Библиографическое описание:

Кыстаубаева А. Т. Перспектива и эффективность электронного обучения «E-learning» в Казахстане [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 182-184.

О перспективе и эффективности «e-learning» электронного обучения в общеобразовательных школах Республики Казахстан.

В последние годы в Казахстане, а также во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция Казахстана в области государственной политики в сфере образования. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы Казахстане самостоятельным разделом представлено электронное обучение, целью, которого является обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.

«Википедия» трактует «е-learning» (сокращенное от англ. Electronic Learning) как систему электронного обучения и синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. Обсуждая эту тему, одни специалисты делают упор на оснащении школы средствами ИКТ, другие говорят о цифровых образовательных ресурсах и их использовании на уроке, третьи подчеркивают важность развития локальных и глобальных сетей, четвертые выделяют подготовку педагогов и освоение ими новых способов учебной работы, пятые считают главным изменения в управлении школой. Нередко мы теряем представление о целом, описывая его отдельные части. В случае с информатизацией образования ситуация осложняется тем, что перед нами не просто система, а стремительно развивающийся процесс.

В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Появление персональных компьютеров и доступа в глобальную сеть Интернет привнесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. Это простота диалогового общения, доступ к гигантским объемам информации и иного другое. Однако исследователи западных стран, уже наработавших определенный опыт электронного обучения, бьют тревогу, говоря о том, что ожидания от электронного обучения не оправдались, а развитие электронного обучения на Западе находится в кризисе (Romiszowski, Woodill и др.). Главную причину этого исследователи видят в выборе неправильной стратегии, в ставке на развитие инфраструктуры, сетевых технологий, в отсутствии методологических подходов к разработке содержания и методов внедрения электронного обучения.

Информатизация школы сегодня — процесс, который тесно связан с изменением содержания, методов и организационных форм работы.

Переход школы из одного состояния в другое, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны быть так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа последовательно реализуемых работ. В первом случае говорят, что процесс информатизации идет в школе стихийно. Во втором случае речь идет о последовательном преобразовании школы.

Программа информатизации — необходимая часть программы развития организации образования. Программа нацелена на развитие организации образования и описывает реальную перспективу формирования информационно-образовательной среды. При ее разработке необходимо опираться на нормативную базу, учитывать имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые). Главное требование к программе: реалистичность и ясное описание мероприятий (проектов), направленных на внедрение электронного обучения в организации образования.

В ходе выполнения этапов программы информатизации необходимо проведение мероприятий направленных на отслеживание текущих изменений и анализа полученных результатов. Другими словами, необходимо систематическое проведение мониторинга и оценки эффективности внедрения электронного обучения в данной организации образования.

В настоящее время «мониторинг» рассматривается как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. А «мониторинг информатизации» — это наблюдение, оценка, анализ состояния, прогноз развития и разработка альтернативных вариантов регулирования информатизации [1].

Мониторинг является регулярной процедурой и должен проводиться несколько раз в течение всего времени реализации программы.

Мониторинг является частью управления программой — одним из инструментов управления программой, обеспечивающим обратную связь в управлении, объектом которого является ход выполнения программных мероприятий.

Мониторинг — регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе легко проводится с помощью электронного журнала. Администрация контролирует заполняемость журнала и видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Вместе со скоростью, с которой информация становится доступна, здесь заключено еще одно заметное преимущество для администрации школы: при работе с многими журналами больше не требуется выстраивать порядок работы с разными классами, так как всегда наглядно видно, в какой части журналы уже заполнены, а кроме этого можно контролировать работу учителей в журналах разных классов. С помощью электронного журнала администрация школы контролирует посещаемость занятий, дозировку домашних заданий. Контролируется работа со слабоуспевающими учащимися, прослеживается накопляемость оценок. Ведется контроль за преподаванием учебных предметов — выполнение учебной программы, выполнение практической части, своевременность выставления оценок за письменные работы (лабораторные, контрольные, сочинения и т. д.), объективность выставления оценок за четверть. В журнале виден средний бал ученика и контролировать этот вопрос стало достаточно легко. Ведется контроль календарно — тематических планов.

Ожидания.

Процесс перехода на новую систему электронного обучения ни в коем случае не отменяет сложившуюся традиционную классно-урочную систему обучения. Тем более никто не устраняет учителя от образовательного процесса. Учитель был и остается главной фигурой в школе. Детям всегда нужные мудрые глаза учителей, их многозначащий взгляд, добрые и слова поддержки или строгий тон наказания. Словом, никакая компьютерная программа не заменит учителя. Но, система электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности нового поколения. Им — будущим профессионалам 21 века, уже на школьной скамье необходимо набирать опыт дистанционного интерактивного взаимодействия.

Предлагаемая система устраняет рутинную работу учителей, из-за которой, кстати, уходят из школы многие молодые учителя. Учитель в традиционной системе должен многое делать собственными руками: искать создавать, рисовать, писать, иллюстрировать, сочинять и даже музицировать. Хорошо, если он это умеет делать, тем более профессионально, а если нет? То это уже становится упущенными возможностями детей. И это вечная проблема, которая из года в год поднимается на августовских конференциях учителей. В условиях информатизации образования решается именно эта проблема. Все это делают разработчики, причем профессионалы своего дела — ученые, дизайнеры, художники, аниматоры, дикторы, звукооператоры, программисты и учителя-методисты. Все учителя, которые работают по электронным учебникам или цифровым образовательным ресурсам оценили именно эту помощь. И ответы детей подтверждают, что им становится доступнее учебный материал. Главное в работе учителя — грамотно их использовать, продумать все педагогические установки. Школьники должны осознавать, зачем это они изучают, видеть, как они должны этим материалом владеть.

В Казахстане к 2015 году электронным обучением планируется охватить 50 % организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90 %, причем в организациях всех уровней образования. В школах и колледжах рабочие места учителей планируется оснастить компьютерами современной модификации, мультимедийными проекторами и интерактивными досками. Кроме учительских мест, компьютерами будут оснащены библиотеки, кабинеты медицинских работников, учительские комнаты. Новинками станут планшетные компьютеры для школьников. Школьные компьютеры будут подключены к Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.

В заключение хотелось бы отметить, что перспективы развития информатизации образования в Казахстане, определенные Государственной программой и введением электронного обучения как системообразующего методологического подхода в модернизации системы образования, огромны и все более приближаются к международным стандартам.

Литература:

1.                  Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

2.                  Абдулгалимов Г. Л., Бакмаев Ш. А., Везиров Т. Г.// Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник. — Липецк: ЛГПУ, 2001. — Вып. 4. — Том 1. — С.5–14.

3.                  Сайт виртуального портала E-learning.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle