Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бородина, Т. А. Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС / Т. А. Бородина, Т. Ф. Горюнова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6036/ (дата обращения: 20.04.2024).

В 2010 году начальная школа МБОУ «Лиманская СОШ№ 1» активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Учителя начальных классов активно включились в работу в рамках внедрения ФГОС НОО, были определены основные направления работы:

-         изменение образовательной среды как средства достижения предполагаемых результатов обучения;

-         повышение квалификации и компетенции педагогического состава в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;

-         функционирование информационной среды, обеспечивающей фиксацию и сохранение результатов обучения.

Для определения стратегии развития образовательной среды проведён анализ существующих материальных, кадровых, педагогических и методических ресурсов, разработан план, определены этапы его реализации. Завершился 4-й год работы по новым стандартам

Образовательная предметная среда современной начальной школы в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты.

МБОУ «Лиманская СОШ№ 1» создает условия для формирования ключевых компетентностей у детей, стимулирует творчество учащихся и повышает их мотивацию. Планирование урока по новым стандартам предполагает использование деятельностного подхода, групповых форм деятельности.

Учителя 1–4 классов успешно применяют разнообразные методические приемы на уроках письма и чтения, окружающего мира и математики. В образовательном процессе используется технология проблемного диалога, с помощью которой обучающиеся регулярно учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Для формирования коммуникативных умений служит технология работы с текстом.

Организация и проведение уроков в соответствии с требованиями ФГОС способствует успешному формированию у учащихся навыков контроля и самооценки.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самим учителям, т. к. предоставляют большие возможности для реализации творческих педагогических идей.

В ходе таких занятий у учащихся формируются основы информационной грамотности, которые в будущем обеспечат ИКТ-компетентность, а именно: умение использовать фото- и видеофиксацию, умение набирать небольшой по объему текст с клавиатуры компьютера, выполнять простейшее редактирование текста, использовать готовые звуковые файлы, цифровые изображения в проектных работах и др.

Образовательная предметная среда в 1–4-х классах позволила создать условия для формирования ключевых компетентностей у детей, стимулировала творчество обучающихся и укрепила их учебную мотивацию. Одним из самых эффектных способов подачи и отработки учебного материала стало использование интерактивной доски. Применение такого учебного оборудования позволило раскрыть возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие мышления и воображения, эффективную организацию познавательной деятельности учащихся.

Реализация методов проекта в 1–4-х классах проводится с целью воспитания обучающихся, их гражданской позиции, социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Работая над индивидуальными и групповыми проектами в 2010–2014учебных годах, учащиеся знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; несли ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Обучение методам проекта строится на основе самостоятельной деятельности, воспро-изводящей основные этапы и элементы исследовательской и проектной деятельности. Планируем создать электронную базу ученических проектов, начиная с 2010 -2011 учебного года.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

-       обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-       снизить учебную нагрузку обучающихся;

-       улучшить условия для развития ребенка;

-       учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность в 2013–2014 учебном году организована по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное эстетическое, декоративно- прикладное, краеведческое, социальное, общекультурное.

Занятия внеурочной деятельности проводятся учителями образовательного учреждения. Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Учителям важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется подготовка будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

В течение учебного года активно проводится работа с родителями по вопросам организации обучения детей, проводится мониторинг родительских предпочтений. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует социальный заказ на все основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезную и проектную деятельность. В организации внеурочной деятельности классов нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

-          соответствие возрастным особенностям обучающихся;

-          преемственность с технологиями учебной деятельности;

-          опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

-          опора на ценности воспитательной системы школы;

-          свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Для реализации внеурочной деятельности в школе используются возможности спортзала, библиотеки, кабинетов начальных классов.

Для организации внеурочной деятельности используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Работа школы в условиях продлённого дня использует такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время.

На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Педагоги, ведущие уроки и внеурочные занятия, осуществляют контроль и корректирование функционального состояния ребёнка. В учебном кабинете для ребят используется зона отдыха учащихся. В ней созданы условия для снятия усталости и развития детей: игры, книги, видеотехника. При любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе. Во время прогулок ребята собирают природный материал для поделок, проводят наблюдения, исследования. Находясь, полный день в школе, дети активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности.

Большинство родителей дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Педагоги нашей школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Необходима комната отдыха и психологической разгрузки для детей.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для педагогов — дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе общеобразовательных учреждений была организована деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков. Таким образом, главная задача педагогов, осуществляющих внеурочную работу, — формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают перед общеобразовательным учреждением возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не всегда хватает свободных помещений для организации внеурочной деятельности. Нас выручает работа в 2 смены. Кружковая работа в 3–4 классах проводится после занятий, начиная с 16.30. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах оценки внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности

В образовательных учреждениях района к моменту введения ФГОС НОО уже имелась достаточная база для развития внеурочной деятельности. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительного образования) в систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроить её в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности. Поэтому мы активно применяли модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Основной целью деятельности педагогов школы стала разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:

1)      изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей;

2)      создание условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

-        в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;

-        в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, конференциях);

-        в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3)      повышение результативности работы по профилактике правонарушений через осуществление информационно-организационного, нормативно-правового, психолого-педагогического сопровождения.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Одной из современных тенденций в деятельности учреждений образования является совершенствование внеурочной деятельности.

Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

-          многообразие, целостность внеурочной деятельности, стремление к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образования позволит сократить пространство девиантного поведения учащихся и обеспечит воспитание свободной личности;

-          всё больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;

-          правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Опыт введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Литература:

1.                  Концепция ФГОС НОО: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — с.29.

2.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — с.13–15.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательное учреждение, начальное общее образование, школа, внеурочное время, начальная школа, образовательная предметная среда, образовательная среда, образовательный процесс.

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования.

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательное учреждение, начальное общее образование, школа, образовательная среда, образовательная предметная среда...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Проектирование развивающей образовательной среды...

творческий потенциал, школа, внеурочная деятельность, Начальная школа, развитие, ребенок, программа, дополнительное образование, развивающая творческая среда, образовательный процесс.

Реализация Основной образовательной программы через...

внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование, Начальное общее образование, внеурочное время, образовательное...

внеурочная деятельность, Основная образовательная...

внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательное учреждение, начальное общее образование, школа, образовательная среда, образовательная предметная среда, начальная школа...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности». Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования.

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательное учреждение, начальное общее образование, школа, образовательная среда, образовательная предметная среда...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Проектирование развивающей образовательной среды...

творческий потенциал, школа, внеурочная деятельность, Начальная школа, развитие, ребенок, программа, дополнительное образование, развивающая творческая среда, образовательный процесс.

Реализация Основной образовательной программы через...

внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование, Начальное общее образование, внеурочное время, образовательное...

внеурочная деятельность, Основная образовательная...

внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательное учреждение, начальное общее образование, школа, образовательная среда, образовательная предметная среда, начальная школа...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности». Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.