Библиографическое описание:

Синева Е. В., Соснина А. М. Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 100-102.

Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Воспитателям, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы воспитания и обучения дошкольников. Перед коллективом дошкольного учреждения стоит нелегкая задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода.

Согласно стратегической цели развития дошкольного учреждения, анализа работы за прошедший учебный год, в соответствии с годовыми задачами нами разработан план методической работы по основным направлениям воспитательно-образовательной работы.

Основная цель педагогического коллектива дошкольного учреждения — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Приступая к инновационной работе, мы понимали, что прежнее содержание образования по художественно-эстетическому воспитанию необходимо дополнить, искать новые подходы к реализации регионального компонента. Поэтому необходимо организовать работу педагогического коллектива дошкольного учреждения:

-        в направлении культурного развития личности, через приобщение дошкольников к истокам народной культуры края, где живут дети;

-        в направлении изменения технологий педагогического воздействия с целью повышения качества и результативности обучения и развития воспитанников в условиях взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и учреждений культуры;

-        в направлении развития педагогического потенциала и взаимную методическую поддержку.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.), она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.

Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б. В. Асафьева, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

О. П. Радынова указывает на то, что именно в детстве формируются эталоны красоты, усваиваются эстетические категории, накапливается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О. П. Радынова считает необходимым приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей средствами музыкального искусства как главное условие его духовного становления [5].

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. В нашем учреждении каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно — эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе — им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. Среда детского сада создает условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на определенном возрастом этапе.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. В каждой группе оборудован уголок «творчества», в котором дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, сочиняют стихи, песни.

Методический кабинет, стал центром, где сосредоточена методическая, энциклопедическая, художественная литература, комплексные и парциальные, региональные программы и технологии, методические рекомендации по художественно-эстетическому направлению воспитательно-образовательной работы, «Педагогическая копилка» педагогов дошкольного учреждения.

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» (авт. Н. Е. Веракса) [3] в сочетании с парциальными программами: «Театр-творчество-дети» (авт. Н. Ф. Сорокина) [1], «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. О. Л. Князева) [2], «Музыкальные шедевры» (авт. О. П. Радынова) [4]. В центре программ — развитие творческих проявлений детей, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. В программах осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому воспитанию:

-        программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

-        перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

-        конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

-        дидактические музыкальные игры и по изобразительной деятельности;

-        библиотека методической литературы по знакомству детей с миром искусства.

Комплекс по художественно-эстетическому воспитанию отбирается с учетом ориентации на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (комбинированного вида), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в дошкольном учреждении в трех направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагогов и детей, самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности «Юные художники» — по изобразительной деятельности, «Сказочка» — театральный, «Моя игрушка» — ручной труд. Цель кружковой работы — формирование эстетического отношения к окружающему миру.

На занятиях художественно-эстетического цикла вызываем у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, развиваем музыкальные способности, обучаем необходимым умениям и навыкам, которые они смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье. В повседневной деятельности применяем слушание аудиокассет, просмотр видео, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку, развлечения, тематические вечера, беседы — концерты, театральные постановки, игры, хороводы, праздничные утренники. Взрослые помогают ребенку советом.

Добиваясь развивающего эффекта обучения на занятиях, используем проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, объяснение) — наиболее легкий путь овладения каким — либо навыком, умением. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъясняем ее эмоционально — образное содержание. Сочетаем методы с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает. Применяем метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки (рекомендованы О. П. Радыновой). Задания усложняем в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяем игровые приемы. Музыкально — дидактические игры, попевки также помогают развитию творческих способностей.

Основным в работе педагогов является интегрированный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства является музыка.

Формирование умений и навыков являются средством развития музыкальных способностей. Используем индивидуально — дифференцированный подход к каждому ребенку. Задания разграничиваем по степени трудности: более развитый ребенок получает задание сложнее, менее развитый — доступное ему, развивающее его способности. Одобряем и поощряем успехи детей, побуждаем их к взаимообучению, взаимопомощи при овладении определенными навыками. Это воспитывает в них доброжелательное отношение в общении, внимание друг к другу.

Результаты деятельности дошкольного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию постоянно отслеживаем на педагогических советах, организуем консультации для педагогов, проводим мастер-классы.

Литература:

1.      Играем в кукольный театр: программа «Театр — творчество — дети»: Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и музык. руководителей дет. садов / Н. Ф. Сорокина. — М.: Аркти, 2002. — 207 с.

2.      Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно-методическое пособие. — СПБ: Детство-Пресс, 2010.-304 с.

3.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.

4.      Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа методические рекомендации /О. П. Радынов. М.: Гном-Пресс, 1999. — 80 с.

5.      Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников /О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили.- М.: Владос, 1994.-223 с.

Основные термины: дошкольного учреждения, педагогического коллектива дошкольного, детей к истокам русской, музыкальных способностей, способностей детей дошкольного, художественно-эстетическому воспитанию, развития дошкольного учреждения, коллективом дошкольного учреждения, условиях дошкольного учреждения, коллектива дошкольного учреждения, деятельности дошкольного учреждения, педагогов дошкольного учреждения, дошкольного образовательного учреждения, взаимодействия дошкольного учреждения, деятельности детей, образовательного стандарта дошкольного, коллектива дошкольного учреждения —, неповторимости дошкольного периода, общеобразовательная программа дошкольного, детей в музыкальной деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle