Библиографическое описание:

Синева Е. В., Соснина А. М. Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 100-102.

Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Воспитателям, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы воспитания и обучения дошкольников. Перед коллективом дошкольного учреждения стоит нелегкая задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода.

Согласно стратегической цели развития дошкольного учреждения, анализа работы за прошедший учебный год, в соответствии с годовыми задачами нами разработан план методической работы по основным направлениям воспитательно-образовательной работы.

Основная цель педагогического коллектива дошкольного учреждения — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Приступая к инновационной работе, мы понимали, что прежнее содержание образования по художественно-эстетическому воспитанию необходимо дополнить, искать новые подходы к реализации регионального компонента. Поэтому необходимо организовать работу педагогического коллектива дошкольного учреждения:

-        в направлении культурного развития личности, через приобщение дошкольников к истокам народной культуры края, где живут дети;

-        в направлении изменения технологий педагогического воздействия с целью повышения качества и результативности обучения и развития воспитанников в условиях взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и учреждений культуры;

-        в направлении развития педагогического потенциала и взаимную методическую поддержку.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.), она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.

Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б. В. Асафьева, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

О. П. Радынова указывает на то, что именно в детстве формируются эталоны красоты, усваиваются эстетические категории, накапливается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О. П. Радынова считает необходимым приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей средствами музыкального искусства как главное условие его духовного становления [5].

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. В нашем учреждении каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно — эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе — им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. Среда детского сада создает условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на определенном возрастом этапе.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. В каждой группе оборудован уголок «творчества», в котором дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, сочиняют стихи, песни.

Методический кабинет, стал центром, где сосредоточена методическая, энциклопедическая, художественная литература, комплексные и парциальные, региональные программы и технологии, методические рекомендации по художественно-эстетическому направлению воспитательно-образовательной работы, «Педагогическая копилка» педагогов дошкольного учреждения.

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» (авт. Н. Е. Веракса) [3] в сочетании с парциальными программами: «Театр-творчество-дети» (авт. Н. Ф. Сорокина) [1], «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. О. Л. Князева) [2], «Музыкальные шедевры» (авт. О. П. Радынова) [4]. В центре программ — развитие творческих проявлений детей, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. В программах осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому воспитанию:

-        программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

-        перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

-        конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

-        дидактические музыкальные игры и по изобразительной деятельности;

-        библиотека методической литературы по знакомству детей с миром искусства.

Комплекс по художественно-эстетическому воспитанию отбирается с учетом ориентации на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (комбинированного вида), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в дошкольном учреждении в трех направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагогов и детей, самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности «Юные художники» — по изобразительной деятельности, «Сказочка» — театральный, «Моя игрушка» — ручной труд. Цель кружковой работы — формирование эстетического отношения к окружающему миру.

На занятиях художественно-эстетического цикла вызываем у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, развиваем музыкальные способности, обучаем необходимым умениям и навыкам, которые они смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье. В повседневной деятельности применяем слушание аудиокассет, просмотр видео, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку, развлечения, тематические вечера, беседы — концерты, театральные постановки, игры, хороводы, праздничные утренники. Взрослые помогают ребенку советом.

Добиваясь развивающего эффекта обучения на занятиях, используем проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, объяснение) — наиболее легкий путь овладения каким — либо навыком, умением. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъясняем ее эмоционально — образное содержание. Сочетаем методы с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает. Применяем метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки (рекомендованы О. П. Радыновой). Задания усложняем в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяем игровые приемы. Музыкально — дидактические игры, попевки также помогают развитию творческих способностей.

Основным в работе педагогов является интегрированный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства является музыка.

Формирование умений и навыков являются средством развития музыкальных способностей. Используем индивидуально — дифференцированный подход к каждому ребенку. Задания разграничиваем по степени трудности: более развитый ребенок получает задание сложнее, менее развитый — доступное ему, развивающее его способности. Одобряем и поощряем успехи детей, побуждаем их к взаимообучению, взаимопомощи при овладении определенными навыками. Это воспитывает в них доброжелательное отношение в общении, внимание друг к другу.

Результаты деятельности дошкольного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию постоянно отслеживаем на педагогических советах, организуем консультации для педагогов, проводим мастер-классы.

Литература:

1.      Играем в кукольный театр: программа «Театр — творчество — дети»: Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и музык. руководителей дет. садов / Н. Ф. Сорокина. — М.: Аркти, 2002. — 207 с.

2.      Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно-методическое пособие. — СПБ: Детство-Пресс, 2010.-304 с.

3.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.

4.      Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа методические рекомендации /О. П. Радынов. М.: Гном-Пресс, 1999. — 80 с.

5.      Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников /О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили.- М.: Владос, 1994.-223 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle