм представляет собой сочетание слова со статичным изображением. Это определенным образом смонтированная система диакадров, где монтаж обусловлен содержанием материала, учебной целью диафильма и его назначением. В настоящее время диафильмы вытеснены презентациями (о которых пойдёт речь позже)

Компьютер — одно из самых современных технических средств обучения. Он позволяет управлять учебной деятельностью учащихся, помогает овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во всех школах проводится процесс компьютеризации, который позволит повысить эффективность обучения.

Магнитофонные записи широко используются во всех школах и представляют собой пособия, применяемые при изучении иностранных языков, музыки, пения, литературы и т. д.

В результате использования ТСО и инструментов ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Таким образом, применение ТСО даёт платформу для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. В стандартах по каждому предмету все это конкретизировано в требованиях к уровню подготовки выпускников.

Формирование УУД (универсальных учебных действий) является основной целью учебно-воспитательной деятельности школы согласно требованиям Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы:

-                   Зачем я учу английский язык?

-                   Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?

-                   Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?

-                   Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

-                 Личностный;

-                 регулятивный (включающий также действия саморегуляции, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности);

-                 познавательный;

-                 коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Активные формы обучения, направленные на формирование УУД, включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Все эти технологии начальная школа активно применяет в течение последних 5 лет при организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников.

Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

На опыте собственной работы убедилась, что преподавание в начальных классах необходимо ориентировать на использование ИКТ-технологий и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов). Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

Рассмотрим как и какие УУД развиваются с помощью различных видов заданий и как этому способствует применение ИКТ.

Краткое содержание заданий

Какие УУД развиваются

Возможности применения ИКТ

Оценка результатов

Аудирование

Прослушайте несколько коротких текстов

—подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний

Познавательные

логические

Запись текстов, иллюстраций к ним

Проверьте себя, где, почему ошиблись

Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст

—прослушайте текст

—ответьте на вопрос

Познавательные

логические

Картинка к тексту, запись

Изложите своё мнение по вопросу

Монологическая речь

Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме,

—подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания

—составьте сообщение по теме

Коммуникативные

Знаково-символические

Логические

Интерактивная доска

Прослушайте запись своего сообщения, оцените объем, правильность

Чтение

Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст

познавательные

Музыкальное оформление

Прочитайте текст

Заполните таблицу (например, с информацией о героях)

—расскажите о героях по таблице

Познавательные логические

общеучебные

Запись чтения текста

Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи

Грамматика

изучите правило, примеры к нему

—объясните правило в интересной форме

—придумайте примеры к правилу

Познавательные

Логические

общеучебные

Презентация правила

Объясни правило одноклассникам

Фонетика

послушайте произнесение звука

—узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова)

—научитесь произносить звук

—разучите рифмовку или песенку с этим звуком

Познавательные логические

Презентация рифмовки или песенки, запись звуков

Организуйте соревнование, выступите перед одноклассниками с песенкой или рифмовкой, у кого получится лучше

Письмо

Написать учащемуся письмо на английском языке

Познавательные

коммуникативные

Написать письмо по интернету

Написать ответ на письмо учащегося, где задать вопросы, попросить объяснить фразы, т.д., в тех местах, где учащийся допустил ошибки.

Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Учителя начальных классов широко используют на уроках мультимедиа проекторы, которые позволяют значительно увеличить наглядность за счёт использования презентаций в ходе урока.

Презентация позволяет сконцентрировать внимание детей на том материале, который необходим в данный момент урока (презентация нового грамматического материала, страноведение — виртуальные прогулки по Лондону, Эдинбургу и т. д.), помогает углублять знания учащихся по предметам, способствуют развитию логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, воображения и фантазии. А также урок-презентация дает возможность значительно повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, позволяет включить в работу детей с разным уровнем подготовки.

Компьютер помогает учителю расширить возможности предъявления разного типа информации (фотографий, анимаций, схем, таблиц, диаграмм, графиков, аудио-видеоинформации). Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Компьютер дает возможность предоставления информации в сжатом, упрощенном виде, формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Компьютер усиливает мотивацию учащихся и интерес к учёбе, повышает качество успеваемости школьника.

Таким образом, ИКТ способствует снижению дидактических затруднений у учащихся.

Благодаря использованию ИКТ обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся, повышается эффективность процесса обучения в области моделирования изучаемых процессов и явлений.

Различные электронные дидактические игры, тренажёры учебной деятельности, тесты позволяют обеспечить тренировку изучаемого материала, автоматизировать контроль уровня знаний, дают возможность мгновенно оценивать успехи учеников и получать информацию о затруднениях, испытываемых ими на уроке. Способствуют развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения.

В своей работе учителя используют готовые цифровые образовательные ресурсы, современные электронные учебные материалы, предназначенные для использования на уроках в начальной школе. Сами составляют электронные приложения к уроку, к отдельным темам, тестовые задания по отдельным разделам. Применяют ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока, школьных праздников.

В своей работе учителя используют компьютер и как индивидуальное средство обучения. Вместе с новыми учебниками ребята получают диски с дидактическим игровым, тренировочным материалом по предметам, имеют возможность работать дома и в школе с помощью компьютера в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения детей с разными способностями. Компьютер помогает применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна ещё и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы, мощным мотивационным средством при выполнении тренировочных упражнений, вызывающих затруднения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, предлагаем компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помогаем таким учащимся, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время актуализации знаний, математической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников проводим компьютерное тестирование вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

Групповая форма работы за компьютером очень эффективна при решении проблемных задач.

Использование компьютера способствует повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.

Развитие обобщенных компьютерных умений в сочетании с предметными знаниями в конкретных областях составляют основу компетентостного подхода, узловым понятием которого являются ключевые компетенции.           Ключевые компетенции позволяют осуществлять системный подход к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.

Использование ИКТ- технологий и ЦОР в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению. При помощи мультимедиа технологий можно совершенно по новому показать проблему учащемуся, что развивает мотивацию для дальнейшего обучения.

Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:

-        развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-        овладевать практическими способами работы с информацией;

-        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Необходимо менять отношение детей к изучению предметов, делать его более серьезным и осмысленным.

Для того, чтобы будущие выпускники в совершенстве владели навыками использования всех возможностей, которые представляет разнообразная компьютерная техника и интернет-технологии, нужно на уроках в начальной школе подходить системно к формированию универсальных учебных действий, для чего надо обучать детей с привлечением тех же самых технологий.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно — коммуникационной компетенции.

Литература:

1.                 Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г. В., Володарская И. А. — М.: Просвещение, 2011. — 152с.

2.                 Верещагина И. Н. Английский язык. Рабочие программы. — М.: Просвещение, 2012. — 96с.

3.                 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. — М.: Просвещение, 2011. — 231с.

4.                 Презентация на тему: «Развитие познавательных УУД на уроках иностранного языка Автор: Бебякина Е. В., учитель английского языка

5.                 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

6.                 http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle