Библиографическое описание:

Новодворцева М. Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 211-213.

В реабилитационной работе с детьми-инвалидами летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов их оздоровления и социализации в течение года.

Летом 2000 года впервые был организован двадцатидневный выезд воспитанников Республиканского детского дома-интерната для умственно отсталых детей на природу. Двадцать три ребенка-инвалида с неосложненными диагнозами имели возможность впервые уехать из детского дома, отдохнуть и поправить свое здоровье в естественных условиях. Детей сопровождала группа специалистов в составе руководителя врача, медицинской сестры и педагогов для организации культурного досуга. Большую часть свободного времени дети проводили на свежем воздухе и посвящали активным играм: бадминтону, футболу, баскетболу и, конечно же, купанию в реке. Благодаря естественным природным условиям дети приобретали навыки адаптации к жизни в других условиях: учились готовить пищу на костре, помогали взрослым в ведении «домашнего хозяйства», учились ориентироваться в пространстве, наблюдать за различными объектами и явлениями природы. На следующий год данный опыт успешно повторился.

Несмотря на небольшие сроки пребывания детей на природе был накоплен необходимый опыт и заложена основа для проведения подобных мероприятий в будущем. Летом 2002 года было принято решение об организации выезда детей в летний оздоровительный лагерь в условиях совместного проживания со здоровыми сверстниками. С этого момента наши воспитанники имеют возможность ежегодно отдыхать в детском лагере «Берег дружбы» Алданского района. Причем количество детей с каждым годом растет, кроме того в данный процесс включены и дети со сложными дефектами (ДЦП, синдром Дауна, тяжелая умственная отсталость).

Лагерь «Берег дружбы» расположен на берегу реки Алдан среди высоких сосен и кедров, вдали от шумного города. Это замечательная страна, жители которой попадают в сказочный мир игры и приключений, наблюдений и исследований. Жизнь наших воспитанников в лагере подчинялась выверенному распорядку дня, в котором чередовались различные виды деятельности, характерные для процессов активного напряжения и комфортного расслабления, имея строго заданный и четко соблюдаемый ритм.

Одним из важнейших условий жизни лагеря является создание доступной среды для развития детей с нарушениями в развитии. Воспитанники детского дома-интерната живут рядом со здоровыми сверстниками, участвуют в жизни лагеря, общаются, дружат и чувствуют себя нужными, полезными и равными всем остальным.

Содержание программы работы в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие направления:

1.      организация режима с учетом индивидуальных особенностей детей; — рационное питание;

-          воздушные и солнечные ванны;

-          лечебные процедуры (по назначениям)

-          занятия адаптированными спортивными играми (зарница, футбол, игры по станциям и пр.);

-          занятия лечебной физкультурой;

-          прогулки, походы, купание;

2.      Второе направление работы направлено на реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных и прикладных умений и навыков. В это направление входит:

-          работа кружков и мастерских;

-          конкурсные программы;

-          концертные мероприятия.

Уникальность среды лагеря состоит в возможности решать задачи по основным направлениям реабилитационного отдыха детей-инвалидов:

-          оздоровление (утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливающие процедуры, спортивные соревнования и др.);

-          социально-коммуникативная реабилитация (изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли);

-          социально-бытовая реабилитация (деятельность, направленная на уход за собой и организация быта, помощь младшим и друг другу);

-          социально-средовая реабилитация (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания: походы, сплавы, экскурсии);

-          социально-психологическая реабилитация (наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений, повышение собственной самооценки);

-          социально-культурная реабилитация (экскурсии, концерты, конкурсы, театральные постановки).

Все указанные направления реабилитации направлены на интеграцию ребенка-инвалида, повышение его физической и социальной активности.

Насыщенная событиями жизнь в лагере на природе дает огромный эмоциональный заряд детям на целый год вперед, позволяет прорвать стену изоляции и чувства одиночества перед трудностями, с которыми сталкиваются дети-инвалиды. Особо значимым для наших воспитанников было пребывание среди здоровых сверстников, их оценка и реакция на ту или иную ситуацию, поведение, эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь. Именно этот фактор играет на наш взгляд определяющую роль в интеграционном процессе. Возможность попробовать новые виды движений (лазание, ползание, балансирование — а это обычные походные ситуации), испытывать разные тактильные, слуховые, зрительные ощущения оказывается очень важным для детей с ограниченными возможностями. Дифференцирование процессов восприятия, расширение объема самостоятельных движений, совместное планирование деятельности, осознание своего участия в нем повышают адаптационные возможности больного ребенка, способствуют появлению нового социального и личного опыта.

Активно принимая участие во всех массовых мероприятиях, и занимая призовые места, участвуя в играх на сплочение коллектива, проводимых между отрядами, наши воспитанники, общаясь со здоровыми сверстниками, стали более раскрепощены в общении. У ребят появилось много друзей, они получили заряд положительных эмоций, массу впечатлений и желание вернуться на берег реки Алдан на следующий год.

Литература:

1.          Белякова И. В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками / Роль обучения в развитии психики — детей олигофренов. Под ред. В. Г. Петровой. — М.,1991.

2.          Маймор О. С. Работа над стихотворениями на уроке обучения грамоте во вспомогательной школе// Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной и специальной школы. — Ташкент, 1988.

3.      Петрова В. Г. Исследование вербальной памяти умственно отсталых школьников// Дефектология. — 1986. — № 5.

4.       Соловьев И.МЮ, Сумарокова В. А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей// Дефектология. — 1993. — № 1.

5.     Суморокова В. А. Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно отсталых школьников// Методические рекомендации. — М.,1986.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle