Библиографическое описание:

Мартьянов Е. Ю., Лерер С. О. Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 19-22.

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом и настоящем. Исследователями постулируется необходимость развития межшкольного учебного комбината г. Тулы как ресурсного центра, объединяющего образовательные учреждения основного и высшего образования, предприятия, а также учреждения дополнительного профессионального образования Тулы и области.

Ключевые слова:учебный комбинат, МУК г. Тулы, профориентация, образовательная система, профессиональное образование.

Модернизация системы образования в России, подчас, не учитывает огромного опыта, накопленного учебно-производственными комбинатами. Актуальное состояние образовательной системы не предусматривает качественного развития и поддержания учебно-производственных комбинатов. Современное положение дел в прикладных педагогических исследованиях и модернизационных проектах в отношении учебно-производственных комбинатов можно охарактеризовать как стагнацию. Однако, результаты деятельности отдельных подразделений учебно-производственных комбинатов г. Тулы, плодотворная работа по взаимодействию с общеобразовательными школами и учреждениями высшего профессионального образования позволяют сделать вывод о том, что развитие деятельности межшкольного учебного комбината г. Тулы идет вопреки современным тенденциям в отечественном образовании. Детальное рассмотрение последней редакции закона об образовании [1] позволяет сделать вывод о том, что к окончательному вступлению в силу данного закона в 2016 году из образовательной среды исчезнут такие понятия как «учебно-производственный комбинат», «гимназия», «лицей», в связи с заменой их единым понятием «организация». Исчезают из текста закона и возможность общеобразовательного учреждения осуществлять допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся. К подобной унификации необходимо относиться с большой осторожностью, поскольку потеря образовательными учреждениями индивидуальной специфики приведет к снижению уровня подготовки учащихся при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения.

Таким образом, необходимо отметить, что в современных условиях образовательной среды учебным комбинатам приходиться вести деятельность в сложных условиях, которые заставляют доказывать необходимость и эффективность работы образовательного учреждения каждый день. Примером подобной успешной работы может стать деятельность межшкольного учебного комбината № 4 города Тулы, ныне главной кадровой и технической базы объединенного межшкольного комбината. Целью данной статьи является обзор истории деятельности комбината, а также определение его значительной роли в образовательной среде зареченского района города Тулы, городской образовательной системы в целом, а также образовательной системы области.

Открытие учебно-производственного комбината г. Тулы состоялось 21 июля 1981 года. В основе идеи открытия комбината лежало желание создать крупную учебно-материальную базу обучения школьников, а также овладения начальной профессиональной деятельностью учащимися. [2] Уже в 1981 году в комбинате обучалось 1080 человек, которые могли получить 14 специальностей. Ориентация образовательного процесса на потребности предприятий города Тулы определила ключевую роль комбината в процессе интеграции школы и предприятий начальной трудовой деятельности выпускников. Деятельность комбината была тесно связана с крупными предприятиями города. Заводы г. Тулы регулярно присылали заказы на выпуск продукции, а комбинат обеспечивал предприятия города продукцией и молодыми квалифицированными кадрами. С развитием материально-технической базы в комбинате были открыты специальности, связанные с ЭВМ. Таким образом, учебный комбинат представлял собой центральное звено начальной профессиональной подготовки учеников в СССР, — большая материально-техническая база, квалифицированные педагогические кадры, интеграция с ведущими предприятиями города и области определили значимую роль комбината в образовательной системе города Тулы. Обращаясь к истории учебного комбината № 4 города Тулы, нельзя не упомянуть о книге почетных гостей комбината, которая содержит отзывы многочисленных международных делегаций рабочих и преподавателей, которые посещали учебный комбинат для ознакомления с производственно-педагогическим процессом и обмена опытом. Делегации Чехословакии, Вьетнама, Китая и многих других стран. Многочисленные свидетельства о высоких оценках деятельности учебного комбината определяют те значительные связи, которые комбинат играл в процессе обучения и интеграции в трудовую жизнь молодого поколения.

Однако, прекращение начальной профессиональной подготовки учащихся поставило целесообразность деятельности комбинатов под большой вопрос. Сложилась парадоксальная ситуация: большая учебно-материальная база, обширные учебно-производственные территории, квалифицированный преподавательский состав фактически остался никому не нужным. Стагнация в деятельности некоторых учебных комбинатах продолжается и сегодня. Четвертый учебный комбинат г. Тулы благополучно пережил данный период после прихода в 2005 году к руководству О. А. Лерера. Талант нового директора к эффективному менеджменту образовательным учреждением оказался весьма полезен. Одна из главных проблем, которая встала перед учебными комбинатами после снятия функций по начальной профессиональной подготовке учащихся, — недостаточная наполненность учащимися, была быстро и эффективно решена новым руководителем. По инициативе О. А. Лерера были получены лицензии на введение образовательной деятельности по предметам «технология» и «информатика и ИКТ». Наличие учебно-материальной базы, а также квалифицированный кадровый коллектив позволили директору организовать выгодное сотрудничество между учебными заведениями района и комбинатом.

Создание образовательного учреждения, ведущего преподавание таких специфических дисциплин как технология и информатика, требующих особой учебно-материальной базы и квалификации педагогических кадров оказалось жизненно необходимым для образовательных учреждений района, не имевших достаточных учебно-производственных площадей и необходимого кадрового состава. Преподавание технологии требует наличия особого оборудования и мастерских, также как и информационно-коммуникационных технологий.

Говоря о роли межшкольного учебного комбината в образовательной системе зареченского района нельзя не сказать о той разгрузке, которую выполняет комбинат, ежедневно принимая контингент обучающихся школ района. Стремление обеспечить непрерывность образовательного процесса, а также высокий уровень учебно-материального оборудования комбината позволили гармонично организовать день учащихся, которые изучают технологию и информатику, а также другие образовательные предметы на базе комбината. Зареченский учебно-производственный комбинат является базовой площадкой организации и проведения научно-методических мероприятий института повышения квалификация и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. На базе учебного комбината регулярно проводятся научно-методические мероприятия и региональные педагогические мастерские, объединяющие учителей Тулы и области. Так 18 февраля 2014 году в учебном комбинате проходила региональная педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий учащихся в ходе выполнения исследовательских проектов в процессе обучения технологии». В ее работе приняли участие 40 учителей технологии из образовательных учреждений г. Тулы и 16 районов Тульской области. [3] Один из ведущих докладов конференции, посвященный актуальным разработкам проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии, принадлежал Вешниковой В. Г., преподавателю межшкольного учебного комбината. При участии преподавателя учебного комбината Елагиной Л. И. и специалистов тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса на базе комбината проходят мастер-классы по косметологии и визажу. Высокий уровень квалификации педагогических кадров комбината позволил директору О. А. Лереру организовать взаимовыгодное сотрудничество учебного комбината и Тульского государственного университета. В 2013–2014 учебном году под руководством С. Б. Выголовского и К. В. Максимова проходили практики студентов очного отделения механико-технологического факультета тульского государственного университета. Среди постоянных партнеров учебного комбината можно отметить образовательные учреждения и предприятия зареченского района, центр психологической помощи молодежи «Шанс», государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения города Тулы». На городском уровне комбинат осуществляет сотрудничество с МУП «Тулгорэлектротранс», ОАО НПО «НИИ «Стрела»», ОАО «Тулпассажиртранс».

Подобный высокий уровень квалификации педагогических кадров комбината достигается грамотной методической работой внутри учреждения: методические объединения учителей технологии и информатики определяют и корректируют учебную и научно-методическую организацию образовательного процесса на учебный год. Усилиями методистов комбината в 2009–2010 учебном году в образовательную систему комбината были внедрены программы профильного обучения 10 классов по индустриально-технологическому профилю, включающему в себя направления технологии, а также черчения и графики.

Возвращаясь к уровню материально-технического оснащения комбината, нельзя не отметить, что наличие трех кабинетов преподавания информационно-коммуникационных технологий, мастерских обработки металла и дерева, кабинетов радиотехнологии, обработки тканей, делопроизводства и документоведения, косметологии позволяет организовать уникальное образовательное пространство, ориентированное на профориентационную работу с учащимися. Профильная оснащение кабинетов позволило организовать и успешно внедрять ряд курсов по выбору, таких как «домашний косметолог», «основы медицинских знаний», «удивительная электроника», «обработка информации на компьютере», «человек и профессия». Помимо курсов по выбору в профориентационной среде комбината существуют элективные курсы: «Экономика и предпринимательство», «Декорирование трикотажных изделий», «Современный дизайн интерьера», «Металлорежущие станки и комплексы», «Электрорадиотехнологическая системотехника». В рамках профориентационной работы комбинат осуществляет сотрудничество с образовательными учреждениями зареченского района по созданию школьных кабинетов и уголков профориентации. В профориентационной системе учебного комбината существуют мощные информационно-коммуникативные комплексы, программное обеспечение которых позволяет транслировать информацию об учебных профессиях, а также проводить профориентационные мероприятия с обучающимися, родителями и профессиональными учебными заведениями. Стимулированию профессиональной ориентации учащихся способствуют и многочисленные экскурсии, проводимые комбинатом в технические колледжи и предприятия города.

Профориентационная система учебного комбината включает в себя направления по информированию, консультации и организации работы с учениками и учебными заведениями района.

В своей работе мы дали лишь краткую характеристику деятельности межшкольного учебного комбината города Тулы в прошлом и настоящем. Нельзя не согласиться с тем, что учебный комбинат играет огромную роль в образовательной системе района и города. Сотрудничество с образовательными учреждениями и предприятиями района и города, большая учебно-методическая база, квалифицированный педагогический коллектив, — все эти факторы обеспечивают еженедельный прием более двух тысяч учащихся образовательных учреждений зареченского района в неделю. Не смотря на то, что начальное профессиональное образование школьников осталось в прошлом, профориентационной работе с учениками в современной образовательной системе уделяется огромное внимание. Межшкольный учебный комбинат в современной образовательной среде стал тем ресурсным центром профессиональной ориентации учащихся, который был жизненно необходим образовательной системе Тулы.

Литература:

1.       Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 21.06.2014)

2.       Сайт межшкольного учебного комбината г. Тулы [Электронный ресурс] // URL: http://mou-muk4.ucoz.ru/ (дата обращения: 28.06.2014)

3.       Сайт института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области [Электронный ресурс] // URL: http://ипк-тула.рф/index.php/123/regionalnye-pedagogicheskie-masterskie-rpm/593–18-fevralya-2014-goda-regionalnaya-pedagogicheskaya-masterskaya-formirovanie-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-uchashchikhsya-v-khode-vypolneniya-issledovatelskikh-proektov-v-protsesse-obucheniya-tekhnologii (дата обращения: 28.06.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle