Библиографическое описание:

Люботинский А. А. Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 154-157.

В условиях реализации компетентностного подхода и требований ФГОС, а также ФГОС ВПО на первый план выдвигается проблема повышения профессиональной компетентности учителя.

В рамках требований к кадровым условиям ФГОС фиксирует основные квалификационные характеристики педагогических работников школы. На наш взгляд, квалификация учителя иностранного языка должна отражать:

-        общекультурную компетенцию;

-        общепрофессиональную компетенцию;

-        профессиональную компетенцию [16]

Поскольку педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

В связи с этим, профессиональная компетентность определяется уровнем проявления профессиональной готовности к реализации профессиональной деятельности.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе выделяется несколько подходов к определению феномена профессиональной компетентности, таких как:

-        Функционально-деятельностный подход. В рамках этого подхода компетентность описывается как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций, при которой основные параметры задаются функциональной структурой педагогической деятельности.

-        Аксиологический подход. Здесь профессиональная компетентность рассматривается как образовательная ценность, предполагающая введение человека в общекультурный мир ценностей, в пространстве которого человек реализует себя как специалист и профессионал.

-        Универсальный подход. Согласно которому профессиональная компетентность связывается, с одной стороны, с базовой квалификацией специалиста, с другой — позволяет человеку сориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных специализацией. Это обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению, самосозиданию, самообразованию.

-        Личностно-деятельностный подход.В рамках этого подхода рассматривается труд и личность педагога как человека в профессии через специфику педагогической деятельности, которая предполагает взаимодействие с другими людьми и воздействие на них [14, с.44].

Как отмечает К.Э Безукладников, «профессиональная компетентность — это психологическое новообразование, включающее в себя наряду с когнитивным и поведенческим аспектами долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности» [2, с.35].

Таким образом, под профессиональной компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что количественный состав компетентности в рамках педагогической профессии четко не определен. Разными авторами разработаны различные модели и их варианты компонентного состава профессиональной компетентности педагога.

В рамках профессиональной компетентности Н. В. Кузьмина [6] выделяет пять ее элементов:

-        специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;

-        методическую компетентность в области способов формирования знаний, навыков, умений учащихся;

-        психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;

-        дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

-        аутопсихологическую компетентность.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и способность применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения материала в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения, умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умения выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желание самосовершенствования.

Исследуя структуру профессиональной компетентности А. И. Пискунов и А. М. Новиков [10;8] включают в ее содержание инвариантную (ядро) и вариативную части. Инвариантную часть составляют фундаментальные знания в области психолого-педагогических и методических наук, профессионально-педагогические умения. Овладение ПК обеспечивается в условиях специально организованной психолого-педагогической и предметной деятельности в педвузе.

Такие исследователи как В. А. Адольф и Е. М. Павлютенков в содержание профессиональной компетентности включают личностное отношение обучаемого к своей будущей профессиональной деятельности [1;9].

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих сформированность педагогической деятельности и педагогического общения. В свою очередь профессиональная компетентность определяется как целостная многоуровневая и многофункциональная система взаимосвязанных компетентностей, частью которой выступает методическая компетентность.

В структуре профессиональной компетентности педагога В. А. Адольф включает следующие компоненты: теоретико-методологический, культурологический, предметный, психолого-педагогический, технологический. Профессиональная компетентность определяется, главным образом, уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу [1].

В трактовке В. А. Сластенина, определение профессиональной компетентности выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом качество решения педагогических задач определяется уровнем профессиональной компетенции педагога, его мастерства [11].

В научной литературе используются оба термина: педагогическая компетентность (Л. Н. Митина) и профессиональная компетентность (А. К. Маркова, В. А. Сластенин), иногда эти термины объединяются: профессионально-педгогическая компетентность (Г. С. Сухобская).

Многие современные исследователи выделяют в структуре профессиональной педагогической компетентности методическую компетентность.

Н. В. Кузьмина в числе важнейших характеристик педагогических работников выделяет специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирований знаний, навыков и умений; психолого-педагогическую компетентность; рефлексию педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность [6].

Структуру профессиональной компетентности учителя иностранного языка Е. Н. Соловова определяет как неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через следующие компетенции: коммуникативную, филологическую, психолого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную [12].

В структуре профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка К. С. Махмурян выделяет такие компоненты, как: методическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационно-коммуникационную, социально-педагогическую, управленческую [7].

Ткачева Ю. А. анализируя структуру профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, также выделяет в ее составе методическую компетентность как компонент лингводидактической компетентности [15].

Профессиональная компетентность формируется в вузе (или в педагогическом колледже), однако ее развитие может осуществляться только в процессе педагогической деятельности. Педагогическая практика стимулирует формирование профессиональной компетентности. Большинство исследователей отмечают, что в ряду профессиональных трудностей, которые приходится преодолевать на практике, наиболее типичными являются трудности методического характера, что послужило основанием для выделения методической компетентности в расширенном ее представлении. Анализ понятия «методическая компетентность» в научной литературе и определение ее структуры дают возможность целенаправленно формировать методическую компетентность.

В целом, методическая подготовка преподавателя — это процесс и результат овладения системой методических знаний, навыков и умений и готовность к их реализации в профессиональной деятельности.

Т. Н. Гущина определяет методическую компетентность учителя иностранного языка как совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям. Методическая компетентность формируется в процессе профессиональной подготовки учителя и, как результат, формирует его ценностные ориентиры, а также готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности. Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их эффективности [3, с.28].

Некоторые исследователи рассматривают методическую компетентность как интегративную характеристику личности, отражающую системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности [5, с.12].

В целом методическую компетентность учителя исследователи рассматривают как способность распознавать и решать методические задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности учителя [4; 13].

Автор определяет методическую компетентность как сформированную на базовом уровне (подготовка бакалавра педагогического образования) способность и готовность к проектированию и осуществлению учебного процесса по иностранному языку, а также к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

Содержание методической компетентности определяется структурой ведущей деятельности учителя иностранного языка, что позволяет говорить о ней как о функциональном компоненте цели лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования.

Таким образом, практически все исследователи выделяют методическую компетентность как компонент профессиональной компетентности будущих учителей, то есть понятия «профессиональная компетентность» и «методическая компетентность» соотносятся как общее и частное соответственно.

Наряду с методической компетентностью исследователи называют методическую культуру. Методическая культура включает в себя знание результативных методик обучения и воспитания, структуры и содержания методической деятельности, владение методической терминологией.

Исходя из представлений о методической компетентности и определения методической культуры, видится возможным рассматривать методическую культуру как неотъемлемую часть методической компетентности.

Методическая компетентность обеспечивает результативность процесса обучения, поскольку позволяет с научной точки зрения реализовывать принципы, содержание, формы профессиональной подготовки. Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их уместности и эффективности.

Будущий учитель должен не только уметь объяснять новый материал и организовать его правильную тренировку, но и предлагать своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучать их приемам самостоятельной работы.

В современных исследованиях нередко термины «методическая компетенция» и «методическая компетентность» используются как равнозначные. Рассмотрение понятий «компетенция» и «компетентность» необходимо, для того чтобы обосновать правомерность употребления термина «методическая компетентность».

Компетентность представляет собой интегративный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных теоретических и практических знаний, способствующих в целом достижению конечных целей осуществляемой деятельности в той или иной социально значимой сфере.

Компетенции представляют собой более узкие и конкретные компоненты теоретических и практических знаний, а также усвоенные конкретные стратегии, накопленные для решения частных задач и достижения промежуточных целей деятельности, которые относятся к компетентности как частное к целому. Следовательно, компетенциями будут считаться компоненты методической компетентности.

Вышеизложенное позволяет заключить, что в структуре профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка методической компетентности принадлежит ведущая роль, поскольку ее сформированность позволяет решать профессиональные задачи в процессе реализации целей обучения иностранным языкам, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетентности, образованием, воспитанием и развитием учащихся.

Литература:

1.      Адольф В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности. — Красноярск, 2005. — 212 с.

2.      Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Осколкова В. Р. Технология развития готовности будущего учителя к педагогической самореализации — Пермь: Перм.гос.пед.ун-т, 2011. — 133 с.

3.      Гущина Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации:: Дис. … канд.пед.наук. — Ярославль, 2001. — 252 с.

4.      Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2007. — 22 с.

5.      Кожухов К. Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»): Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Курск, 2008. — 22 с.

6.      Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.

7.      Махмурян К. С. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования: Автореф.дис. … докт.пед.наук. — Москва, 2009. — 50 с.

8.      Новиков А. М. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. — М.: Либроком, 2010. — 275 с.

9.      Павлютенков Е. М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. — 171 с.

10.  Пискунов А. И. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути ее совершенствования. — М.: МГПИ, 1988. — 198 с.

11.  Сластенин В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Прометей, 1991. — 141 с.

12.  Соловова Е. Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: Автореф.дис. … докт.пед.наук. — Москва, 2004. — 46 с.

13.  Соловова Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза. — М.: АПКиППРО, 2010. — 324 с.

14.  Солянкина Н. Л. Профессиональная компетентность педагога: теория и практика оценки. — Красноярск: Изд-во ИПКиПП РО, 2008. — 105 с.

15.  Ткачева Ю. В. Ситемно-структурный подход к определению целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования: Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Иркутск, 2010. — 24 с.

16.  Трубицина О. И., Люботинский А. А. Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе. — СПб:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности, методическую компетентность, педагогической деятельности, учителя иностранного, учителя иностранного языка, методической компетентности, структуре профессиональной компетентности, Методическая компетентность, компетентности будущего учителя, методическую компетентность учителя, профессиональной компетентности учителя, профессиональная компетентность, профессиональной компетентности педагога, компетентности методическую компетентность, профессиональной компетентности будущих, профессиональной компетентности будущего, к осуществлению педагогической деятельности, будущего учителя иностранного, Профессиональная компетентность, готовности к осуществлению педагогической.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle