Библиографическое описание:

Коростелёва А. А. Защита прав ребёнка как фактор устойчивого развития личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 40-44.

В жизни любого общества наиболее уязвимым его членом является ребёнок. Как отмечено в психолого-педагогических исследованиях многих учёных [1, 2, 3, 4], посвященных проблемам гармоничного формирования личности, факторы, способствующие полноценному развитию ребёнка как социально-ориентированного человека, зависят от ряда условий, анализ которых позволяет нам объединить их в основные кластеры:

1.      Особенности исторического этапа развития общества;

2.      Географическое расположение местности и климатические условия проживания людей;

3.      Культурно-исторические ценности и национальные традиции;

4.      Житейские правила, общесемейные ценности и традиции;

5.      Социальный уровень семьи ребёнка;

6.      Этические и эстетические нормы и правила жизни общества;

7.      Психо-физиологические потребности личности.

По нашему мнению, защита прав ребёнка — это действия, основанные на личностно-ориентированном объективном своде систематизированных нормативно-правовых и законодательных актов, которые создают все необходимые условия для гармоничного и устойчивого развития личности, не достигшей 18-летнего возраста. Все семь перечисленных нами кластеров являются базисной основой для формирования системы правоотношений в сфере, обеспечивающей гармоничное и устойчивое развитие личности.

Установлено, что в современных исследованиях о защите прав ребёнка, основное значение уделяется проблеме устойчивого развития личности как фактора социальной безопасности и позитивного развития общества. Об этом свидетельствует пункт 5 Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, описывающий «портрет выпускника школы» [7]:

-                   осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества

-                   осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

-                   уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

-                   осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Воздействуя на личность, общество пытается добиться устранения разрозненности в социальных взглядах, различиях в традиционных устоях, и т. д. Это приводит порой к обострению межнациональных различий, внутренним психологическим и мировоззренческим противоречиям и способствует появлению ментального «разрыва», и как результат, социального «зазора» между личностью и обществом.

Толерантность, гражданская позиция, нравственные устои и социальная ответственность, представленные в пункте 7 ФГОС, можно расценивать только лишь как ориентиры личностных результатов развития [7].

При этом в современной образовательной практике, наиболее важным на наш взгляд, является функциональный подход к решению проблемы развития личности, с точки зрения создания для неё определённой благоприятной среды, обеспечивающей социальную и, соответственно, правовую защищённость ребёнка. Основная идея такого подхода заключается в том, что формирование целей в процессе психолого-педагогического воздействия на формируемую личность, носит характер социальной адаптации ребёнка и напрямую зависит от поставленных задач и методов их решения в рамках заданного правового пространства. Такой личностный подход основан на индивидуальных характеристиках человека, формирование мировоззрения которого происходит в определённых уникальных условиях в соответствии с классификацией кластерной принадлежности. Это приводит к выводу, что перед образовательной системой встаёт важный вопрос о повышении роли дополнительных компетенций в образовательных стандартах, носящих характер социальной адаптации. Решение данного вопроса будет способствовать повышению устойчивости развития и жизнеспособности человека, что в свою очередь приведёт к «сглаживанию» социального «зазора» между личностью и обществом.

В статье 12 Конвенции о правах ребёнка гарантировано право каждого маленького человека свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Однако этой же статьёй оговаривается условие обязательной способности детей формулировать свои собственные взгляды. Формирование этого навыка дополняет целостный подход к развитию человека, который требует, при организации педагогического процесса, ориентации на интегративные характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как сложная система, имеющая свою индивидуальную структуру, функции и внутреннее строение [5].

Предлагаемый нами подход, расширяет правовые границы и призван обеспечить равные условия, в том числе и для детей, не имеющих способностей к самовыражению. Дети такой категории особо нуждаются в социальной адаптации, достижение поставленных целей будет способствовать не только их защищённости, но и обеспечит равноустойчивые условия жизни, позволяющие расширить ограниченные возможности.

Изложенные условия предлагаемого подхода и постановка задачи, создают предпосылки разработки особой комплексной методики социально-педагогического воздействия в рамках правового контекста, который с одной стороны обеспечивает условия процесса познания, а с другой стороны, способствует программированию целевых установок, приобретаемых дополнительных компетенций в процессе обучения.

Требования к разработке и уровню освоения комплексной социально-педагогической методики основаны на исследовании и анализе следующих факторов:

1.                  Возрастной уровень;

2.                  Физиологические особенности;

3.                  Социальные потребности;

4.                  Индивидуальные особенности и характеристики;

5.                  Целевые ориентиры;

6.                  Жизненная позиция.

Перечисленные факторы составляют личностную характеристику ребёнка и образуют основу для восприятия процесса познания и адаптации в социально-правовом пространстве.

Российская Федерация, как государство-участник Конвенции о правах ребёнка, обязана обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия детей, принимая во внимание права и обязанности их родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону. Именно с этой целью принимаются все соответствующие законодательные и административные меры в нашей стране. Учреждения и службы, ответственные за заботу и защиту прав ребёнка, должны отвечать нормам, установленным компетентными органами, в частности, с точки зрения численности и пригодности персонала, и соответственно компетентного надзора [9]. Таким образом, уровень защиты прав ребёнка в контексте разрабатываемой методики устанавливается в правовых рамках, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека. Именно этот уровень определяет смысл и содержание законодательных актов, и обеспечивается правосудием.

Следующие требования к разработке и заданному уровню освоения комплексной социально-педагогической методики основаны на исследовании и анализе нормативных источников, которые формируют цели методики и определяют правовые границы образовательного пространства (рисунок 1).

Рис. 1. Основные информационные источники в отношении защиты прав ребёнка, формирующие социально-правовое пространство образовательной среды.

Методика включает две составляющие:

1)      социально-правовая ориентация педагогической программы развития личности;

2)      интеграционные мероприятия для успешной адаптации в социуме на основе приобретённых навыков и компетенций.

Подход к разработке методики предопределяет такую организацию учебно-профессиональной деятельности учителя, которая позволит:

1.                  Обеспечить формирование личностных психологических устоев ребёнка к восприятию процесса обучения как неотъемлемой части его жизни;

2.                  Осознать личностные особенности и ценности;

3.                  Сформировать социальные, психологические и культурные ориентиры, позволяющие установить компетентностные цели в определённом кластере;

4.                  Сформировать предпосылки к адаптации в социуме на основе выработанных в процессе обучения навыков.

Целеполагание дополнительных компетенций учащихся в комплексной методике при предлагаемом подходе формируется в следующих направлениях:

1.                  Педагогическое;

2.                  Психологическое;

3.                  Коррекционное;

4.                  Медицинское;

5.                  Правовое;

6.                  Социально-бытовое.

Комплексность методики предполагает дополнение образовательных стандартов не только набором дополнительных социальных компетенций, но и мероприятиями в рамках дополнительного образования.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в процессе разработки методического обеспечения, социально-правовые механизмы защиты направлены на поддержания прав ребёнка в процессе обучения и воспитания, в том числе и в семье [8]. Таким образом, со стороны образовательного учреждения необходимо обеспечить мероприятия, позволяющие:

1.         Контролировать социально-бытовые условия существования детей;

2.         Контролировать и осуществлять вспомогательные функции для создания условий получения образования;

3.         Обеспечивать индивидуальный подход к развитию ребёнка;

4.         Обеспечивать условия для создания органов самоуправления учащихся, основывающихся на делегировании выборных представителей из числа учащихся;

5.         Обеспечивать условия социальной адаптации: оформление предметных классов для уроков технологии, рекреационных помещений, досуговых помещений — наглядной агитацией и вспомогательным оборудованием;

6.         Обеспечивать в работе педагогического и вспомогательного состава присутствие элементов, способствующих социально-правовому развитию детей;

7.         Осуществлять вспомогательные функции для развития способностей ребёнка, т. е. для создания условий обязательной внеучебной деятельности обучающихся по интересам.

Также на базе образовательного учреждения должны быть созданы:

-                   Родительский комитет (надзорная и вспомогательная функция);

-                   Объединение учащихся (функция самоуправления и координации);

-                   Социальная служба поддержки (функция социальной адаптации ребёнка);

-                   Общественный комитет, включающий специалистов из органов социально-правовой направленности (Союз правовой защиты детства), куда в обязательном порядке входит ответственный по правам ребёнка в образовательном учреждении.

Социально-правовое ориентирование педагога в процессе обучения служит основой для формирования социально защищённого мировоззрения ребёнка. Познание своих прав, обязанностей и основных навыков адаптации к реальным жизненным условиям создают ребёнку уверенность в собственных силах, чувство «локтя» со стороны взрослых, тем самым помогают найти «своё» место в коллективе ровесников и выработать линию поведения, наиболее благоприятную для отдельно взятой индивидуализированной личности.

На уровне образовательного учреждения необходимы действия:

1.                  Разработка внутренних нормативных актов, регулирующих правоотношения в процессе обучения развития и воспитания ребёнка;

2.                  Разработка Программы (Положения), предполагающей регулирование и взаимодействие педагогического состава, родителей и учащихся.

В рамках правового поля, обеспечивающего защиту детей в образовательном пространстве на уровне территориально-административного поселения, должны быть созданы:

-                   Общественный комитет, включающий специалистов из органов социально-правовой направленности;

-                   Объединение учащихся образовательных учреждений.

При разработке комплексной методики, ключевая роль отводится ответственному по правам ребёнка при учебном заведении. Именно на это должностное лицо возлагается ответственность за наблюдением и коррекцией реализации разработанных методических мероприятий. Основными задачами его деятельности являются [6]:

1.         Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

2.         Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека (прав ребёнка);

3.         Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека (прав ребёнка);

4.         Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка (прав человека);

5.         Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Также педагог, выполняющий функции ответственного по правам детей обязан:

-                   организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям и инициировать реализацию правового просвещения;

-                   выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам детей в сфере образования;

-                   выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных организаций.

Обязанности реализуются:

1. В отношении родителей:

-                   создание общественных организаций на уровне образовательных учреждений и административно-территориальных образований;

-                   организация родительского правового всеобуча.

2. В отношении детей:

-                   правовой всеобуч в отношении прав ребёнка: ведение уроков права, гражданского образования, проведение тематических классных часов;

-                   работа детских общественных организаций, построение правового пространства школы, другие формы активизации общественности по защите прав детей.

Основными формами работы ответственного лица по защите прав ребёнка в рамках предлагаемой методики являются:

-                   индивидуальные и коллективные беседы с учащимися и учителями;

-                   индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью;

-                   доведение до сведения администрации школы и общественных объединений информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;

-                   защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;

-                   расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

-                   наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;

-                   внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

-                   содействие повышению информированности о правах ребёнка, как самих детей, так и взрослых;

-                   действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

-                   представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребёнка.

Структура и содержание комплексной методики, основанной на правовом поддержании устойчивого развития личности ребёнка, действует на основе информационной открытости и гласности в соответствии с Государственной политикой, а также законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Социально-педагогический комплекс изначально создаётся с целью обеспечения активного воздействия на результативность своих компонентов, преобразуя их соответственно заданному уровню. Изменение одного компонента комплекса неизбежно вызовет изменения в целом. Таким образом, предлагаемый нами подход, реализуя необходимые условия для педагогического воздействия в особых условиях, обеспечивающих осознание защищённости, открытого восприятия информации в процессе обучения и формирования компетенций, дающих возможность личностного роста и устойчивости в социуме, способствует созданию атмосферы защищённости, повышенного доверия и наиболее психологически полно помогает раскрыться внутреннему потенциалу ребёнка. Мы считаем, что формирование потребностей ребёнка в обучении и целей формирования его компетенций, основаны на тех возможностях, которые для него сформированы правовыми и социально-психологическими условиями образовательной среды.

Подводя итоги сказанному, необходимо сделать вывод, что личность ребёнка, развиваясь под влиянием специально созданных особых условий, обладающих уникальными особенностями правовой защищённости и являющихся организующей силой, совершенствующей приобретение детьми жизненно необходимых навыков и компетенций, будет формироваться с более активной жизненной позицией, обладающей необходимыми навыками правовой культуры. Таким образом, защита прав ребёнка, будет являться основополагающим фактором организации образовательного пространства, обеспечивающим устойчивую координацию и управление психолого-педагогической деятельностью в процессе гармоничного и всеобъемлющего развития личности в рамках правого поля.

Литература:

1.         Макаренко, А. С. Цель воспитания: Учебное пособие / А. С. Макаренко — М.: Педагогика. — 1984 г.

2.         Макаренко, А. С. Сочинения в 7 томах / А. С. Макаренко — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957 г.

3.         Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / СПб: Питер, 2000 г.

4.         Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы М.,1978 г.

5.         Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л. С. Выготский — М.: Академия, 2006 г.

6.         Орлов М. И., Петрович В. Г. 8-летка Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса: от теории к практике. — Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008 г.

7.         ФГОС среднего (полного) общего образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

8.         Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (с изм. и доп. от 2013 г.).

9.         Ди Меллу, С. В. Азбука преподавания прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе. / С.В. ди Меллу — Женева: издательство ООН. — 2003 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle