Библиографическое описание:

Красильникова С. Ю. Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 151-157.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити»

Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-                формирование уважительного отношения к иному мнению;

-                формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-        освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-        формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити»: отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы (познавательные УУД).

-        формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

-        формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

-        формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

-        формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

-        формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

-        А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

-        инструкция для создания моделей;

-        иллюстрации представителей животного и растительного мира;

-        карточки для создания кластера;

-        стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

-        «Шкала успеха».


Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.Вызов

Самоопределение к деятельности.

2

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Все ль готовы?

Все в порядке ручки, книжки и тетрадки?

На уроке не зевай,

Часто руку поднимай!

— Ребята, кому из вас интересно изучать окружающий мир? Почему?

— Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!

— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке.

http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

Словесные (беседа)

Фронтальная

Индивидуальная

Задаёт вопрос об интересе детей к изучаемому предмету.

Отвечают на вопрос об интересе к изучаемому предмету.

Заполняют часть делений «Шкалы успеха» — прогноз своей работы на уроке.

Коммуникативные:

построение собственного высказывания

Регулятивные:

прогнозирование результата своей деятельности

2.Осмысление учебных задач

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель.

Постановка учебных задач.

15

– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы изучали тему «Какие бывают животные», дома нарисовали одного из представителей групп животных.)

— Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?

Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с названием группы животных и формируют свою группу.

Проходит составление кластера на тему «Какие бывают животные»:

http://festival.1september.ru/articles/634490/img2.gif

Примерный ответ руководителя группы по плану:

-     Название группы животных.

-     Представители, изображённые на рисунках ребят.

-     Признаки этой группы животных.

На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.

— Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.)Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

— Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?

— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

— Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

— Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)

-     познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)

-     будем учиться находить связи

-     в природе,

-     между природой и человеком;

-     научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ.

— Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ — любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

— Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

Словесные (беседа)

Практические (составление схемы-кластера)

Наглядные (метод иллюстраций)

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Организует составление кластера на тему «Животные» в качестве проверки домашнего задания, формируя статичные группы.

Использует ЦОР — слайд-схему о связях в природе.

В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач.

Выполняют задание по составлению кластера в статичных группах, используя рисунки животных.

Руководители групп отвечают по плану.

Полный и верный ответ приветствуется аплодисментами

Рассуждают, строят предположения.

На основе слайд-схемы делают выводы о взаимосвязях в природе, о необходимости её сохранения.

Формулируют цель урока и учебные задачи, воспользовавшись шмуцтитулом в учебнике А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Познавательные:

составление кластера с помощью знаково- символических средств

Коммуникативные:

построение устных высказываний

Коммуникативные:

построение устных высказываний

Познавательные:

определение по шмуцтитулу учебных задач

Регулятивные:

целеполагание,

планирование, прогнозирование

3.Открытие нового знания

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):

— «сократическая» беседа;

— работа с текстом учебника.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в статичных группах.

25

1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»

2. Чтение текста на с. 64–65 учебника учащимися.

— О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)

— Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

— Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)

— Кто виноват в этом? (Человек — лесничий.)

3. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

— Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу и задайте их соседней группе.

4. Работа в статичных группах

Каждой группе выдаётся конверт с инструкцией создания модели взаимосвязей в природе. Всё необходимое для творчества учащиеся могут взять в классном Центре активного обучения на «Столе Самоделкина». Учитель выступает в роли консультанта-фасилитатора.

5. Защита созданных моделей

Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.

Словесные (беседа)

Словесные (работа с учебником)

Словесные (дискуссия)

Практические (моделирование)

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Организует «сократичес

кую» беседу.

Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП.

С помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы» организует перекрёстную дискуссию между статичными группами.

Организует работу в статичных группах, создаёт ИОС:

— инструкционные карты,

— конверт с фотографиями представителей животного и растительного мира,

— наполняет всем необходимым для творчества учащихся.

Участвуют в «сократической» беседе.

Читают текст, карандашом делают пометки, знаком «!» выделяют новую для них информацию.

Участвуют в перекрёстной дискуссии согласно стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

Опираясь на содержание инструкционной карты и используя стрелки из цветной бумаги, клей, степлер, фотографии из конвертов, создают модели взаимосвязей в природе.

Устными высказываниями защищают созданные модели.

Коммуникативные:

построение устных высказываний,

постановка вопросов

(инициативное сотрудничество),

соблюдение правил работы в группе

Познавательные:

поиск и выделение информации в тексте,

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

самостоятельное создание творческого продукта — моделей взаимосвязей в природе

с использованием в работе простейших инструментов

Личностные:

умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

4.Рефлексия

3

1. Подведём итог урока.

— Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)

— Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)

— Оцените свою работу на уроке по «Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!», которое сопровождается появлением в презентации героев стихотворения. — Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке!

Словесные (беседа)

Фронтальная

Использует ЦОР для подведения итога урока.

Напоминает о заполнении «Шкалы успеха» и интересуется у учеников о совпадении прогноза их работы с результатом.

Называют и анализируют достигнутые за урок учебные задачи.

Заполняют «Шкалу успеха», соотнося свой прогноз в начале урока и результат в конце урока.

Читают стихотворение Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!"

Регулятивные:

отслеживание результата своей деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle