Библиографическое описание:

Абдулаева П. З., Абдулаева Х. С. Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы информационной культуры междисциплинарных технологий в будущей профессиональной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 263-265.

Модернизация высшего образования, прежде всего, связана с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета региональных особенностей.

Приведение содержание высшего образования в соответствие с его уровнями и ступенями профессиональной подготовки, с принципами и задачами новой развивающей школы требует реализации множества идей, одной из которых является информатизация образования, предполагающая широкое и непрерывное внедрение и использование Инфокоммуникационных технологий (ИКТ) с выходом на единую систему информационного обеспечения образования.

В настоящее время в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования для студентов медицинского вуза введены курсы «Высшая математика и основы информатики», «Медицинская информатика» и «Основы алгоритмизации и составление программ». Эти курсы занимают важное место в формировании элементов информационной культуры будущего врача [1]. Курс «Высшая математика и основы информатики» является базой, обеспечивающей внедрение ИКТ в систему подготовки современного врача. При изучении разделов этих курсов у будущего врача должна быть сформированы элементы информационной культуры, основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств ИКТ, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.

Курс «Высшая математика и основы информатики» имеет блочную (модульную) структуру:

-          первый блок предусматривает выравнивание знаний студентов в области информатики и формирование компьютерной грамотности;

-          во втором блоке предусматривается формирование базовых знаний студентов в области информатики и на их основе пользовательских навыков работы с современным прикладным программным обеспечением: текстовыми процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными процессорами, интегрированными пакетами прикладных программ, экспертными системами, пакетами программ, связанных с компьютерными телекоммуникациями.

Важнейшим компонентом обеспечения курса информатики является компьютерное программное обеспечение. Его составом во многом определяется эффективность курса.

На лекциях студентов знакомят с основными понятиями информатики, предметом, целями и задачами этой науки, историей развития вычислительной техники, основными устройствами современного персонального компьютера и обработкой различной информации на нем, перспективами развития средств новых ИКТ, системным и прикладным программным обеспечением персонального компьютера, использование компьютера как средство автоматической обработки информации, с системами программирования, применением компьютера для решения задач в предметной области, компьютерными средствами коммуникации.

Практическая часть курса предполагает выполнение компьютерного практикума, цикла лабораторных работ с целью формирования умений и навыков по обработке числовой, текстовой и графической информации на персональном компьютере с помощью прикладного программного обеспечения, знакомства с элементами программирования, компьютерными коммуникациями, а также применение персонального компьютера для решения задач в предметной области..

Новые ИКТ позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей. Таким образом, в фокусе образования оказалась методологическая подготовка студента не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция с использованием ИКТ.

Реализация междисциплинарной технологии в профессиональной подготовке студентов медиков с помощью одного этого курса невозможно. Поэтому для решения этой задачи нами предлагается система курсов по выбору.

Исходя из социального заказа общества и системного анализа, можно предлагать в качестве таких курсов следующие курсы по выбору:

1.      Социальная информатика.

2.      Компьютерная коммуникация.

3.      Мультимедийные технологии в медицинском образовании.

На сегодняшний день курс информатики в большей степени рассматривает вопросы, связанные с компьютерной обработкой и использованием информации, оставляя за бортом важнейшие философские и социальные вопросы. Нельзя ограничивать информационные процессы рамками вычислений и пассивного получения или преобразования информации. Такие процессы сложны и многообразны. Важно научить будущих специалистов это понимать.

Одним из перспективных решений этой проблемы является изучение социально-гуманитарных аспектов информатики. Такими аспектами занимается социальная информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в обществе, которая возникла на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии, а её появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их влияния на роль и условия существования человека [2].

Предлагаем основные разделы курса по выбору «Социальная информатика»:

1.      Информационные ресурсы.

2.      Информационный потенциал общества.

3.      Информационное общество.

4.      Человек в информационном обществе.

Курс «Компьютерная коммуникация» раскрывает формирование, содержание и особенности коммуникации на основе коммуникационных технологий. Становление в информационном обществе все более взаимосвязанной, быстро меняющейся информационной среды поставило перед человечеством ряд новых социальных проблем: сложность адаптации, возрастание информационных потоков, необходимостьвыбора и ориентации в них, виртуализация межличностного общения, компьютерные преступления в сфере электронной коммуникации, воздействие на массовое сознание электронными СМИ и средствами компьютерной коммуникации и др.

В этих условиях возросло значение информационной культуры личности и общества в целом в области компьютерной коммуникации. С особой остротой встал вопрос о сочетании таких регуляторов информационной деятельности человека и общества в сфере компьютерной коммуникации как свобода, безопасность, ответственность, толерантность, нравственность, самоограничение, проявляющихся в новых методах, подходах и механизмах взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек».

Особое значение этого курса связано с тем, что сегодня Россия предпринимает существенные усилия по созданию единого информационного пространства всей страны и его интеграции в мировое информационное пространство, по преодолению отставания от развитых стран мира в сфере ИКТ.

Учебная направленность курса «Компьютерная коммуникация» связана с изучением студентами основных тенденций формирования современной системы компьютерной коммуникации, ее проблем и способов их решения, с получением практических навыков осуществления студентами компьютерной коммуникации, и ее оптимального использования в сфере своих профессиональных интересов.

В курсе раскрываются предпосылки развития компьютерной коммуникации, ее особенности и сущностные характеристики, современное состояние средств и возможностей компьютерной коммуникации в России, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.

Компьютерные коммуникации наравне с простым общением на бытовом уровне позволяют реализовать образовательные междисциплинарные проекты, содержащие наряду с материалом учебного назначения также и элементы научных исследований. Эти средства позволяют осуществлять дистанционное обучение и открытое образование.

В настоящее время системы мультимедиа представляют собой самостоятельную инфраструктуру информационной индустрии, продукты которой находят всё большее применение в социальных, экономических, образовательных и других сферах деятельности человека. Этот факт положил начало новому этапу развития современных инфокоммуникационных технологий.

Особенно большую роль играет применение мультимедиа в медицине, в частности, демонстрация случаев из клинической практики при обосновании строения, положения и формы тех или иных структур. Методики объемного моделирования органов и структур позволяет визуализировать их динамическое изменение в процессе функционирования. Это дает возможность не просто демонстрировать студентам статичные кадры, но и эффективно использовать в процессе обучения динамическую смену и обозначения структур (презентации, анимация), фрагменты видеосъемок анатомических, гистологических структур, клинических случаев [3].

Использование мульмедийных технологий:

1.      Позволяет индивидуализировать учебный процесс.

2.      Повышает эффективность обучения.

3.      Помогает интенсифицировать обучение.

4.      Повышает мотивацию учения.

5.      Создает условия для самостоятельной работы.

6.      Способствует выработке самооценки у обучаемых.

7.      Создает комфортную среду у обучаемых и обучающихся.

Основанная цель курса по выбору «Мультимедийные технологии в медицинском образовании» — формирование у будущего врача элементов информационной культуры, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.

Литература:

1.                  Абдулгалимов Р. М. Формирование готовности студентов медицинских вузов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. Дисс…. Канд. пед. наук. — Ставрополь. — 2000. — 23с.

2.                  Гулякин Д. В. Методическая система обучения социальной информатике в школе. Автореф. Дисс…канд. пед. наук — Ставрополь. — 2004. — 20с.

3.                  Чайкина Г. В., Бобров А. Ф. Информационные аспекты разработки систем поддержки принятия решений в профессиональной психофизиологической диагностике // Информационные технологии. — 1999. — № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle