Библиографическое описание:

Данилович Т. Г. Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 63-64.

Ключевые слова: краеведение, социальная адаптация, среда, формы работы, опыт.

С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению. Многообразные, индивидуальные приспособления возникают в условиях естественной жизни или вырабатываются человеком специально, преднамеренно Комплексно и в то же время нетрадиционно решить поставленные задачи по социализации у детей старшего дошкольного возраста помогает целенаправленная работа по краеведению, интеграция различных видов деятельности и проектный метод.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни — наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своим городом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для более сложных социальных чувств.

Мы живем в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного лесосибирца, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту его архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном.

Совместно с родителями мы запустили проект «Мой город на карте», который включал в себя несколько этапов:

-       беседы о родном городе и людях, прославивших его;

-       рассказы на исторические темы;

-       работа с картой города;

-       экскурсии по городу, в музей леса; просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, фотоальбомов; игры наших родителей;

-       детские работы на тему «Мой город»; совместные работы детей и родителей;

-       создание мини-музея.

Мероприятия в рамках проекта: КВН для родителей «Знатоки родного города»; интегрированное занятие «Енисей».

Принципы проекта следующие:

1.                  Реализация задач всестороннего развития детей.

2.                  Проведение работы в разных видах деятельности — учебной, бытовой трудовой, игровой.

3.                  Работу начинаю с ближнего окружения, постепенно горизонты расширяю.

4.                  Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми.

Подробнее хочется остановиться на наиболее значимых этапах проекта.

В нашей группе стало традицией отмечать праздник День города. Это мероприятие и подготовка к нему расширяют детский кругозор, решают задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В работе по ознакомлению детей с городом помогают родители. Для закрепления знаний совершили экскурсию по городу. В качестве домашнего задания родители сделали фотографии, совместные с детьми рисунки. На основе собранного материала появился альбом «Мы и наш город». Затем появился альбом «Где я бывал, что видал» (фото и рассказы детей об отдыхе в других городах).

В нашей группе открыт мини-музей. Здесь собран материал о нашем городе. Игры созданные детьми и их родителями, художественная литература о нашем городе, крае, стихи местных поэтов, карты, макеты, загадки, считалки. Иногда мы приглашаем родителей, детей других групп и проводим для них экскурсию (в роли экскурсовода — ребёнок). Родители помогают экспонатами (рассказы о них) — самодельные плетеные коврики, вязаные салфетки, деревянные ложки, плетеные корзинки, фотографии с видами г. Лесосибирска, книжки о городе.

Так появилась благотворительная акция «Из бабушкиного сундучка», а точнее из прабабушкиного сундука, т. к. многие родители детей ещё молоды и для них самих многое открытие.

Деятельность музея способствует приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию патриотизма и любви к родному краю, городу.

Через музеи люди выражают свое отношение к историческому наследию. Одним из разделов является ознакомление с государственной символикой России: каждый город имеет свой собственный герб, где пытается вместить: героические страницы истории; те профессии и ремесла, которыми он исстари славился; уникальные природные объекты, то чем город гордиться.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, — человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle