Библиографическое описание:

Солдатова Т. Н. Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 213-215.

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи малыша.

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система скоординированных внутренних действий ряда анализаторов, способность прогнозировать высказывание и обеспеченность этого высказывания словарём. При наличии этих факторов у ребёнка возникает мотивация к высказыванию, без которой речь невозможна.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.

ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к развитию детей.

Сегодня все педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей, как эффективное средство коммуникации — не выполняет своей функции.

Федеральные Государственные Требования ставят перед образованием задачу — развитие детей через ведущий вид деятельности — игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей?

Этому поможет театр!

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение, потому что связан с игрой.

Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный — информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание.

Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

К ним можно отнести: внешние стимулы (новизна); сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?) ситуация выбора, биологические и социальные потребности (например потребность в общении, поощрении), утилитарный мотив (мне это нужно).

Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.

Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности как творческая игра — игра-театрализация.

Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться, развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Формирует осознанные умения и навыки генерирования связных высказываний, помогает усвоить правила смысловой, содержательной организации высказывания.

У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Усваиваемые элементы языковой системы дают возможность использовать художественные образы и двигательную активность в непосредственном общении, служат в качестве средства компенсации при недостаточности развития языковых способностей, развивают природные речевые возможности и способности.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе автоматизации нарушенного звука.

С социально педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту), креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление), а так же лексико-образную.

Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексикобразная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.

Вышеназванные направления лучше всего реализовывать через инсценировки, проигрывания речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных форм (беседы по прочитанному, просмотры видиороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен др. форм литературного творчества, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги, пантомимы, упражнения на воображение, игры «Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое.)

При этом происходит индивидуализация интерпретация вербально-знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребёнком (пересказе, повторе, драматизации и т. д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпретации произведения, развитие речевой культуры воспитанника, активной мотивации устного высказывания.

При этом у ребёнка функционируют и развиваются обе языковые функции — экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от имени их. Это доставляет им удовольствие, следовательно, активизирует речь детей.

При работе над коррекцией звукопроизношения, развитием связной речи, используя театрализованную деятельность как вид работы с детьми, нами было замечено, что большое влияние на поведение ребёнка оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать их так, чтобы окружающие ему поверили. Разыгрывая роль ребёнок не только подражает действиям того или иного персонажа, но и передаёт его отношение к людям, к обязанностям, его чувства, переживания. Речь ребёнка становится более выразительной, содержательной, образно и эмоционально окрашенной. Всё это является опорной базой для развития монологической и диалогической речи, глубоких переживаний ребёнка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

И как следствие, у ребёнка развиваются симпатии и антипатии к определённому образу или действиям, совершаемым каким-либо героем. Благодаря театрализованной деятельности происходит познание ребёнком мира не только умом, но и сердцем. Всё это находит отображение в речевом эквиваленте.

Формирование у логопатов осознанных умений и навыков генерирования связных высказываний предполагает обязательное знакомство их с правилами, по которым строятся высказывания, и практическое усвоение правил смысловой, содержательной и лексико-синтаксической языковой организации текста (устного высказывания).

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка совершенствуется в развитии смысловая, регулирующая функция речи, которая тесно связана с развитием внутренней (монологической) речи, с целенаправленной возможностью программированной интеллектуальной деятельностью. На основе внутренней мыслительной деятельности строится и внешнее речевое высказывание или связная речь.

Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное даёт основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к активизации речевого высказывания детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Основные термины (генерируются автоматически): общим недоразвитием речи, связной речи, устного высказывания, развития речи, речь детей, развития речи малыша, стороны речи, Похожая статья, связной речи дошкольников, связной речи у детей, генерирования связных высказываний, средства активизации речи, Специфика диалогической речи, развитие ребёнка, Процесс развития речи, выразительной стороны речи, развитием связной речи, эмоциональной стороны речи, регулирующая функция речи, содержательной организации высказывания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle