Библиографическое описание:

Шамсутдинова Р. И. Экология воспитания в школе (размышления учителя) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 216-218.

Сегодня школа как никогда оказывается в ситуации выбора. Стоит признать, что многие теоретические положения ученых — дидактов так и не вошли в школьную практику, создав только «эклектизм» образовательной среды, определив засилье мозаичного педагогического мышления, формализацию педагогических идей, что отрицательно сказывается на личности школьника и его развитии. Современное российское общество требует не только конкурентоспособную личность, но и личность духовно и нравственно развитую. [1, с. 3]

Экология — от греческого oikos — жилище, местопребывание, logos — слово, учение, наука.

Взаимозависимость растений, животных и среды обитания — основа науки, которая называется экологией. Экологию также называют наукой о всеобщей взаимосвязи, потому что она помогает понять законы, управляющие равновесием в природе.

В последние годы это слово мы применяем к, казалось бы, неприменяемым вещам. Слово настолько вошло в нашу жизнь, что мы перестали на него реагировать. Мы создаем университеты и институты экологии, экологическую милицию, международные законы и соглашения, которые запрещают разрушение дикой природы и принимают меры для сохранения природы подвергшейся опасности.

На «Саммите Земли» в 1992 году правительства 150 стран мира подписали декларацию, обещающую «добиваться разумного развития и повышения качества жизни для всех народов». Разумное развитие означает, что мы должны получать все, в чем нуждаемся сегодня, не обкрадывая своих потомков. Многие сегодняшние действия правительств и людей совершенно не разумны, они ограниченны и решают сиюминутные задачи. Мы разрушаем планету, лишая ее будущего. Может ли правительство изменить свои пути? И можем ли это мы?

Экология учит еще и другому. Равновесие системы нарушает человек, в результате чего сам и страдает. Экология показывает, что люди — часть общей системы равновесия в природе. Можем ли мы извлечь серьезный урок из экологии, если не можем относиться сами к себе с глубоким уважением.

Развитие человека никогда не будет совершенно, если оно направлено в сторону только интеллектуальных сил. Нужно развивать гармонично духовное и интеллектуальное, с преобладанием все-таки духовного. Развитие у человека только интеллекта, как низшего состояния сознания, не обуславливает собою проявления в нем духовности. Наоборот, развитие духовное настолько объемлюще, что человек, обладающий им одним, не имеет надобности в развитии интеллекта: он может постигать мир более совершенно. При этом духовный человек настолько непонятен человеку интеллектуального развития, что он после тщетных попыток уразуметь духовного человека называет его «юродивым».

Я работаю в школе 34 года, работу свою люблю и ощущаю огромное благоговение перед своими маленькими друзьями, учениками, являющимися моими учителями. Я не ошиблась — всегда горжусь тем, что училась вместе с детьми и учусь у них. «Хорош тот учитель, чьи ученики знают больше учителя». На опыте поняла, что дети жаждут знаний и добросовестно относятся к труду только тогда, когда видят, что и учитель учится. В младших классах, ученики подражают учителю — помыслы и дела учителя должны быть «экологически чистыми». В среднем звене ученики восхищаются учителем и, личность учителя должна быть достойна этого восхищения. В старшей школе учитель — наставник и друг, ученики должны гордиться дружбой с учителем. Этому меня научила вальдорфская школа, которую можно назвать экологически чистой. Особенность и отличие вальдорфской педагогики в том, что она не рассматривает воспитание, образование, развитие ребенка отдельно друг от друга, как не влияющие друг на друга факторы. Вальдорфская педагогика — это всегда взаимодействие треугольника, в углах которого находятся: родители — учителя и воспитатели — общество. Центром этих отношений выступает ребенок — свободная социальная личность. Вальдорфская педагогика не заканчивается окончанием школы, она длится всю жизнь — так как личность всегда имеет творческий потенциал работать над собой, изменяя себя и помогать изменяться другим. Мы можем сколько угодно развлекать детей техническими игрушками (компьютеры, ЕГЭ и ЕРЭ, игровые автоматы — развлечения взрослых, не прошедших пору детства), если не развита речь, если ребенок не может приложить свои руки к процессу созидания, а не разрушения, то стоит задуматься — какое будущее мы себе готовим.

Oikos — жилище, местопребывание. И это относится к нашему телу, в котором проживает душа и воспитывается дух. Если человечество хочет выжить, мы должны защитить богатства своего внутреннего мира, обеспечивающее нашу жизнь. Нужно смотреть в будущее, но не на годы, а на тысячелетия и сверять свои действия с экологией, чтобы не причинять, ни кому вреда.

У ребенка большой духовный мир, у старика — большой опыт (мудрость). К сожалению нынешняя обстановка такова, что и те и другие мешают материальному обществу (на одних не хватает средств, чтобы поднять воспитание — д/сады, образование — школы и ВУЗы; на других жалко затрачивать средства — пенсионеры). А ведь известно с давних времен, что не уважение молодыми старых обрекает общество на анархию и бездуховность. О культуре, речи нет вообще, но мы не должны забывать: культура — это передача опыта. В последние годы редки, стали составляющие воспитания духа: вера, надежда, смирение и любовь.

Известно, что воспитательный и образовательный процесс ребенка состоит из 3-х семилетий, каждое из них знаменуется развитием определенной системы органов нашего тела, и очень важно не упустить момент начала следующего развития, впрочем, еще более опасно — сделать раннее развитие. Нельзя получить плоды у растений, пока не разовьются листья и цветы. С детьми же мы поступаем очень жестоко: заставляем развиваться с опережением. В школу мы получаем уже уставшего от жизни ребенка, не умеющего играть, слушать, сосредоточиться.

А ведь так просто следовать физиологии развития, чтобы получить здорового ребенка, жизнерадостного юнца, мудрого старца:

1 семилетие.

От рождения до 7лет.

2 семилетие.

От 7 лет до 14 лет.

3 семилетие.

От 14 лет до 21 года.

Мир добр.

Основа воспитания и образования — доброта.

Мир красив.

Основа воспитания и образования — красота.

Мир истинен.

Основа воспитания и образования — истина.

Построение физического тела (скелета).

Построение ритмической части (дыхание, сердечно- сосудистая система).

Укрепление интеллектуальных способностей.

Заканчивается началом смены зубов.

Формируется умение наблюдать, восхищаться морализировать.

Умение отвечать за свои поступки.

Интересным является и то, что человек постоянно следует развитию в этих семилетиях. Часто можно слышать от людей, что учиться и изменяться людям в возрасте уже поздно. Не слушайте их, это говорят те, кто боится заняться собой и любить себя (ведь такая болезнь как рак — современная социальная болезнь, дана нам для изменения своих взглядов, в первую очередь на самого себя). Если разбить нашу жизнь на семилетия, то мы всегда можем найти приоритеты нашего развития. Следуйте им и будете счастливы как дети:

Мы в любом возрасте должны учиться и воспитывать себя, только тогда дети захотят перенять опыт и мудрость от нас.

«Проницательные люди стремятся теперь к такому воспитанию и преподаванию, которые были бы нацелены не на одностороннее знание, но на умение, не просто на обслуживание интеллектуальных способностей, но на укрепление воли. Однако воля не может быть воспитана, если не будет достигнуто понимание, побуждающее её к созиданию. Ошибка, в которую часто теперь впадают, состоит не в том, что находящемуся в становлении человеку сообщается слишком много сведений, а в том, что сведениям этим недостает действенной силы, могущей оказать воздействие на жизнь. Тот, кто полагает, что волю можно воспитать, не заботясь об оживляющем её понимании, находится в плену иллюзий. Современная педагогика должна иметь ясные представления в этой области. Получить их можно только на пути познания всего человека» (Р. Штейнер) [5, с. 10].

Литература:

1.         Актуальные проблемы современного образования /Под ред. Академика М. И. Махмутова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-390с.

2.         Бажина И. А. Регионализация как социально-педагогический феномен.- Казань: Изд-во Казанск.ун-та. 2002.- 200с.

3.         Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: [упражнения, дидактика, организация труда]: пособие для учителя / А. А. Гин, — 8-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2007,-112с.

4.         Лебедева Н. Н. Гармонизация системы ценностей школьников в социальных проектах / Н. Н. Лебедева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – М, 2006. - № 4 — С.92–95.

5.         Образовательные программы российских вальдорфских школ / Сост.: Л.Н.Банзелюк, Ю. П. Васильев и др. М.: Народное образование, 2009. 640с.

6.         Хухлова О. В. Поликультурное образование как фактор сохранения психологического здоровья школьников в современной России / О.В. Хухлова, Н. И. Гусятина // Педагогические науки. — М., 2007. — № 3 (25).- с.114–116.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle