Библиографическое описание:

Безменова К. И. Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 48-51.

Важный вклад в рассматриваемую тему внесли исследования С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской [3], которые отмечают, что относительно дошкольного возраста мы можем говорить только о развитии начальной коммуникативной компетентности, так как в дошкольном возрасте коммуникативная деятельность еще малоуправляема. Признаками развития начальной коммуникативной компетентности у дошкольников авторы считают: активность, инициативность, рефлексивность.

Коммуникативную компетентность рассматривают педагоги в различных аспектах. В психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «коммуникативная компетентность». А. Г. Арушанова [1], рассматривает коммуникативную компетенцию как базисную характеристику личности дошкольника, предпосылка его благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии и освоении различных видов детской деятельности. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева [2], под коммуникативной компетенцией понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

В структуре коммуникативной компетентности Л. А. Петровская [4] выделяет следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, также о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об поведенческой стороне общения. Ценностно-смысловой компонент включает ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Личностный компонент образуют особенности личности, вступающие в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с саморегуляцией, созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, умением реагировать на изменение состояния партнера. Поведенческий компонент включает коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

В настоящее время в изменяющихся условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В большом энциклопедическом словаре, технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. По мнению, Б. Т. Лихачёва педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

­        технология проектной деятельности;

­        технология исследовательской деятельности;

­        информационно-коммуникационные технологии;

­        личностно-ориентированные технологии;

­        технология портфолио дошкольника и воспитателя;

­        игровая технология;

­        технология «Теория решения изобретательских задач» и др.

Технология проектной деятельности — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Г. К. Селевко, под игровой технологией понимает последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели.

Информационно-коммуникативные технологии в настоящее время занимают одну из лидирующих позиций в процессе воспитания и обучения. Исследования И. В. Кузиной, В. Ф. Миронычевой показывают, что активное внедрение и использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ позволяют: на более высоком качественном уровне подготовить детей к школе; существенно изменить педагогическое взаимодействие воспитатель-ребенок-родитель. Особая роль при этом отводиться подготовке воспитателя, который должен свободно ориентироваться в виртуальном образовательном пространстве, методически верно использовать Интернет и медиаресурсы.

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Информационно-коммуникативные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы. Мы считаем, что использование данных технологий способствует обеспечению качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Важнейшим фактором в совершенствовании коммуникативной компетенции является создание действенных и эффективных условий для формирования коммуникативной компетентности, начиная с дошкольного возраста. Среди условий наиболее значимыми с наших позиций являются: целенаправленная деятельность дошкольного образовательного учреждения в этом направлении; непосредственная образовательная деятельность ребенка; готовность педагогов к использованию современных образовательных технологий; взаимодействие с родителями воспитанников; наличие разработанной модели по формированию коммуникативной компетентности дошкольников.

Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности является целенаправленная работа с родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:

-          привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности дошкольного учреждения;

-          просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, использование современных образовательных технологий.

Для обеспечения качества образования необходимо проводить работу с родителями, использовать информационно-коммуникативные технологии. Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду.

Педагог должен анализировать состояние коммуникативной и речевой активности дошкольников, выявлять причины ее снижения, усиливать эмоциональный и содержательный контакт с детьми, не проявляющими стремления к общению. Один из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду — специально организованные речевые ситуации, направленные на умение договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие. Мы считаем, что для формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие современные образовательных технологии: игровую, исследовательскую и проектную технологии.

Для выявления уровня знаний и использования в работе современных образовательных технологий мы провели анкетирование педагогов. На вопрос, «Какие современные образовательные технологии вы используете в своей работе» педагоги отдали предпочтение игровой технологии (13), технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (15), информационно-коммуникативной технологии (16). Наименьшее предпочтение отдали технологии решения изобретательских задач (3) и технологии «Портфолио дошкольников» (2). Это свидетельствует о том, что педагоги плохо осведомлены данными технологиями.

На вопрос, «Какими техническими средствами вы владеете», педагоги отметили множество средств, среди которых магнитофон (28), видеомагнитофон (20), компьютер (17), принтер (12), фотоаппарат (27), ноутбук (12). Лишь некоторые педагоги владеют видеокамерой (3), проектором (2), сканером (3). Информационно-коммуникативные технологии педагоги используют в основном при подготовке к образовательной деятельности (16), и на непосредственно образовательной деятельности (10). Только 2 педагога используют информационно-коммуникативные технологии для самообразования.

Ежедневно современные образовательные технологии используют 8 педагогов, раз в неделю — 10 педагогов, и реже (1–2 раза в месяц) — 10 педагогов. Большинство педагогов (20) считают, что использование информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает подготовку к непосредственно образовательной деятельности и позволяет разнообразить ее. Меньшее количество педагогов (8) так не считают. На вопрос, «Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-коммуникативных технологий», многие педагоги (20) ответили, что частично созданы условия, 7 педагогов удовлетворены условиями, и 1 педагог считает, что нет необходимых условий. Все педагоги (28) считают, что современные образовательные технологии можно использовать в разных видах деятельности (игровая, продуктивная, образовательная).

Большая часть педагогов (21) использует современные образовательные технологии для развития коммуникативной компетентности детей. Частично использует 7 педагогов. Больше половины педагогов (19) хотели бы получить консультацию по использованию современных образовательных технологий в работе с детьми, 9 педагогов в такой консультации не нуждаются.

Таким образом, проанализировав ответы педагогов, мы увидели, что они используют в работе лишь не многие образовательные технологии. Педагоги владеют игровой технологией, исследовательской, проектной, информационно-коммуникативной технологией.

В результате теоретического анализа исследуемой проблемы для организации целенаправленной и планомерной работы нами была разработана модель формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий.

В основе модели положен аксиологический, системный и деятельностный подходы, где системообразующими блоками выступают целевой, организационно-методический и процессуально-деятельностный. Организационно-методический блок включает условия: благоприятный психологический климат в группе, детском саду и семье; непосредственная разнообразная деятельность детей; оснащенность педагогов знаниями и умениями; просветительская работы с родителями. Процессуально-деятельностный блок включает содержание работы: образовательную работу с детьми, просветительскую и консультативную поддержку родителей и работу с педагогами.

Разработанная модель позволит сформировать коммуникативную компетентность дошкольников, добиться высоких результатов при помощи включения в образовательную деятельность современных образовательных технологий. Для того, чтобы обеспечить качество образовательной деятельности необходимо включать все формы работы с родителями и педагогами.

Литература:

1.                  Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика-синтез, 2002. — 270 с.

2.                  Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. Издатель: Айрис-пресс, 2009 год ISBN: 978–5-8112–3704–3, 192 с.

3.                  Никитина С. В., Петрова Н. Г., Свирская Л. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования: Научно-методические рекомендации и информационные материалы. М.: Линка. Пресс, 2008

4.                  Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. 224с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle