Библиографическое описание:

Савченко О. А., Бонченков И. А., Украинченко Ю. В., Синицын Ю. И. Значение военного образования в поддержании физического благополучия и здоровья обучаемого на этапе получения военного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 248-251.

Проанализированы данные социологического исследования по субъективной оценке курсантов на этапе получения военного образования уровня здоровья, образа жизни, медицинской грамотности; показателям удовлетворенности выбранной профессией: физического развития и успехов в интеллектуальной деятельности в материальном и психоэмоциональном плане. Установлено наличие резервов сохранения здоровья и профилактики нарушений нервной системы, сердечнососудистой системы у курсантов на этапе получения военного образования в реализации социального фактора, определяющего удовлетворенность работой (военной службой) в материальном и психоэмоциональном аспектах; мотивации определяющие к ведению «здорового образа жизни», включающие в первую очередь достаточный объем двигательной активности и высокий уровень мотивации быть здоровыми, при наличии медицинской грамотности, также служит дополнительным резервом здоровьесбережения курсантов.

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, принцип воспитания, профилактика нарушений здоровья.

Проблемы состояния здоровья человека, продолжительности его жизни, и её активности — были актуальны во все времена и до настоящего времени: «Бытиё — определяет сознание — сознание определяет — образ жизни — образ жизни — является составляющей здоровья человека». Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) на этапе получения военного образования является ключевым вопросом в сохранении здоровья курсантов военных вузов.

Мотивации к ведению ЗОЖ — это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, которые направлены на достижение определенных его потребностей и дают положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Выделяют мотивации самосохранения, получения удовольствия от здоровья, самосовершенствования, достижения максимально возможной комфортности, маневрирования. Из анализа видов мотиваций вытекает положение, направленное на формирование основных компонентов здоровья курсантов, которое включает в себя два взаимосвязанных компонента:

-          ценностную индивидуальную мотивацию личности на сохранение и укрепление здоровья;

-          ведение здорового образа жизни (знания, умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья и конструированию индивидуального рационального образа жизни).

Для укрепления здоровья курсантов на этапе получения ими военного образования необходимо повысить индивидуальную мотивацию каждого курсанта на сохранение и укрепление своего индивидуального здоровья, через осознанное построение на основе основных принципов ЗОЖ своей жизненной программы, чтобы в дальнейшем передавать этот образ жизни от поколения к поколению — вот где заключается фундамент целостности семьи, государства и прогресс для развития всего человечества.

Основной задачей командования является формирование ценности ЗОЖ среди курсантов на этапе получения военного образования, воспитание у курсантов культуры к общественно-полезному труду, привитие нравственной культуры, основ индивидуального и коллективного здоровья среди курсантов, а не только доведение командирами и профессорско-преподавательским составом определенного уровня учебного материала до курсантов.

Задача командиров (начальников) и профессорско-преподавательского состава предостеречь курсантов (на этапе получения военного образования) от асоциального поведения, и максимально развить в каждом — индивидуальные положительные качества.

В современном социуме, вследствие низкой общечеловеческой культуры и медицинской грамотности, часто совершаются опасные для всех членов общества действия и поступки, из-за которых в последствие расплачивается сам человек собственным здоровьем, а порой и ценой жизни. На фоне повышения в обществе количества лиц бойкотирующих направление ЗОЖ: злоупотребляющих алкоголем, наркотическими средствами, табакокурением, ведущих аморальный образ жизни, сопровождающийся случайными интимными контактами (приводящие к нежелательному отцовству — рождение и отказ неблагополучных родителей от нежеланных детей), провоцирующих венерические заболевания, СПИД, что в конечном итоге ведёт снижению показателей индивидуального и коллективного здоровья, и к деградации всего общества.

Поэтому, в настоящее время, основой для нормального функционирования человека, укрепления его здоровья, и раскрытия потенциальных возможностей является формирование ЗОЖ, т. е. желание самого человека быть достойным членом общества, и здоровым, гармонично развитым человеком, мотивы его поступков и образа мыслей. Чтобы сохранить и преумножить своё индивидуальное здоровье, человеку нужны постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, навыками в оказании первой помощи, безопасном поведении в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях и др.

Осуществление взаимодействия командования, преподавателей физического воспитания, психологов группы профессионального отбора, медицинских работников в реализации модели: «Формирование здорового образа жизни в воинском коллективе» является важнейшей задачей для всех членов образовательного коллектива военного вуза, так как позволяет:

-          сплотить воинский коллектив под эгидой «здорового образа жизни»;

-          предотвратить появление девиантного поведения посредством культивирования в подразделении здорового образа жизни, приводящего к качественному изменению у курсантов представлений, суждений, поведения и привычек;

-          формировать у курсантов мотивации ценностного отношения к индивидуальному здоровью в ходе занятий физической культурой и спортом;

-          повысить эффективность учебного процесса, качество учёбы, собранность и сплочённость подразделения, через формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

-          повысить интерес у курсантов к ведению здоровому образу жизни и его мотивации, через стимулирование познавательной деятельности и общей медицинской грамотности курсантов о безальтернативности и об условиях способствующих приобщению к здоровому образу жизни.

Формирование мотивации к физической культуре и спорту, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил личной и общественной гигиены каждым курсантом в повседневной жизнедеятельности — является залогом сохранения и укрепления здоровья всего воинского коллектива, и фундаментом успеха выполнения любых задач.

Принципы воспитания, которыми руководствуется командование и профессорско-преподавательский состав военного вуза — это исходные положения, определяющие основное требование к воспитанию курсантов, к его содержанию, организации и методике. Каждый принцип, как правило, отражает одну закономерность. В сумме они составляют стройную взаимосвязанную систему, элементами которой являются:

-          воспитание курсантов в процессе обучения; связь воспитания с повседневной действительностью; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход к курсантам;

-          опора на положительное в воспитании курсантов; сочетание высокой справедливой требовательности с уважением достоинства курсантов и заботой о них; с единством, согласованностью и преемственностью в их воспитании.

Принцип воспитания курсантов в процессе обучения. В основе этого принципа лежат две взаимосвязанные закономерности: с одной стороны, зависимость воспитания людей от их практической деятельности, с другой — закономерная взаимосвязь обучения и воспитания. Основной из них является первая, поскольку именно труд создал человека, дает ему необходимые средства существования, оказывает коренное воспитывающее воздействие. В процессе труда формируются основные качества человеческой личности. Направленность воспитательного воздействия труда зависит от его характера. Труд способствует формированию положительных качеств. Труд готовит курсантов к активной деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов.

Воспитывающее воздействие обучающего труда носит объективный характер. Но его эффективность будет более высокой при наличии управляющей деятельности преподавателей. Для этого необходимо:

-          постоянно поддерживать убежденность курсантов в полезности и необходимости учебного труда, в полезности и необходимости изучения той или иной проблемы, той или иной учебной дисциплины;

-          хорошо организовать учебный процесс, обеспечить высокое качество проведения занятий;

-          предъявлять к курсантам принципиальность и справедливую требовательность, вести обучение на уровне доступной трудности, давать материал такой сложности, чтобы для овладения требовались усилия.

Принцип связи воспитания курсантов с повседневной действительностью. В основе этого принципа лежит закономерная зависимость воспитания личности от материальных и духовных условий жизни общества. Данный принцип обязывает занятия по Общевоенным дисциплинам проводить в тесной связи с жизнью Вооруженных Сил. Для этого необходимо знакомить курсантов на этапе получения военного образования с условиями службы в своем роде войск и особенно с деятельностью офицеров на различных этапах боевой подготовки и несения боевого дежурства.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Это очень эффективный канал воспитательного воздействия. Сила влияния коллектива на личность обусловлена коллективной природой самого человека, который живет и трудится в постоянном окружении людей. От них и в содействии с ними он получает материальные блага, от них приобретает значительную часть своих знаний, под их воздействием формируются его убеждения.

Воздействие коллектива на индивидуум осуществляется через общественное мнение. В хорошо организованном, дружном и сплоченном коллективе мнение, как правило, не бывает ошибочным. Пренебречь мнением коллектива — значит остаться одному, без товарищеской поддержки. Для подавляющего большинства людей потеря поддержки товарищей является тяжким наказанием. Они уважают мнение товарищей и считаются с ним.

Для курсантов на этапе получения военного образования трудовым коллективом является учебный взвод, курс, факультет. Это способствует объединению усилий профессорско-преподавательского состава и командования в формировании здоровых коллективов.

Принцип индивидуального подхода к курсантам. В основе этого принципа лежит объективная неповторимость индивидуальных черт и свойств, уникальность человеческой личности. Курсанты отличаются друг от друга способностями, особенностями психологических свойств, состоянием здоровья и физическим развитием. Каждая из особенностей в зависимости от своего качества оказывает позитивное или негативное влияние на поведение курсантов, их работоспособность, участие в общественной жизни. В силу своих индивидуальных особенностей каждый курсант по-своему воспринимает воспитательное воздействие, по-своему реагирует на меры воспитателей. Отсюда вытекает объективная необходимость организовать воспитательный процесс дифференцирование, с учетом особенностей каждого курсанта.

Данный принцип обязывает преподавателей глубоко знать курсантов, их положительные и отрицательные качества. Опираясь на положительные качества, нужно всячески способствовать их закреплению и одновременно способствовать устранению отрицательных качеств.

Принцип сочетания высокой справедливой требовательности к курсантам с учётом их личного достоинства. Чувство долга формируется, прежде всего, под воздействием высокой требовательности, без которой не может быть целенаправленного воспитания. Вместе с тем высокая требовательность не должна подавлять личность курсантов. Сознательная дисциплина предполагает самосознание, которое формируется под воздействием уважительного отношения воспитателя к личности воспитуемого. В силу этого высокая принципиальная требовательность должна быть справедливой и сочетаться с уважением личного достоинства курсантов.

Данный принцип обязывает воспитателей:

-          быть непримиримыми к недостаткам в учебе и поведении курсантов;

-          проявлять настойчивость и решительность в проведении в жизнь своих требований;

-          осуществлять постоянный контроль качества учебы и поведения курсантов на этапе получения военного образования;

-          требовательность к курсантам следует проявлять в формах, не унижающих их достоинства;

-          постоянно заботиться об удовлетворении законных требований и нужд курсантов.

Принцип единства, согласованности и преемственности в воспитании курсантов. В воспитании курсантов кроме профессорско-преподавательского состава принимают участие командование факультетов и вуза в целом. Возникает объективная необходимость согласования их деятельности, обеспечения единства и преемственности в воспитании курсантов. Отсутствие единства и согласованности ведет к разнобою в работе, дублированию и в конечном итоге ослаблению воспитательного воздействия.

Единство и согласованность в воспитательной работе немыслимы без преемственности. Соблюдение преемственности эффективно способствует постоянному совершенствованию воспитательной работы, накоплению положительного опыта.

Формирование здорового образа жизни у курсантов Омского автобронетанкового инженерного института направлено на укрепление физического, психического и нравственного здоровья, правопорядка, дисциплины, искоренения неуставных взаимоотношений, профилактики девиантного поведения — посредством ведения здорового образа жизни.

Основные положения, направленные на формирование здорового образа жизни у курсантов на этапе получения военного образования включают:

-          соблюдение распорядка дня — труда и отдыха, сна — в соответствии с суточным биоритмом;

-          достаточную физическую активность и закаливание (гипертермических и гидровоздействий), включающую систематические занятия военно-прикладными видами спорта, оздоровительным бегом, занятиями физической культурой (подготовкой) на воздухе;

-          саморегуляцию и самоконтроль — направленные на формирование умения снимать нервное перенапряжение с помощью мышечного расслабления, самомассажа;

-          соблюдение правил личной и общественной гигиены;

-          профилактику инфекционных болезней, в том числе и передающихся половым путём;

-          профилактику вредных для здоровья привычек (табакокурения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ);

-          рациональное 3-х разовое питание (в одно и то же время, по часам, с достаточной калорийностью суточного рациона питания не менее 3000 ккал/сут.).

Сохранение и укрепление здоровья курсантов на этапе получения ими военного образования возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у курсантов социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни (на основе сильнейшей личной мотивации каждого курсанта быть здоровым). Поэтому первоочередная задача командования, профессорско-преподавательского состава (преподавателей физической культуры) и начальника медицинской службы в целом направлена на правильный (осознанный) выбор курсантом военной профессии (имеет первостепенное значение в сохранении здоровья), создание условий для формирования здоровья формирующей среды воинского коллектива, мотиваций к ведению ЗОЖ (решающее значение в укреплении здоровья), формированием здоровьесьесберегающей (здоровьеформирующей) среды и гигиенического нормирования воинского труда для сохранения и укрепления здоровья на этапе получения военного образования.

Таким образом, можно сказать, что значение военного образования в поддержании физического благополучия и здоровья курсантов неоценимо, а ЗОЖ является интегральным путём достижения качества здоровья каждого курсанта в единстве его биологического, психического и социального развития, и оптимальным фактором для развития общества на современном этапе.

Литература:

1.         Гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в Вооружённых Силах Российской Федерации / Под ред. П. И. Мельниченко. — М.: Воениздат, 2004.

2.         Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалёв. — М.: Наука, 1988.

3.         Коровин С. С. Теория и методика формирования физической культуры личности: учеб.-метод. пособие / С. С. Коровин. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 72 с.

4.         Савченко О. А. Адаптация — здоровье — качество жизни (статья) / О. А. Савченко // Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. — Омск: АВН, 2013. — Вып. 21. — С. 82–87.

5.         Роль образа жизни и социальных факторов в предупреждении формирования нарушений здоровья на этапе получения профессионального образования// Сборник статей по матер. II Междунар. науч-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. М. П. Меркулова: «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения». — Самара: ПГСГА, 2014.– С. 142–148.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle