К вопросу о взаимодействии семьи и школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горячева, Ж. А. К вопросу о взаимодействии семьи и школы / Ж. А. Горячева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5912/ (дата обращения: 24.04.2024).

Внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования в практику обучения и воспитания определило новые направления в совместной работе школы и семьи. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания — это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на формирование развивающейся личности.

Однако, взаимоотношения учителя и родителей еще не всегда нормальны, а их действия — согласованы. Зачастую они выступают как «противники», которые борются за влияние на детей. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения, иначе ребёнок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа — другую, он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психического здоровья.

Без вооружения родителей знаниями педагогики и психологии невозможно правильно организовать процесс воспитания в семье. Повышение педагогической культуры родителей — одна из важных задач школы и всей общественности.

Контакты учителя с родителем — трудная задача, решение которой невозможно без знаний психологии не только ребенка, но и взрослого. Они требуют времени и, главное, желания. Ключи к сердцу ребенка учитель нередко находит именно в семье.

Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния — личность ученика. Отсюда и требование — исходить из единых нравственных позиций и руководствоваться едиными требованиями по отношению к ребенку.

Учителю необходимо обладать чувством высокой ответственности, постоянно изучать и всесторонне знать семейные условия учащихся, быть советчиком, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему тайны, не оскорблять родительских чувств нетактичной оценкой поведения и учебы ребенка. Учитель должен прислушиваться к мнению родителей, терпеливо принимать критические замечания в свой адрес и помнить, что самокритичность поднимает его авторитет в глазах родителей.

Необходимо рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Семья — первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Русский ученый И. А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть «целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад.

История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И. А. Ильин подчёркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству» [1]. Содержание народных традиций во взаимосвязи с религиозными, выявленное Г. Н. Волковым, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием.

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье — одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойства. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Главное значение семьи — воспитание детей. Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся: педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I—II классах, так как закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединить классы-параллели.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольного и классного. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным «Положением о родительском комитете общеобразовательной школы».

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по- разному: кто-то делает акцент на угощение, а для других главное — общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты — тем и рады».

Обычаи, будучи массовыми, простыми привычками, регулируют социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело — традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определённой направленности поведения ребёнка, в рамках которой он волен выбирать способы, совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые, сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

Создание традиций сотворчества в семье — это долгий, кропотливый процесс, который не может происходить сиюминутно и эпизодически. Творчество в семье происходит тогда, когда родители и дети близки друг к другу не формально, а действительно, искренны и естественны. Традиции вместе создавать праздники, традиции вместе радоваться и делить неприятности, традиции вместе менять свою жизнь, а значит, и самих себя так, чтобы семья становилась не просто общим домом, а местом, где каждый чувствует себя Личностью, творческой, неповторимой и ценной всем её членам. Искусству создавать традиции сотворчества необходимо учиться. Именно учитель — это тот человек, который должен уметь оказывать мудрую помощь каждой семье своих учеников. И современной школе необходимо ещё многое сделать, чтобы быть необходимой каждой семье.

Поскольку семья существенно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные семьи — оплот государства.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии. Семья обеспечивает преемственность традиций.

Влияние семьи на ребенка заметнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья — такое общество.

Литература:

1.         Ильин И. А. Собрание сочинений в 10т. Т.1/ сост., вступ. ст. и коммент. Ю. А. Лисицы/ М. 1996.

2.         М. А. Князева. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. 2012. — № 3.

3.         Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи. /В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. — СПб., 2009. — 160 с.

4.         http://pokrov-forum.ru [Электронный ресурс] Дата обращения 09.04.2013

5.         Cеменов К. Б. Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов): Дис. д-ра пед. наук - Майкоп, 2000 349 c.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, семейное воспитание, традиция, ребенок, родитель, вооружение родителей, воспитание детей, педагогический всеобуч, педагогический лекторий, педагогическое просвещение.

Похожие статьи

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок...

...ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог...

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале...

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Похожие статьи

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок...

...ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог...

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале...

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.