Библиографическое описание:

Безменова Е. И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 22-24.

Образование было и остается органической частью сложных исторических процессов функционирования и развития культуры в целом.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение [3].

«Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии — совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями [2].

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку [1]. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

-          Детские сады компенсирующего вида — дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

-          Детские сады комбинированного вида — дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

-          Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) — дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

-          Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», — дети разных категорий и специалисты.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательномучреждении должны быть учтены следующие условия:

-          Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, готовых прийти в детские сады.

-          Психологическая готовность руководителя и коллектива образовательного учреждения (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

-          Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.

-          Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

-          Возможность повышения квалификации педагогов [4].

Организация инклюзивного дошкольного учреждения должна учитывать разнообразные условия, которые во многом зависят от комплектации детского сада, поэтому должна быть гибкой и вариативной, включать в качестве структурных подразделений различные образовательные формы.

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями. В зависимости от условий детский сад выбирает структурные подразделения, которые будут им соответствовать.

В каждом из структурных подразделений прием ребенка происходит после первичной консультации. В ходе консультации специалистами службы (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др.) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута, определяются направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

С каждым из детей в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия. Каждая из служб ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

Деятельность групп может осуществляться в соответствии с утвержденными нормативными документами: положениями о группах со сложной структурой дефекта, группах детей с общим недоразвитием речи, массовых дошкольных группах. Открытие групп для детей с ограниченными возможностями здоровья происходит по результатам аккредитации в категории образовательного учреждения комбинированного вида.

Открытие в детском саду новых форм дошкольного образования производится в соответствии с Положениями об организации деятельности Лекотек, Службы ранней помощи, Консультативного пункта, групп развития (кратковременного пребывания) «Особый ребенок», а также рекомендательных писем, сборников методических рекомендаций [2].

Структурные подразделения позволяют дошкольному учреждению варьировать образовательные формы, предоставляя родителям с детьми выбор, соответствующих запросам и показаниям образовательных услуг. Состав структурных подразделений в дошкольном учреждении может быть разным. Детский сад может выбрать те формы, которые для него больше подходят, может открыть только инклюзивную группу. Может быть создан Консультативный пункт и инклюзивная и группы общеобразовательного типа. Служба ранней помощи, инклюзивные и группы общеобразовательного типа. Лекотека, инклюзивные и группы общеобразовательного типа. Новые образовательные формы, созданные в детском саду в той или иной комбинации, позволяют привлекать в дошкольное учреждение специалистов и предоставляют вариативные условия в зависимости от потребностей детей и запросов родителей.

Организация инклюзивной практики требует от ее участников новых профессиональных компетенций, пересмотра функциональных обязанностей, введение новых специалистов. Примерный штат дошкольного учреждения реализующего инклюзивную практику представлен следующим образом (состав может быть иным в зависимости от условий детского сада).

Для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой штатной единицы — координатора по инклюзии(рекомендации разработаны Леонтьевой Е. Е.).

Координатор по инклюзии — это специалист с высшим педагогическим образованием — коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП, расстройства аутистического спектра), прошедший подготовку в области инклюзивного образования [1].

Организация инклюзивной практики — это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому и система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации) [2].

Таким образом, можно говорить о том, что для успешной реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, необходимо, организовать следующие условия: наличие в детском саду вариативных форм дошкольного образования; психологическая готовность руководителя и педагогов детского сада, родителей воспитывающих «особых» и «нормальных» детей; а также для управления инклюзивными процессами наличие координатора по инклюзии.

Литература:

1.        Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М. «МИРОС», 2010.

2.        Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /сост. М. М. Прочухаева, Е. В. Самсонова. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — 240 с.

3.        Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. — М.: Печатный двор, 1996. — 182 с.

4.        Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие /под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle