Библиографическое описание:

Чурилова Е. Ю., Фельк К. А. Разработка информационных ресурсов по дисциплине «Технология» раздела «Компьютерная графика» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 214-216.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Использование качественных информационных ресурсов позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Базой учебного процесса должен стать такой образовательный продукт, которым учащийся может пользоваться мобильно, независимо от времени и места своего расположения, в качественном представлении с актуальным содержанием и востребованном в его ближайшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ресурс, информационный ресурс, информационно-образовательный ресурс, информатизация, Интернет, компьютерная графика, контент.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

В условиях информатизации общества в последнее время создается множество образовательных порталов, открытых университетов, дистанционных курсов. Согласно исследованию, проведенному авторами В. Л. Усковым, А. Д. Иванниковым, А. В. Усковым [1], мировые рынки образовательных услуг с активным использованием различных ресурсов сети Интернет, а также соответствующие информационные, коммуникационные и сетевые технологии, на сегодняшний день, являются наиболее перспективными направлениями в сфере образования.

Следует признать, что Интернет сегодня — это информационная среда, которую ежедневно посещают миллионы пользователей, количество которых с каждым днем все больше и больше. Свободный доступ к информации в сети Интернет формирует единое информационное пространство, где всем предоставляются равные возможности доступа к информационным ресурсам.

Особую нишу в информационном обществе занимают новые характеристики учащихся и их отношения с информационными технологиями.

Но технология отношений современного поколения с техникой формируется стихийно в бытовых условиях и зависит от технической и педагогической грамотности окружающих. Такая стихийность, чаще не откорректированная на школьной ступени. Школьники и студенты не умеют грамотно работать в Интернете, системно не представляют возможности техники в решении их учебных, профессиональных и бытовых задач [2].

В связи с этим, преподаватели должны, по возможности, направлять самостоятельную деятельность учащихся, при работе с Интернет-ресурсами, в нужное русло. Осуществить это помогают построенные специальным образом задания, включающие список рекомендуемых, заранее просмотренных преподавателем Интернет-ресурсов.

Использование качественных информационных ресурсов позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Индивидуальное обучение является реализацией активного, самостоятельного обучения, при котором учащиеся сами выбирают, на какие вопросы отвечать, и какие темы изучать [2].

С переходом на стандарты образования третьего поколения изменился подход к организации процесса обучения. Следует отметить, что на сегодняшний день многими педагогами внедряются различные компьютерные учебные программы, программные средства учебного назначения, множество тестирующих комплексов. Однако это внедрение носит локальный характер.

Базой учебного процесса должен стать такой образовательный продукт, которым учащийся может пользоваться мобильно, независимо от времени и места своего расположения, в качественном представлении с актуальным содержанием и востребованном в его ближайшей профессиональной деятельности. Важной характеристикой является и его постоянное обновление, практически еженедельно.

Проведенный анализ информационных ресурсов, предназначенных для изучения компьютерной графики:

-       http://pteachka.ru

-       http://demiart.ru,

-       http://www.photoshop-master.ru,

-       http://grafgip.ru

-       http://RuKurs.com,

-       http://photoshopworld.ru,

-       http://kpolyakov.narod.ru/school/pshop.htm,

-       http://omu.ru/cooperation/catalog.html,

-       http://www.modern-computer.ru/practice/photoshop/photoshop-main.html),

показал:

-          отсутствие системности на этих ресурсах;

-          отмеченные ресурсы ориентированы в основном на целевую аудиторию (узкий контингент учащихся), либо материалы нацелены на новичков, либо на продвинутых пользователей;

-          не использована дифференциация материала по степени сложности;

-          материал представлен таким образом, что он не отвечает дидактическим целям обучения;

-          узкая профильность материала (либо уроки по растровой графике, либо по векторной) — только на сайте http://demiart.ru пользователю предлагается выбор направления изучения;

-          контроль знаний учащихся отслеживается только на 2 ресурсах из 9 рассмотренных;

-          отсутствие глоссария с англо-русским переводом графического инструментария (редакторы PhotoShop и Сorel Draw англоязычные);

-          нет возможности комплексного использования содержания ресурса (т. е. с одного ресурса берем одни задания и для закрепления каких-то навыков необходимо искать другой ресурс);

-          отмечена повторяемость материала (часть уроков продублирована разными сайтами).

Таким образом, стремительное развитие информатизации образования явно обнаруживает недостаточность информационных ресурсов, которые просто еще не успели за короткий период создать для различных уровней образования и с учетом специфики обучаемых.

Таким образом, мы пришли к выводу, что требуется разработать оптимальный образовательный ресурс, представляющий собой взаимосвязанный комплекс, состоящий из информационного, программного, методического обеспечения, который обеспечивает организацию и управление учебной деятельностью обучающегося на всех этапах работы, содержит полезный справочный материал, большое количество ссылок на необходимы сайты, и ориентированный на реализацию дидактических и психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Таким ресурсом может служить информационно — образовательный ресурс (ИОР) [5].

Информационный образовательный ресурс — это комплексное средство обучения, разработанное на основе государственных образовательных стандартов, позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в предметной области.

Разрабатываемый нами ресурс предназначен для изучения раздела «Компьютерная графика» на уроках «Технология» при организации обучения школьников основам работы с графическим редактором Photoshop. Учебный блок включает четыре компонента: теоретический материал, глоссарий, практико-ориентированные задачи, проблемные ситуации, тренировочные упражнения и практические задания для самоконтроля. С помощью данного блока осуществляться предъявление теоретического материала каждой главы дисциплины, трансформация теоретических знаний в практические умения, а также закрепление и контроль уровня обученности учащихся. Учебный блок также включает элементы мультимедиа, которые позволят дополнить рассматриваемый теоретический материал наглядными примерами. Такое наглядное представление будет способствовать более глубокому пониманию представленного материала главы.

Для закрепления полученных теоретических знаний учащихся в учебный блок, в конце каждого раздела внедрены практико-ориентированные задачи и тренировочные упражнения. Их решение будет способствовать формированию у учеников более прочных знаний по изученному разделу, и подготавливать к изучению материала следующего.

Следует отметить, что эти компоненты учебного блока способствуют формированию у ученика репродуктивных знаний, которые характеризуются умением пересказывать, репродуцировать ранее усвоенную учебную информацию [6].

На наш взгляд, именно практико-ориентированные задачи и тренировочные упражнения будут способствовать успешной организации процесса обучения, так как предоставляют возможность самостоятельного поиска правильного решения, без помощи преподавателя, но в рамках определенной им траектории.

Таким образом, изучение компьютерной графики с использованием предложенного информационно — образовательного ресурса позволит ученикам пройти этапы: от формирования знаний с новым материалом, закрепления новой информации, трансформации полученных знаний в виде умений до применения полученных знаний в творчестве.

Тот факт, что доля самостоятельной работы в старших классах технолого-математического профиля согласно ФГОС составляет значительную часть времени, определяет серьезный запрос на формирование информационной среды (контента, программного инструментария) для самообразования, требуется разработка новых подходов и методов к организации самостоятельной работы в условиях информатизации образования. Для профильной подготовки в школе необходима большая работа по изменению форматов, структуризации учебного материала на основе информационных технологий.

Литература:

1.      Усков, В.Л., Иванников, А.Д., Усков, А. В. Перспективные технологии для электронного образования. Информационные технологии в образовании. № 2, 2007. — С. 32–38.

2.      Гафурова, Н.В., Осипова С. И. О состоянии дидактики в мультимедиа образовании. Философия образования № 6 (51) 2013 С. 195–204

3.      Дубова, Н. eLearning — Обучение с приставкой «е» // «Открытые системы ", 2004 — М.

4.      Шкред, А. В. Интернет-университет информационных технологий как модель дистанционного обучения // XII Всероссийская научно-методическая конференция ―Телематика 2005 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2005/db/dok/get_thes.php?id=363.

5.      Осин, А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М.: Агентство ―Издательский сервис, 2004. — 320 с.

6.      Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

7.      [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika51.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle