Библиографическое описание:

Иванова О. Л., Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Из опыта организации и проведения конкурса по трудовому обучению (малярное дело) «Юный мастер» для учащихся с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 197-201.

К основным задачам, стоящим в современных условиях перед специальной (коррекционной) школой VIII вида относятся создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация). Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.

Реализовать вышеперечисленные задачи помогают не только уроки трудового обучения, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения и рабочей программой, осуществляемые в ходе уроков беседы с учащимися, наблюдения за их деятельностью, но и другие разнообразные внеклассные и внешкольные мероприятия, направленные на формирование трудовых знаний, умений, навыков, интересов (тематические недели, конкурсы, олимпиады по трудовому обучению и т. п.).

Тематические недели, посвященные труду, помогают расширить представления учащихся о разнообразии существующих профессий, орудий труда, видов труда. В рамках таких недель дети могут получить теоретические знания в интересных формах (игры, викторины, мультимедийные занятия, экскурсии в профессиональные лицеи, выезды на производство, передовые предприятия города и т. д.).

Практические умения и навыки эффективно закрепляются в процессе различных конкурсов, олимпиад по трудовому обучению.

В рамках конкурсов создаются условия для стимулирования интереса детей с ограниченными возможностями здоровья к предмету «Трудовое обучение» как таковому, к процессу созидательного труда.

Учащиеся получают возможность личностного и профессионального роста. Предпосылки соревновательного процесса любого конкурса диктуют его участникам необходимость выполнять свою работу качественно, аккуратно, прилагая максимум усилий с целью завоевания победы или призового места. Быть одним из первых — это почетно и сложно. Необходимо быть подкованным теоретически, «отшлифовать» практические навыки, нужно быть внимательным, старательным и ответственным при выполнении конкурсного задания. Все это непременно способствует повышению мотивации к освоению конкретных приемов труда, а также организационных умений: умений ориентироваться в задании, правильно выбирать материалы и инструменты согласно условиям работы, предварительно планировать ход работы над изделием, устанавливать логическую последовательность этапов работы, уметь следовать инструкциям, данным в технологической карте, контролировать выполнение задания, определять правильность действий и результатов, предварительно оценивать качество готовых изделий, знать и выполнять правила безопасности при работе, санитарно-гигиенические требования, убирать рабочее место по окончании деятельности.

Успешная самореализация в конкурсной деятельности по трудовому обучению повышает мотивацию учащихся к выбору собственной профессиональной деятельности в будущем, способствуют положительному отношению к труду, формированию уважения к людям трудовых профессий, самоуважения.

Активное участие в конкурсном движении ведет к росту самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, к положительному изменению отношения к самим себе как к достойными членам социума, обладающим личностным потенциалом и способностью внести посильный вклад в общее дело строительства, созидания современного общества.

Организация и проведение конкурсов по трудовому обучению помимо эффективной социализации и адаптации учащихся с особенностями развития заключает в себе также широкие возможности осуществления обмена педагогическим опытом, формирование творческого сообщества педагогов трудового обучения, изучение проблем развития профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск эффективных путей поддержки и действенной помощи в вопросах профессионального самоопределения, социальной адаптации и реабилитации.

Приведем пример одного из возможных планов организации межрайонного конкурса по трудовому обучению «Юный мастер» (малярное дело), организованного в 2013–2014 учебном году на базе Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 565 Кировского района Санкт-Петербурга.

К участию в конкурсе приглашались обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 8–11 классов различных районов г.Сантк-Петербурга.

В содержание конкурса входила теоретическая и практическая части.

В рамках теоретической части участникам предлагалось ответить на ряд вопросов, раскрывающих уровень подготовки конкурсантов, степень глубины их знаний в области малярного дела. Теоретические вопросы были разработаны с опорой на материал, данный в пособии С. В. Бобрешовой «Технология. Штукатурно-малярное дело. Тетрадь для самостоятельной работы».

Представим некоторые из них:

1.                 Выберите правильный ответ:

Оклеиваемая обоями поверхность должна быть:

-       Ровной

-       Сухой

-       Белой

-       Гладкой

-       Влажной

-       Прочной

2.                 Выберите правильный ответ:

Перед оклеиванием обоями поверхность грунтуют для того, чтобы:

-       Удалить с поверхности неровности

-       Улучшить сцепление обоев с поверхностью

-       Увлажнить поверхность

3.                 Дайте определение:

Обои — это … рулонный материал на бумажной основе, различной фактуры и расцветки для внутренней отделки помещений.

4.                 Перечислите средства индивидуальной защиты при проведении обойных работ. Для чего они предназначены?

Очки — для защиты глаз от брызг при приготовлении клея и при очистке поверхности.

Респиратор — для защиты органов дыхания при работе с клеем и при очистке поверхности.

Рабочий комбинезон — для защиты тела от пыли, клея.

Косынка/кепка — для защиты кожи головы, волос от пыли и клея.

5.                 Назовите инструменты, необходимые для обойных работ, опишите основное назначение каждого инструмента:

Скребок — удаляет остатки старых обоев.

Ножницы / нож — необходимы для обрезки, нарезки обоев.

Прижимной валик — применяют для прижатия краев полотен и обработки углов.

Обойная щетка / шпатель-крыло — используют для разглаживания обоев.

Широкая кисть — необходима для нанесения грунтовочного состава на поверхность стены и клея на полотно.

Метр –служит для измерения помещения и длины полотен.

Отвес / уровень — необходим для вынесения отметок.

Карандаш — используют для нанесения разметки.

6.                 Отметьте цифрами последовательность оклеивания обоями розетки / выключателя:

4) Вырезать отверстие в обоях.

1) Отключить электричество в электрощитке.

2) Расслабить шурупы на крышке.

3) Обои надрезать крест-накрест.

7) Завернуть шурупы.

5) Вставить излишки обоев за выключатель.

6) Разгладить обои.

8) Включить электричество в электрощитке.

В ходе практической части конкурса участникам предлагалось выполнить одно из заданий по малярному мастерству: оклеить вертикальную подготовленную поверхность обоями; осуществить поклейку с учетом особенностей поверхности (наличие внутреннего и наружного углов, электрических точек), выбрать необходимые для работы инструменты и материалы из ряда предложенных.

Сложность предлагаемых конкурсных заданий определялась по принципу индивидуально-дифференцированного подхода, с учетом возрастных, психофизических особенностей участников, а также с учетом уровня имеющихся у них знаний и умений по малярному делу.

Представим технологическую карту, согласно которой участники конкурса выполняли задание:

Технологическая карта

«Оклеивание поверхности обоями»

1.                  Подготовка инструмента.

1)                 Проверить исправность кистей и щеток: целостность рукоятки кисти, закрепление щетины.

2)                 Проверить крепление отвеса к нити. Обратить внимание на прочность нити, наличие узелков.

3)                 Проверить состояние шпателя. Обратить внимание на наличие изломов шпателя, неровности рабочей поверхности.

4)                 Проверить состояние колющих и режущих инструментов, метра: качество лезвия ножа, работа стопора, качество ножниц.

2.                 Провешивание поверхности

От потолка и от угла на расстоянии ≈10 см устанавливается нить с отвесом и выносятся отметки. Отметки выносятся строго по линии нити или строго по одной из сторон нити.

3.                  Нарезание полотнищ с учетом рисунка.

1)                 Отмеряем расстояние от пола до потолка. Прибавляем с каждой стороны по ≈2 см.

2)                 Отрезаем полотно. Лезвие ножа должно стоять на стопоре, нож держим под углом 45° к линии реза.

3)                 Определяем шаг рисунка полотнищ и нарезаем следующие полотна. Читаем символы на этикетке (26,5/53).

4.                 Нанесение клея на полотно.

Намазываем клей, сворачиваем полотно. Тщательно промазывать края полотнищ.

 

5.                 Приклеивание первого полотна.

Промазываем поверхность стены клеем и по отметкам приклеиваем первое полотно. Проводим щеткой/шпателем по середине полотна, а затем елочкой влево и вправо выгоняя пузыри и расправляя морщины.

6.                 Приклеивание полотна к внутреннему углу.

Отмерить расстояние до угла. Отрезаем полотно, прибавив ≈ 2 см. Промазать поверхность стены клеем и приклеить недостающую часть полотна впритык к углу. Замерить недостающую часть полотна. Отмерить от нового полотна, отрезать недостающую часть полотна. Приклеить недостающую часть полотна впритык к углу, контролируя совпадение рисунка.

   

7.                 Оклеивание сложных мест (розетка/ выключатель).

Выключить электричество в электрощитке. Снять крышку. Надрезать участок обоев над розеткой крест-накрест по диагонали. Отогнуть края и вырезать отверстие в обоях. Промазать клеем и прижать шпателем края обоев вокруг коробки. Прикрутить крышку.

   

8.                 Проверка качества

Проверяем расположение полотна по отвесу, наличие клея на полотне. При помощи губки удаляем излишки клея.

Деятельность конкурсантов оценивалась по следующим критериям:

-       самостоятельность, ответственность и аккуратность в работе;

-       соблюдение техники безопасности;

-       умение организовать, спланировать выполнить контроль трудовой деятельности;

-       выполнение задания точно согласно технологической карте;

-       умение убрать рабочее место по окончании выполнения задания.

Каждый из участников получал один балл, если:

1.      Дал правильные ответы на теоретические вопросы в рамках отведенного времени.

2.      Применял теоретические знания при выполнении практического задания.

3.      Самостоятельно и правильно организовал рабочее место.

4.      Соблюдал безопасные условия выполнения практического задания.

5.      Выполнил практическое задание согласно технологической карте.

6.      Правильно использовал контрольно-измерительные инструменты.

7.      Избежал при оклеивании рваных кромок обоев.

8.      Не допустил при оклеивании разрывов углов.

9.      Расположил полотна без наклона.

10.  Оставил обои чистыми, незагрязненными клеем.

11.  Не допустил пузыри и морщины на обоях.

12.  Не допустил полного или частичного отслаивания полотнищ.

13.  Избежал утолщенных швов на месте стыка обоев.

14.  Избежал наличия твердых вкраплений под обоями.

15.  Добился того, что рисунок отдельных полотнищ совпадает.

Победители и призеры конкурса, набравшие наибольшее количество баллов, награждены грамотами и призами. Но самым большим подарком, который преподнес конкурс «Юный мастер» каждому из участников оказалась возможность проявить себя с профессиональной стороны, заявить о себе в качестве полноценного члена общества, способного на творческий и созидательный труд, реализацию своего права на интегративное обучение и общение со сверстниками, педагогами различных школ города.

Литература:

1.                 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. Сборник 2./ Под ред. В. В. Воронковой. -- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2011.

2.                 Бобрешова С. В. Технология. Штукатурно-малярное дело. Тетрадь для самостоятельной работы. 8 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) школ VIII вида. — СПб: Владос, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle