Библиографическое описание:

Горячева Ж. А. К вопросу о взаимодействии семьи и школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 260-262.

Внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования в практику обучения и воспитания определило новые направления в совместной работе школы и семьи. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания — это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на формирование развивающейся личности.

Однако, взаимоотношения учителя и родителей еще не всегда нормальны, а их действия — согласованы. Зачастую они выступают как «противники», которые борются за влияние на детей. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения, иначе ребёнок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа — другую, он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психического здоровья.

Без вооружения родителей знаниями педагогики и психологии невозможно правильно организовать процесс воспитания в семье. Повышение педагогической культуры родителей — одна из важных задач школы и всей общественности.

Контакты учителя с родителем — трудная задача, решение которой невозможно без знаний психологии не только ребенка, но и взрослого. Они требуют времени и, главное, желания. Ключи к сердцу ребенка учитель нередко находит именно в семье.

Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния — личность ученика. Отсюда и требование — исходить из единых нравственных позиций и руководствоваться едиными требованиями по отношению к ребенку.

Учителю необходимо обладать чувством высокой ответственности, постоянно изучать и всесторонне знать семейные условия учащихся, быть советчиком, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему тайны, не оскорблять родительских чувств нетактичной оценкой поведения и учебы ребенка. Учитель должен прислушиваться к мнению родителей, терпеливо принимать критические замечания в свой адрес и помнить, что самокритичность поднимает его авторитет в глазах родителей.

Необходимо рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Семья — первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Русский ученый И. А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть «целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад.

История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И. А. Ильин подчёркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству» [1]. Содержание народных традиций во взаимосвязи с религиозными, выявленное Г. Н. Волковым, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием.

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье — одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойства. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Главное значение семьи — воспитание детей. Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся: педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I—II классах, так как закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединить классы-параллели.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольного и классного. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным «Положением о родительском комитете общеобразовательной школы».

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по- разному: кто-то делает акцент на угощение, а для других главное — общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты — тем и рады».

Обычаи, будучи массовыми, простыми привычками, регулируют социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело — традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определённой направленности поведения ребёнка, в рамках которой он волен выбирать способы, совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые, сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

Создание традиций сотворчества в семье — это долгий, кропотливый процесс, который не может происходить сиюминутно и эпизодически. Творчество в семье происходит тогда, когда родители и дети близки друг к другу не формально, а действительно, искренны и естественны. Традиции вместе создавать праздники, традиции вместе радоваться и делить неприятности, традиции вместе менять свою жизнь, а значит, и самих себя так, чтобы семья становилась не просто общим домом, а местом, где каждый чувствует себя Личностью, творческой, неповторимой и ценной всем её членам. Искусству создавать традиции сотворчества необходимо учиться. Именно учитель — это тот человек, который должен уметь оказывать мудрую помощь каждой семье своих учеников. И современной школе необходимо ещё многое сделать, чтобы быть необходимой каждой семье.

Поскольку семья существенно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные семьи — оплот государства.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии. Семья обеспечивает преемственность традиций.

Влияние семьи на ребенка заметнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья — такое общество.

Литература:

1.         Ильин И. А. Собрание сочинений в 10т. Т.1/ сост., вступ. ст. и коммент. Ю. А. Лисицы/ М. 1996.

2.         М. А. Князева. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. 2012. — № 3.

3.         Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи. /В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. — СПб., 2009. — 160 с.

4.         http://pokrov-forum.ru [Электронный ресурс] Дата обращения 09.04.2013

5.         Cеменов К. Б. Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов): Дис. д-ра пед. наук - Майкоп, 2000 349 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle