Библиографическое описание:

Давыдов А. Ю. Роль творений отцов Церкви в процессе совершенствования содержания российского образования на современном этапе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 30-33.

В современном российском обществе происходит переосмысление самого понятия «образование». Это касается не только изменения подходов к организации образовательного процесса, определению критериев его качества, введению новых специальностей, поиску новых образовательных технологий, распространению зарубежного опыта и т. д., но и совершенствования содержания образования.

Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Т. И. Петракова в работе «Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики», «по мысли проф. В. И. Несмелова, можно быть великим ученым и в то же время необразованным человеком, потому что критерием и результатом истинного образования является выработка целостного мировоззрения. Для его достижения «недостаточно наполнить свою голову программным множеством всяких познаний, а нужно еще создать в голове живое ядро, которое могло бы всасывать в себя нужные ему материалы из всей груды приобретенных познаний и, развиваясь на счет этих материалов, могло бы вырасти в живой организм о мире и человеке и вместе с тайной бытия могло бы осветить человеку ценность и цель его личности» [5].

Развитие современного российского общества в значительной степени затрудняется падением духовности и нравственности. «Нарушение нравственного закона приводит человека и общество к страданию в той же мере, что и нарушение или пренебрежение законами физического мира», — пишет архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) [4].

Одно из важнейших направлений совершенствования содержания образования в современной России — это ориентир на духовно- нравственные ценности.

Рассматривая современные проблемы образования и педагогики, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий в статье «Христианские ценности в образовании по творениям святых отцов» отмечает, что «важнейшая задача, стоящая перед педагогикой, — восстановление в человеке внутренней иерархии, возвращение преобладания духовного начала над материальным». Епископ подчеркивает, что «происходящие в мире социальные, экономические и культурные перемены остро воздействуют на все сферы жизни человека. Чтобы сохранить свою национальную идентичность, мы начинаем бережно относиться к своим духовным и культурным традициям, которые способны поддержать стабильность в обществе и успешно противостоять негативным вызовам времени. Мудрые советы в решении проблем, связанных с образованием, дают святые отцы, жившие в разные исторические эпохи» [2].

Проф. Т. И. Петракова отмечает, что «обращение к святоотеческому наследию, к аскетическому опыту христианских подвижников дает возможность почерпнуть много полезного для теории и практики образования. Точность формулировок, твердые методологические основания, глубокие педагогические выводы, подтвержденные собственным опытом подвижников, — всё это вызывает повышенный интерес к культуре Православия, к христианской педагогике» [5].

Известно, что образование, как неотъемлемая часть русской духовной культуры, имеет христианское происхождение. Христианство является «образовательной религией». Академик В. И. Жуков в работе «Российское образование: истоки, традиции, проблемы» отмечает, что «упоминаемое в летописи «учение книжное» представляло собой уже такую школу, где ученики приобретали систематические знания, а не элементарную грамоту, которая существовала и до просвещенного правления князя Владимира» [3,с.66]. Принятие Русью в 988 году христианства дало возможность населению Руси приобщаться к сокровищнице знаний, накопленных человечеством на протяжении многих веков и сконцентрированных в основном в Византии. Творения византийских философов и богословов, Отцов церкви, особенно нравоучительного характера, являлись основным материалом для чтения.

Выдающийся ученый патролог, проф. Н. И. Сагарда пишет: «Наш русский народ приобщился к сокровищнице святоотеческой мудрости с самых первых дней своей христианской жизни: его первоначальное воспитание и затем возрастание в христианстве совершалось под неизменным руководством святоотеческих творений; религиозно-общественное сознание его черпало основы своего нравственно-духовного устроения — в значительной мере — из глубокого и здорового источника святоотеческой письменности».

Очень важным моментом является то, что «творения отцов Церкви всегда производили неотразимое и благотворное влияние не только богатством своего вероучительного содержания, а также и своею жизненно-практическою стороной, доступной не только для образованных, но и для простых верующих: почему их почитают, как постоянное руководство в духовной жизни, как лучшее наставление к правильному пониманию, усвоению и осуществлению подлинно христианского смысла жизни, с указанием средств и способов к достижению ее высокой цели: здесь всякий может найти ободряющие советы» [7].

Изучение творений отцов церкви помогало понять внутренний мир человека, анализировать человеческую деятельность с точки зрения «пользы для души», добродетелей.

Как отмечает проф. Т. И. Петракова, «педагогическая культура в России изначально представлена в трудах святых Отцов Русской Православной Церкви и до советского периода широко использовалась педагогами и родителями. Внутренний мир человека, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в жизнь — были центром системы воспитания детей с первых лет жизни» [6].

Творения Отцов Церкви существенно повлияли на формирование духовной культуры и, соответственно, образования еще в первые века по принятии христианства и дали мощный импульс их дальнейшему развитию на протяжении многих столетий.

Одним из примеров тому являются творения византийского богослова и философа архиепископа Кесарии Каппадокийской Св. Василия Великого (330- 379), известные на Руси с первых веков по принятии христианства. Как и большинство отцов церкви, Василий Великий не был ни писателем, ни педагогом. Ни одно из его творений не было посвящено конкретно проблемам образования. Тем не менее, большую часть его трудов можно назвать «педагогикой душевного строения» [5].

Образовательный процесс — это не только накопление большого количества знаний, но и умение отличить полезную информацию от вредной и бесполезной. В беседе 22 «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» Василий Великий наставляет «не на всем по порядку надобно останавливаться умом» и не «гоняться за одною сладостию и приятностию сочинений». Рассматривая произведения античных авторов, святитель пишет: «А когда доходит у них речь до людей злонравных, должно избегать подражания сему, так же затыкая уши, как Одиссей, по словам их, заградил слух от песней сирен …Напротив того, займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок» [12, c.1057–1058].

Постижение внешних наук, согласно святителю, является подготовкой к постижению высшей мудрости Священного Писания, стяжанию добродетелей и очищению души: «Нам предлежит подвиг, важнейший всех подвигов, — подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе» [12, c. 1056].

Особое внимание уделял Василий Великий «дару слова». «Слова действительно суть изображения души», — пишет св. Василий в письме «К Максиму Философу» [14, с.468]. «Дар слова» — это не только культура речи и, но и умение слушать и понимать собеседника: «И прежде всего надобно стараться не быть невеждой в употреблении дара слова, но спрашивать без любопрительности, а отвечать без надменности, не прерывая собеседующего, когда говорит что полезное, без желания бросить от себя напоказ слово, назначая меру слову и слуху; надобно учиться не стыдясь, учить не скупясь…»» [13, с.445–446].

По определению проф. Т. И. Петраковой вся святоотеческая литература «представляет собой «уникальную энциклопедию» тончайших состояний человеческой души, их взаимодействия и взаимовлияния, их генезиса и объективации в поведении человека» [5]. Василий Великий в беседе «На слова «Внемли себе» (Втор. 15, 9)» пишет, что очень важно научиться прислушиваться к самому себе, понять свои помыслы и намерения, чтобы уметь дать «плоти — пропитание и покровы, а душе — догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей» [8, c.885].

Необходимо, чтобы «ум уподоблялся весам, неуклонно определяющим вес каждого поступка, — пишет св. Василий в беседе «На начало книги Притчей», — судятся ли лицемерие и искренность, мужество и трусость, благоразумие и неблагоразумие, справедливость и неправда, целомудрие и своеволие, короче сказать, судится ли всякая другая добродетель со всяким другим пороком? Тогда-то именно и покажи правость суда в потаенном судилище души твоей, и, заповедь соделав как бы заседающей с тобою в суде, окажи себя ненавистником лукавства, отвращающимся грехов и предпочитающим добродетели» [11, c.981–982]. «Упражнение в добродетели» Василий Великий считал «драгоценным достоянием для того, кто имеет, и самым приятным зрелищем для того, кто видит» [15, c. 892].

«Не врачуйте зла злом, не старайтесь превзойти друг друга в бедствиях»,- призывает св. Василий в беседе «На гневливых». «В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил: потому что с победы приносит больше греха» [10, c..957].

Василий Великий подчеркивал, что «благотворность добрых дел возвращается к дающим» и человеку необходимо подражать земле, которая выращивает плоды не для себя, а для людей [9, c.914].

Для возвышения сердца, превращения, по образному выражению К. Д. Ушинского, из «сердца эгоистического» в «сердце всескорбящее» необходимо не только зажечь в нем «духовный уголь», но и постоянно поддерживать это горение. Об этом говорили многие выдающиеся педагоги и общественные деятели — такие, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, И. А. Ильин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Они подразумевали под этим постоянную «тренировку волевого усилия» («упражнение в доброделании») при общем выборе «правильного развития» личности: чуткости ко всему святому, воле к совершенству, радости любви и вкусе к доброте [5].

Василий Великий подчеркивает, что необходимо честно и искренне стремиться к духовному и нравственному совершенству: «Ибо с жаром хвалить добродетель пред людьми, вести о ней длинные речи, а наедине предпочитать целомудрию удовольствие, и справедливости — прибыток, назвал бы я подражанием тем, которые лицедействуют на зрелище и часто выходят представлять царей и владельцев, не будучи не только ни царями, ни владельцами, но даже, может быть, и свободными» [12, c. 1061- 1060].

Проф. Т. И. Петракова отмечает, что «святитель Феофан Затворник сравнивает святоотеческое наследие с теплицей, попав в которую человек ощущает особую, живоносную и светоносную атмосферу, где он дышит оживляющим и ободряющим духовным воздухом. Постепенно он начинает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмотря на всю кажущуюся «правильность» его собственной жизни, имеет прямое отношение к нему» [5].

Образование и воспитание — это не только величайший труд, но и величайшее искусство. «Какое искусство, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы о сем нимало не стараемся, а обращаем внимание только на то, чтобы он выучился говорить» [2].

Как отмечают И. В. Астэр и В. Г. Галушко в работе «Христианские ценности и социальное регулирование», «образование должно быть направлено не только на передачу знаний и традиций, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [1].

В настоящее время, в эпоху возрождения Православной Церкви в России, общество проявляет интерес к христианским нормам жизни, готовность к сотрудничеству с Церковью в сфере образования. Однако, уже долгие годы продолжается дискуссия о том, стоит ли преподавать «Основы православной культуры» в школах. Епископ Феодосий подчеркивает, что «безотлагательное введение предметов духовно-нравственного содержания повысило бы уровень образования школьников и студентов, помогло бы уменьшить преступность в молодежной среде, избавило бы родителей от переживаний за своих чад, способствовало бы благополучию в семьях, установлению уважительных отношений между родителями и детьми, решило бы острую демографическую проблему, могло бы стать благом для всего общества» [2].

Творения отцов Церкви являются не только важным историческим источником, но и средством возрождения духовности и нравственности. Заряд духовности, заложенный в творениях отцов Церкви, со временем не утрачивает, а увеличивает свою энергию, которая так необходима российскому образованию на сегодняшний день.

Литература:

1.         Астэр И. В., Галушко В. Г. Христианские ценности и социальное регулирование. // Социальное служение Русской Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: http://social-orthodox.info/1_3.htm (дата обращения 20. 06. 2014)

2.         Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Христианские ценности в образовании по творениям святых Отцов. Доклад на Рождественских чтениях 17 февраля 2009 года: [Электронный ресурс]. URL: http://www.eparhia-tmb.ru/archierey/trudy-vladyki/xristianskie-cennosti/ (дата обращения 20. 06. 2014)

3.         Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. 843 с.

4.         Зальцман Т. В. Проблемы Церкви и проблемы государства.//Социальное служение Русской Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: http://social-orthodox.info/3_1.htm (дата обращения 20. 06. 2014)

5.         Петракова Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики. XV Международные Рождественские образовательные чтения: [Электронный ресурс]. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=31 (дата обращения 20.06.2014).

6.         Петракова Т. И., Власова Е. И. Преподавание основ православной культуры в общеобразовательной школе как фактор формирования национального самосознания. // Вера и Время. 30.05.2007: [Электронный ресурс]. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=55 (дата обращения 20.06.2014).

7.         Сагарда Н. И. Значение святоотеческих творений в Православной церкви. // Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Сагарда Н. И. М.: «Паломник»,1996: [Электронный ресурс]. URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Bogoslovie_10/01047_Nikolay_Sagarda.htm (дата обращения 25. 06 2014)

8.         Святитель Василий Великий. Беседа 3 «На слова: «Внемли себе»» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. т.1. 1135 с.

9.         Святитель Василий Великий. Беседа 6 «На слова Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» (Лк. 12, 18); и о любостяжательности» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. т.1. 1135 с.

10.     Святитель Василий Великий. Беседа 10 «На гневливых» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. т.1. 1135 с.

11.     Святитель Василий Великий. Беседа 12 «На начало книги Притчей (Притч. 1, 1–5)» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. т.1. 1135 с.

12.     Святитель Василий Великий. Беседа 22 «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. т.1. 1135 с.

13.     Святитель Василий Великий. Письмо 2 «К Григорию Богослову» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. т.2. 1230 с.

14.     Святитель Василий Великий. Письмо 9 «К Максиму Философу» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. т.2. 1230 с.

15.     Святитель Василий Великий. Письмо 277 «К Максиму Схоластику» // Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. т.2. 1230 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle