Библиографическое описание:

Замятина О. Я. Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 66-69.

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Земляничка» в пос. Саган-Нур является приоритетным для организации и развитии здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы МДОУ.

Данный проект необходим для выработки грамотного, эффективного плана действий в долгосрочной перспективе, который используется как инструмент для ориентации и интеграции усилий всего коллектива в воспитании здоровых детей как физическом, так и психолого-эмоциональном плане.

Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ:

-      анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

-      научно — методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

-      конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно — оздоровительной работе;

-      материально — техническое обеспечение (помещение, оборудование);

-      финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

-      комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

-      анализ результатов физической подготовленности детей;

-      характеристика физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур — это комплексная система воспитания ребенка — дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Земляничка» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

Постановка проблемы

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. По статистическим данным 25–35 % детей, пришедших в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. До 95 % взрослого населения страны относятся к «третьему» состоянию, а 5 % хронически больны. В связи с этим встают проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих; создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции, проектирования процесса воспитания здоровья в образовательной среде.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время под здоровьем понимается не только физическое благополучие организма, но и эмоциональное, интеллектуальное, личностное, духовное, социальное состояние человека.

Под физическим здоровьем мы понимаем полноценное функционирование человеческого организма и всех его систем.

Под эмоциональным здоровьем — умение человека адекватно выражать свои чувства, душевные переживания, понимать и принимать эмоциональное состояние других.

Под личностным здоровьем — наличие у каждого человека возможности самореализоваться.

Под социальным здоровьем — умение человека жить в обществе, понимать и принимать его нормы и правила.

Под духовным здоровьем — преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, над материальными благами.

В своей деятельности мы исходим из понимания того, что в детском саду необходимо укреплять все аспекты здоровья участников образовательного процесса через организацию здоровьесберегающей образовательной среды. Под здоровьесберегающей средой мы понимаем «активное поле» педагогической деятельности направленное на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

В настоящее время в детском саду существует система работы, направленная на укрепление здоровья детей и взрослых

создана предметно-развивающая среда, способствующая оздоровлению детей и взрослых: центры физкультуры, лечебно-профилактический кабинет, физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога;

-      действует система работы с детьми часто и длительно болеющими (группы ЧДБ);

-      реализуются проекты, направленные на улучшение качества организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с детьми и взрослыми;

-      реализуется технология, направленная на сохранение психического здоровья педагогов;

-      проводятся собрания для родителей на котором, рассматриваются вопросы здорового образа жизни.

В нашем образовательном учреждении уже действует система, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых. По результатам социологического исследования, проводимого в детском саду с 2010 по 2013 год лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20 % родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6 % считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 2,1 % родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду.

Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей, но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей, связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Следовательно, возникает потребность в организации особых мероприятий по предотвращению и профилактике возникновения болезни и коррекции отклонений развития детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта:

-      охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;

-      обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;

-      диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;

-      обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;

-      повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;

-      воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

-      повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

Способы реализации проекта:

Здоровьесберегающая среда — это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в МБДОУ и семье.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

-      медико-профилактические;

-      физкультурно-оздоровительные;

-      технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-      валеологического просвещения родителей.

В рамках проекта предусмотрено создание кластера здоровьесберегающей среды, в который будут входить:

-      бассейн, который предназначен для водных процедур и закалки;

-      физиокабинет, предназначенный для предупреждения, лечения болезней и проведения физеопроцедур;

-      медицинский кабинет, состоящий из прививочного кабинета, изолятора и приемной медицинского работника;

-      спортивный зал, предназначенный для проведения уроков физической культуры;

-      экологическая комната, предназначена для проведения занятий по экологии;

-      кабинет логопеда, который необходим для коррекции речи детей при развитии отклонений в области речевого развития.

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты: в ДОУ будет функционировать постоянно обновляющийся наглядно-информационный стенд для родителей «основы здорового образа жизни детей и семьи», «проведение занятий по здоровому образу жизни», проведение спортивных мероприятий для детей и семьи «папа, мама и я — здоровая семья»

Будет создан пакет диагностических материалов, который будет содержать различный анкетный материал для детей, родителей и педагогов по вопросам ЗОЖ.

Во всех возрастных группах информационно-просветительские папки с подборкой материалов будут распределены по разделам, в которых родители смогут найти ответы на многие интересующие их вопросы о здоровье в самом широком смысле этого слова.

Материалы по проведению собраний на тему «здорового образа жизни» учебные года собраны, систематизированы и оформлены в папку.

Результаты работы по оздоровлению детей будут представляться педагогам и родителям ежемесячно на «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе.

Данный проект позволит создать:

-      оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;

-      выполнению муниципального задания;

-      сокращению больничных листов нетрудоспособности по уходу за больными детьми как на базе ДОУ, так и на других предприятиях;

-      будет способствовать просвещению родителей, сближению всех участников образовательного процесса.

Оценка результатов проекта:

Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трем направлениям: дети, родители, педагоги. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована из данных анализа заболеваемости детей за каждый месяц. Результаты работы по оздоровлению детей будут представляться педагогам и родителям ежемесячно на «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе.

Эффективность мероприятий с родителями отслеживаться степенью участия родителей и их активностью в деятельности здоровьясбережения детей, участия в спортивных мероприятиях, по результатам анкетирования. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в семинарах, педагогических советах, оформлению и предоставлению материалов по оздоровлению детей, публикаций статей в журналах, газетах. Результативность оздоровительных мероприятий, проводимых в каждой возрастной группе будет видна из сводной таблицы анализа заболеваемости детей в конце года.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

2.                 Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей — М.: Просвещение, 1992г.

3.                 Каралашвили: Е. «Упражнения для оздоровления детей 6–7 лет». Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39–41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle