Библиографическое описание:

Хуснутдинова Г. С. Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 219-221.

Ключевые слова:фонетико-фонематическое недоразвитие речи, чтение.

Чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б. Г. Ананьев писал, что в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем. [1, 5]

По своим психофизическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.

Нарушения чтения являются достаточно распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. По данным исследователей нарушения чтения встречаются у 5 % учащихся начальной общеобразовательной школы. Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дислексии от иных, неспецифических ошибок чтения чрезвычайно важны для разработки системы логопедической работы по коррекции и предупреждению этих нарушений.

Особое место в решении проблемы нарушений процесса чтения является устранение фонетико-фонематических нарушений речи. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для усвоения программного материала по чтению и письму, так как практические обобщения о звуковом составе слова оказываются недостаточно сформированными.

Проблема раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений чтения у детей младшего школьного возраста является актуальной. Это связано с тем, что в последние годы в общеобразовательных школах количество учащихся, имеющих нарушения чтения и письма на фоне недостатков развития фонематических процессов, значительно увеличилось.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Мы предположили, что развитие навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет эффективным, если:

-        развивать фонематические процессы и устную речь;

-        формировать пространственные и временные представления.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

-        проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

-        подобрать, описать и апробировать методики исследования развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

-        проанализировать полученные данные.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

1.                  Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.                  Эмпирический метод: адаптированные методики Фотековой Т. А. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», Лалаевой Р. И., Бенедиктовой Л. В. «Обследование процесса чтения», Азовой О. И. «Обследование процессов чтения»; педагогический эксперимент. [2, 32; 3,67; 4,42].

3.                  Интерпретационный метод: количественный и качественный анализ полученных данных.

Анализ истории исследования чтения показывает, что его изучение насчитывает более чем вековой период, если считать известные исследования классиков неврологии по чтению и его нарушению одними из ранних.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20» г.Абакана.

К экспериментальному исследованию были привлечены 2 группы детей по 10 человек в возрасте 9–10 лет МБОУ «СОШ № 20» г.Абакана: экспериментальная группа (далее ЭГ) — дети младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и контрольная группа (далее КГ) — дети младшего школьного возраста с нормой речевого развития.

Обследование проводилось в индивидуальной форме, с использованием методического материала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

По результатам проведения методики «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» (Т. А. Фотекова) мы получили следующие данные: 90 % детей КГ и 40 % детей ЭГ имеют высокий уровень сформированности навыка чтения, 10 % детей КГ и 60 % детей ЭГ имеют средний уровень. Низкий уровень не был выявлен ни в КГ, ни в ЭГ. У детей ЭГ имеются такие особенности чтения, как: низкая скорость (у 30 %); грамматические ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов, пространственных представлений.

Исследование по методике «Обследование процесса чтения» (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова) дало следующие результаты: все дети КГ и 70 % детей ЭГ имеют высокий уровень, для них характерен словесно-фразовый способ чтения. Средний уровень чтения выявлен у 30 % детей ЭГ, они владеют послоговым чтением. Ни у детей КГ, ни у детей ЭГ низкий уровень чтения не выявлен. Ошибки при чтении у детей ЭГ наблюдаются на разных уровнях и обусловлены недоразвитием процесса внимания и памяти, фонематических процессов. У детей КГ возникают проблемы при чтении слов сложной слоговой структуры.

Используя методику «Обследование процессов чтения» (О. И. Азова) мы получили такие данные: Высокий уровень имеют 100 % детей КГ и 60 % детей ЭГ. Эти дети читают словесно-фразовым способом, полностью осознают прочитанное и имеют высокую скорость чтения.

Уровень выше среднего имеют 30 % детей ЭГ. Эти дети читают по слогам, после прочтения правильно отвечают на вопросы и могут пересказать текст.

Низкий уровень имеют 10 % детей ЭГ. Эти дети читают с ошибками, не полностью понимают прочитанное. Ошибки встречаются на уровне слова, словосочетания. Часты замены букв, слов на схожие по звуковому составу.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что у детей младшего школьного возраста имеются трудности в развитии навыка чтения, которые связаны с нарушениями фонетических и фонематических процессов, недоразвитием пространственных и временных представлений, нарушениями в устной речи.

Таким образом, наша гипотеза о том, что развитие навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может быть эффективным при развитии определенных процессов подтверждена.

Литература:

1.        Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие. — СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.

2.        Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.. — 136 с: ил. — (Библиотека практикующего логопеда)

3.        Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

4.        Азова О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников.- М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64с. (Библиотека логопеда)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle