Библиографическое описание:

Нестёркина Е. А. Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 82-85.

Ключевые слова: экология, интеграция, оздоровительная работа с детьми

Впечатление о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение человека к природе своего края. С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу, приучать беречь птиц и животных. Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность почувствовать многообразие форм, звуков, красок. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, шелесту листьев, журчанию ручья, следам животных и птиц, надо научить их понимать природу, стараться объяснить происходящие в ней явления.

Если педагог сам искренне любит природу и бережно к ней относится, он сможет передать эти чувства детям. Они очень наблюдательны к словам и делам взрослого. Дети понимают и подражают. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к выводам: о единстве и разнообразии природы, взаимосвязях между разными её объектами постоянных изменениях в природе и её развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами, рациональном использовании природы и её охране. Параллельно с этим должно идти формирование у детей способностей эстетически относится к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, преумножать красоту окружающего. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание. Познание природы будит мысли детей, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит обдуманно относится к природе. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, а каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной и разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и существенно влияют на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии личности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, взаимосвязь предметов и явлений природы. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать. Слово ребёнка должно опираться на личный опыт, полученный из наблюдений в процессе прогулок, игр. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, сопереживать явлениям, любоваться цветущими растениями, ухаживать за ними, воспитывает бережное отношение к природе.

Экология — это особый раздел общей биологии. Она изучает взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования. Образ жизни человека, его наследственность тесно связаны с окружающей средой, как социальной, так и природной. Многовековая народная экологическая культура складывалась на основе осознания необходимости бережного отношения к природе. Обучение основам экологии, изучение флоры и фауны — приоритетное направление в работе с дошкольниками

На сегодняшний день нет актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. Охрана природы, рациональное использование ее богатств — важная государственная задача.

В процессе физкультурно-экологической работы знакомим детей, родителей и работников детского сада с основными теоретическими, методическими вопросами экологического содержания в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на содействие нормальному физическому развитию детей, формированию у них культуры движений, развитию психофизических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств личности и укрепления здоровья. Также в процессе физкультурно-экологической работы дети усваивают не только знания об окружающей среде, но и этические, правовые нормы, связанные с природопользованием, что помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у них трудолюбие и уважение к труду.

Одним из существенных условий реализации физкультурно-экологической работы является осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельную сферы личности ребенка.

Процесс интеграции (от лат. integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка.

Интеграция физкультурной деятельности и экологического образования может решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Проблемы педагогической деятельности.

-        Невозможность решения программами, реализующимися в детском саду всех задач физического и экологического воспитания дошкольников.

-        Структурирование содержания учебного материала; проблема отбора содержания, на котором можно формировать и конкретизировать те или иные понятия, интегрировать его с содержанием программ, содержанием видов деятельности.

Пути преодоления проблем:

-        межпрограммный синтез (сближение различных программ)

-        внутрипрограммный синтез в Образовательной программе. Это привело к методической разработке раздела Образовательной программы, ориентированной на развитие мотивационной и познавательной деятельности в рамках интегрированного подхода;

-        интегративные формы обучения (занятия, развлечения и т. д.).

Реализация интегрированного подхода возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Одним из таких условий является обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому образованию дошкольников. Дошкольный возраст — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Первые знания о разумном природопользовании воспитывают человека-гражданина, ведь экологическое воспитание — элемент общего образования. Физическая культура и экологическое образование имеют общую цель — понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности. Возможностью реализации этой цели является физкультурно-оздоровительная работа.

В систему оздоровительной работы в детском саду входят: создание условий, способствующих благоприятному развитию организма; организация рациональной двигательной активности детей; проведение специфической и неспецифической иммунопрофилактики.

На основе интеграции физического образования и экологического воспитания был построен педагогический подход к организации физкультурно-экологической работы.

Данный опыт предусматривает включение в содержание физкультурно-экологических занятий использование упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы; сообщение детям знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья в условиях неблагоприятной экологической обстановки; организацию и проведение прогулок-походов и экскурсий, при выполнении физических упражнений в условиях естественной среды; описывается структура и содержание физкультурно-экологических занятий, досугов и бесед экологического содержания для детей старшего возраста; расписываются методы и формы работы по физкультурно-экологическому образованию с родителями дошкольников и педагогами дошкольного учреждения.

Главной целью физкультурно-экологического воспитания является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.

Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

-        Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

-        Созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

-        Накапливанием и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

-        Повышение уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

-        Пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ;

-        Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

Задачи физического образования

Задачи экологического образования

1. Формирование осознанного отношения к физической культуре на основе знаний и представлений о физкультуре.

1. Осуществление систематической работы с детьми по повышению уровня экологической грамотности.

2. Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и способностей.

2. Формировать потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений.

3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

3. Воспитание гуменного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

4. Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Основные направления работы:

-        внедрение в физическое воспитание дошкольников знаний экологического содержания через физкультурно-экологические занятия, досуги, беседы, прогулки-походы, экскурсии;

-        сочетание различных видов деятельности в процессе физкультурно-экологической работе.

В своей практике обучения и воспитания детей в процессе физкультурно-экологической работы использую такие формы:

-        физкультурно-экологические занятия-прогулки;

-        физкультурно-экологические досуги;

-        беседы экологической направленности;

-        прогулки-походы (взаимодействие с природой)

-        целевые экскурсии.

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ осуществляю в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников. Особое место занимают занятия интегрированного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.

Один из путей решения проблемы видится в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. По мнению Н. Ю. Мищенко, одним из возможных способов решения этой проблемы может быть интеграция экологического образования в другие занятия (по развитию речи, лепке, конструированию), в том числе и физкультурные занятия, так как в данных занятиях присутствует сюжет, который может иметь экологическую направленность.

Была разработана методика проведения занятий по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

В нашем дошкольном учреждении сочетается профессионализм педагогов и богатство предметно-развивающей среды, грамотно подобранные комплексные и парциальные программы. Но самая большая гордость — дети, которые показывают значительные успехи в овладении программными знаниями, демонстрируют хороший уровень не только физических навыков, но и практическое умение, и знание основ экологической культуры.

Таким образом, самые маленькие жители Земли — дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), физкультурно-экологическое образование которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации физического и экологического воспитания детей. Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателя в детском саду, родителей дома. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребенка невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед ее красотой, не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный, умозрительный характер. Движение к познанию — вот наш девиз в физкультурно-экологической работе с детьми.

Литература:

1.      Арсеневская О. Н., Корчевская Г. Г., Копцова Г. А.//Тематические праздники и развлечения: комплексно-тематическое планирование, сценарии по программе «От рождения до школы».Волгоград: Учитель, 2013.- 214 с.

2.      Бобылёва Л. Д. Экологические знания — дошкольникам.//Дошкольное воспитание. — 1997. — № 7. — с.13–14.

3.      Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста // Экологическое образование: концепции и методические подходы. М. — 1996.

4.      Лободин В. Т., Федоренко А. Д., Александрова Г. В.//В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. — 80с.

5.      Николаева С. Н. //Методика экологического воспитания в детском саду. М. — 1999

6.      Рыжова Н. А.//Экологическое образование в детском саду. — М.:Карапуз,2001

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle