Библиографическое описание:

Чумакова И. Н. Валеология — это здоровье через образование [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 16-18.

Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.

Уровни жизни и здоровья сегодня рассматриваются как важнейшие условия гуманитарного прогресса и его критерии. Такой подход заставляет рассматривать здоровый образ жизни как сложную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью. Сгармонизированность системы зависит от гармонии ее субъектов. Здоровый образ жизни рассматривается как гармония сгармонизированного человека. Здоровый образ жизни не может состоять без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуальное развитие. Здоровый образ жизни лежит в основе предмета валеологии.

Приходится слышать мнение, что валеология — это название того, что и раньше делалось медиками под названием «санитарное просвещение», «гигиеническое просвещение», «гигиеническое воспитание» или «здоровый образ жизни». Но это мнение дилетантов или тех, кто не составил себе труда взглянуть на проблему чуть глубже поверхностного сходства. Да, валеология рассматривает проблемы здоровья, но не так как медицина, а в отличие от нее. Основной предмет медицины — не здоровье, а болезнь. Ибо когда человек не болен, он к врачу не идет. А лечить болезнь сложнее, чем ее предотвратить. Вот основная задача валеологии, как предмета.

Валеология была задумана как наука, занимающаяся здоровьем человека. В рамках ли медицины или вне ее — покажет будущее, но то, что изучать здоровье, пути возможности его сохранения и укрепления необходимо становиться с каждым днем и желательно с самого раннего возраста. Предмет валеология настолько велик и значим, что заниматься им должны многие специалисты — гигиенисты, физиологи, биологи, психологи, экологи и, конечно, педагоги совместно с родителями.

От ствола общей валеологии уже отделились две ветви. Одна — медицинская валеология, занимающаяся разработкой оздоровительных систем и методов, оценкой их эффективности, вопросами предупреждения старения, активизации резервных и адаптационных возможностей и т. п, вторая ветвь- педагогическая валеология. Находясь в тесной связи с медициной и будучи создана медиками, валеология приняла сейчас очертания педагогической дисциплины. Достаточно задаться вопросом — что же такое валеология: Валеология — это здоровье через образование.

При таком понимании все становится на свои места: заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются (в детском саду, школе, в колледже, в институте), ибо заботе о здоровье надо научить. И роль учителя отводиться родителям, воспитателям и педагогам.

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья учащихся еще до того, как они заболеют. И это не исчерпывается профилактическими мероприятиями. Здесь задача более глубокая — выявить тенденции, которые бы поддерживали и развивали стремление человека быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.

Задача педагога — воспитать у ребенка или взрослого потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости. Обучение человека методам восстановления своего здоровья, усилению адаптационных возможностей организма не просто гуманистическая задача. Она имеет и высокое практическое значение поскольку может применяться человеком уже непосредственно в школе, для улучшения усвоения школьного курса.

Итак, содержание предмета валеологии должно быть преимущественно позитивным, то есть в информационно-просветительской работе учителя-валеолога акцент надо делать на разъяснение того, как достичь душевного и физического здоровья, повысить жизнестойкость организма к внешним факторам.

Структура предмета педагогической валеологии.

Педагогическая валеология включает следующие составные части.

                                           I.                       Теория и практика здорового образа жизни: что надо делать и, в меньшей степени, чего не надо делать, чтобы обрести более крепкого здоровье и сохранить его, максимально используя биологические и психологические возможности.

Стратегия реализации этого раздела: не заставлять человека быть здоровым, не пугать его страшными последствиями вредных привычек, а сформировать желание быть здоровым, воспитать потребность каждодневной целенаправленной деятельности в этом направлении. Если ребенок каждый день занят на тренировках в спортивной секции, на занятиях в музыкальной школе и художественной, то у него не будет времени сидеть в шумной курящей или распивающей спиртные напитки компании.

                                        II.                       Психологические и педагогические аспекты валеологии. Здесь главная задача — помочь ребенку быть в мире с собой и с другими людьми — это залог и, одновременно свидетельство психического и душевного здоровья. Сейчас справедлива формула: Здоровый дух — здоровое тело. На этом направлении необходимы наиболее тесный контакт и взаимодействие педагога-валеолога и психолога.

                                     III.                       Приемы и методы саморегуляции процессов и состояний. Неумение владеть организмом уподобляет человека летчику, слабо знающему, как управлять самолетом. Научитесь управлять своим организмом, как самолетом, в котором собираешься полететь: — вот лозунг для этого раздела валеологии. Достигнуть желаемых результатов в состоянии здоровья, обеспечить нужные и полезные психофизиологические реакции принципиально можно следующими способами:

1.     Медикаментозно-элементарный способ: с помощью фармакологических препаратов и всего того, что мы съедам или выпиваем. Известно, какое разнообразное воздействие может оказать на человека то, что он ест и пьет. сам прием пищи оказывает на многих успокаивающее воздействие. Этот способ является распространенной причиной избыточного веса и нарушение функций органов.

2.     Психорегуляционный способ. Владение способами психической саморегуляции с полным правом должно рассматриваться в качестве неотъемлемого компонента общей культуры человека.

3.     Поведенческая саморегуляция. Физические нагрузки, как средство от хандры, водные процедуры замечательно влияют на настроение и общее состояние человека. Отвлечение помогает избавиться от плохого настроения, забыть о боли, провести время с хорошими и интересными людьми, работающими над общей проблемой — укреплением здоровья.

                                     IV.                       Обязательный раздел педагогической валеологии — влияние обучения на здоровье. Об ухудшающемся от класса к классу состоянии здоровья школьников написано уже много. Поэтому есть необходимость проводить четкую статистику зависимости проведения педагогической валеологии на уроках и вне школы и изменения здоровья ребенка.

Образование должно способствовать укреплению здоровья, а не лишать его.

Ответственность за здоровье и жизнь учащихся в школе несет весь педагогический коллектив. Как избавить детей от информационных перегрузок, от неизбежно и стремительно формирующихся в атмосфере режима и тяжелого психологического климата многих школ, неврозов и психосоматических заболеваний — вот лишь небольшая часть проблем, ответ на которые должны знать педагоги-валеологи.

Здоровье подрастающего поколения — это проблема не только социальная, но и нравственная. Доцентом кафедры валеологии Санкт-Петербургского Государственного университета педагогического мастерства Ларисой Гавриловной Татарниковой была разработана программа курса «Валеология и Основы безопасности жизни ребенка» для школы первой ступени индивидуального развития здоровья.

В течении длительного времени состояние здоровья человека связывали с взаимодействием двух факторов — наследственности и окружающей среды. Изменение среды происходят в направлении, которое угрожает существованию не только самого человека, но и вообще всего живого. Этот вопрос рассматривается на разных уровнях, от локального до глобального.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной задачей валеологии в школе является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, и естественно, что это возможно сделать лишь с учетом принципов и методов педагогики. С другой стороны, учет валеологических подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые внешнесредовые условия в школе и дома.

Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой стороны — как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у школьника установки на здоровый образ жизни. Перед педагогом стоят очень важные задачи:

-       сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам охраны собственного здоровья;

-       помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни — есть здоровье человека, за которое отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном состоянии;

-       сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни;

-       дать детям знания по основам личной гигиены, культуры питания, движения, занятиям спорта;

-       воспитать чувства ответственности за себя и свою деятельность в Ноосфере;

-       включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы с изучением основ законов экологии.

Литература:

1.                 Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М., 1987.

2.                 Попов С. В. Валеология в школе и дома.- СПб «Союз».,1998.

3.                 Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеолгия в школе. — СПб., 1992.

4.                 Казначеев В. П. очерки теории и практики экологии человека. — М., 1993.

5.                 Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — Екатеринбург, 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle