Библиографическое описание:

Вальвакова Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 122-124.

Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, — это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Одним из интереснейших, на мой взгляд, является такой учебный предмет, как окружающий мир. Именно этот учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников.

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать своё отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.

Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

Остановимся на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки-соревнования; уроки — КВН («Животные нашего края»); уроки — творческие отчёты; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-игры («Поле чудес», «Крестики-нолики»); уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России»), интегрированные уроки и многие другие. Однако часто использовать их нецелесообразно.

Ценным средством развития познавательной активности детей является игра.

Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового.

Вот некоторые примеры различных видов игр.

Дидактическая игра «Деревья леса». Детям предлагаются карточки трёх видов: изображения деревьев, изображения веток деревьев и названия деревьев. Учащиеся устанавливают соответствие между изображением дерева и его ветки, ищут название растения.

Сюжетно-ролевая игра «Погода». Учитель делит учащихся на три группы: «люди», «растения», «животные». Затем педагог с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью (с помощью движений и мимики).

Учебно-ролевая игра. Начало игры — это создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью» учитель предлагает детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто — звери, кто — птицы...

Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...»

Дети распределяют роли: медведь — председатель собрания, дятел — секретарь. На собрание пришли ёж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя. В процессе игры, исправляя (дополняя, уточняя) высказывания ребёнка, учитель не должен делать при этом никаких замечаний и порицаний.

Дети прекрасно понимают, что это игра, что в ней всё «понарошку», что иногда она может расходиться с реальным положением дела. И противоречий между формой приобретения знаний (игра) и научными представлениями о явлении действительности не возникает.

Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чём пойдёт разговор, что может произойти и т. п. Тогда игра не зайдёт в тупик, потому что учитель вовремя предложит интересное продолжение сюжета.

Игра «Да-нет». Учитель загадывает какой-нибудь объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет»,

«И да и нет».

Способствует развитию познавательной активности и широкое применение проблемно-задачного подхода. Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

Например, при изучении темы «Природные зоны России» можно предложить учащимся решить такие изобретательские задачи:

1.      Бывает, хозяин ледяных пустынь — белый медведь — приходит к людям в гости, ведь вокруг человеческих жилищ круглый год аппетитный запах. Но не всегда этот гость для человека безопасен. Но не убивать же белого медведя только за то, что он в гости без приглашения ходит. Что же делать людям, если медведь забредёт к ним в гости?

2.      Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха — только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?

Изучая тему «Растения. Части растений», можно предложить учащимся такие проблемные вопросы:

1.      В одной сказке «боб хохотал, хохотал да и лопнул от смеха». А может ли боб на самом деле лопнуть?

2.      Почему на верхушках деревьев листья опадают последними?

Младшие школьники очень любят искать ошибки, поэтому часто предлагаю учащимся тексты-описания, фенологические рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «В гости к осени» можно предложить такой текст:

«На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники».

Для решения задач экологического воспитания можно предлагать ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, ситуация «По грибы».

«Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

— Зачем ты это делаешь? — спросил дед.

— Они же несъедобные, поганки! — ответил Игорь».

Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня или степь. Значит, нужно это показать!

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира также способствует развитию познавательной активности. Включённые в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты — всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.

Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

Способствует развитию познавательной активности учащихся и внеурочная деятельность, в частности, предметные недели. В рамках предметных недель проводятся олимпиады, лекции, беседы, познавательные игры и викторины, конкурсы рисунков и наглядных пособий, плакатов и стенгазет. Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности.

Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что-то новое о уже знакомых. Младшие школьники выращивают растения из семян, наблюдают за погодой и фиксируют результаты своих наблюдений в научных дневниках. Изучение свойств воды, снега, льда, некоторых полезных ископаемых невозможно без проведения опытов.

Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Так, уже во 2 классе младшим школьникам предлагают поработать над следующими темами: «Красная книга», «Профессии», «Родной город», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя — совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle