Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осипова, Л. Г. Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС / Л. Г. Осипова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5929/ (дата обращения: 19.04.2024).

Информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения в контексте ФГОС включает:

-       комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе ЭОР;

-       совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;

-       систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

обеспечивает:

-       информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

-       планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

-       мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

-       мониторинг здоровья обучающихся;

-       современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

-       дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса и организациями социальной сферы.

Главная задача педагога — освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.

ИОС каждой школы включена в глобальное информационное образовательное пространство, которое формируется каталогами и интерфейсами доступа к коллекциям ЭОР.

К федеральным коллекциям ресурсов относятся ресурсы из Единой Интернет-коллекции цифровых образовательных ресурсов (далее ЕК ЦОР) — www.school-collection.edu.ru и из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР) — http://fcior.edu.ru.

ЕК ЦОР содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме — документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. В состав ЕК ЦОР включены инструменты учебной деятельности — конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков и инструменты организации учебного процесса.

ФЦИОР содержит коллекцию ЭОР нового поколения разного типа: информационного, практического и контрольного. Ресурсы представляют собой модули с мультимедийным содержимым.

Информационные ЭОР ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме. Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио-фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т. п.).

Включение таких ЭОР в процесс обучения позволяет учителю организовать фронтальную работу учащихся или самостоятельную индивидуальную работу в классе или дома, а также самостоятельную групповую работу в классе по изучению нового содержания.

Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию, как предметных умений, так и универсальных учебных действий на основе знаний.

Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

В процессе работы с практическими ЭОР учащиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры, переносу элементов в нужную ячейку, установлению соответствия между элементами множеств, выбору элемента из предложенного списка, группировке объектов, перемещению объектов для составления определенных композиций, совмещению объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединению объектов связями с целью организации определенной системы, восстановлению правильной последовательности этапов процесса.

Включение практических ЭОР в процесс обучения позволяет учителю организовать работу учащихся с интерактивной доской под руководством учителя, самостоятельную индивидуальную практическую работу, самостоятельную групповую практическую работу, в том числе учебное исследование под руководством учителя или в режиме самостоятельной деятельности.

Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений.

Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.

В процессе работы с контрольными ЭОР учащиеся выполняют: ввод текста с клавиатуры, выбор элемента из предложенного списка — однозначный или множественный, установление соответствия между элементами множеств.

Деятельность с контрольными ЭОР может быть организована в форме самостоятельной индивидуальной работы в классе с последующей проверкой результатов или самостоятельной работы дома с целью самоконтроля.

Таким образом, ЭОР является важным компонентом формирования ИОС педагога в условиях перехода на ФГОС.

В связи с тем, что Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ результатов работ по созданию ЭОР, реализованных в рамках проекта «Информатизация системы образования» и проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы и по результатам данного анализа было отмечено, что созданные материалы в ЕК ЦОР и ФЦИОР в целом способны обеспечить возможность обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования с применением ЭОР с учетом разработки соответствующих современных методик. В то же время анализ также показал недостаточное количество ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и дошкольного образования.

Поэтому врамках выполнения Федерального проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011–2012) предусмотрена разработка ЭОР по ключевым направлениям (http://www.eor-np.ru/):

Современные ЭОР на сайте http://www.eor-np.ru/ обладают большим потенциалом для достижения предметных результатов, для формирования универсальных учебных действий учащихся. Использование ЭОР актуально и в рамках внеурочной деятельности, дистанционного обучения и для обучения учащихся на дому.

Применение в образовательном процессе ЭОР будет способствовать увеличению доли самостоятельной работы учащихся с одновременным повышением ее эффективности, что соответствует основным идеям ФГОС общего образования.

Методическое сопровождение ЭОР.

На данный момент в школе, реализуются программы общего образования, появилось большое число различных средств ИКТ, в рамках федеральных программ и проектов разработано значительное количество различных видов ЭОР. Обеспечена доступность к электронным ресурсам через создание системы федеральных порталов и подключение всех школ к сети Интернет.

Их действительно эффективному внедрению в образовательный процесс, инновационному развитию общего образования на основе активного продуманного использования информационных технологий в учебной деятельности мешает отсутствие проработанных и прошедших широкую апробацию учебных материалов и методических рекомендаций по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий и ЭОР.

Для решения проблемы внедрения ЭОР в образовательный процесс разрабатываются комплекты методических материалов и создана централизованная система методической поддержки внедрения ЭОР для педагогов на сайтах:

-        http://www.eor-np.ru

-        http://www.eorhelp.ru

Литература:

  1. Сайт ФГОС — http://standart.edu.ru/
  2. Информационно-образовательная среда — важнейший компонент новой системы образования — http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360
  3. http://eor.it.ru
  4. http://www.openclass.ru/
  5. http://www.eor-np.ru/
  6. http://www.eorhelp.ru
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, общее образование, организация деятельности учащихся, процесс обучения, ввод текста, выбор элемента, выполнение упражнений, предложенный список, самостоятельная индивидуальная работа, учебная деятельность.

Похожие статьи

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

В процессе управления самостоятельной деятельностью преподаватель принимает прямое (затем косвенное) участие в организации процесса обучения. При этом целесообразно следовать ряду принципов управления

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение, самостоятельная деятельность, познавательный процесс, учащийся, самостоятельная работа школьников, методика организации, самостоятельная...

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Данная статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных школ.

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, образовательный процесс, предметное знание...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать, что упражнения только тогда выполнят свою функцию, когда будут соблюдены следующие условия: наличие у учащихся ясно осознанной цели выполнения действий и стремление ее достигнуть.

Средства формирования и совершенствования учебной...

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика. учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от... самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, учащийся, педагогическое руководство...

Похожие статьи

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

В процессе управления самостоятельной деятельностью преподаватель принимает прямое (затем косвенное) участие в организации процесса обучения. При этом целесообразно следовать ряду принципов управления

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение, самостоятельная деятельность, познавательный процесс, учащийся, самостоятельная работа школьников, методика организации, самостоятельная...

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Данная статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных школ.

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, образовательный процесс, предметное знание...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать, что упражнения только тогда выполнят свою функцию, когда будут соблюдены следующие условия: наличие у учащихся ясно осознанной цели выполнения действий и стремление ее достигнуть.

Средства формирования и совершенствования учебной...

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика. учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от... самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, учащийся, педагогическое руководство...