Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 06.06.2014

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Родякина, Н. А. Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм») / Н. А. Родякина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5784/ (дата обращения: 25.04.2024).

Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне сделать это – и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Новый стандарт ФГОС адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Это своего рода общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.

Отличительной особенностью ФГОС является системно-деятельностный и компетентностный подходы, в которых на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках данных подходов обучающийся овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Практика показывает, что одной из наиболее эффективных технологий, формирующих умение планировать свою деятельность (регулятивные УУД), находить пути реализации и оценивать её (познавательные УУД), является технология проектной деятельности. Данная технология может применяться не только на уроке, но во внеурочной деятельности, которой по новому стандарту придается большое значение.

Поэтому разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Проектная технология давно не новость в мировой педагогике. В 1918 году вышла в свет статья американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». [п. 1, 2] В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в современной России разработана в трудах Е. С. Полат. [п.3]

Проектная технология активно используется преподавателями и воспитателями училища. Эта технология, прошедшая проверку временем, очень актуальна и при преподавании иностранного языка. В год двухсотлетнего юбилея выхода в свет сборника «Детских и домашних сказок» кадеты пятого курса начали изучать немецкий язык как новый для себя предмет. Во второй четверти ребята прочитали сказку братьев Гримм «Золотой гусь» и заинтересовались их творчеством. По окончании учебного года для прохождения летней лингвистической практики мы выбрали тему «По следам сказок братьев Гримм» и выполнили большой проект, в котором были задействованы наши партнёры: Оренбургская областная научная библиотека им. Крупской, Оренбургская областная детская полиэтническая библиотека, Оренбургский областной краеведческий музей, Оренбургский областной детский театр кукол, кадеты и преподаватели училища. Наш проект завоевал первое место на конкурсе «Мой онлайн урок» в Гёте институте в Москве.

Описание: C:\Users\NRodyakina\Desktop\повышение квалификации\Аттестация\Конкурс\Мой он-лайн урок\IMAGE0899.JPG

Ребятам так понравился этот проект, что они сами выдвинули идею создать в училище тематический кабинет немецкого языка, своего рода интерактивный музей братьев Гримм и их сказок.

Поэтому целью своего проекта мы определили создание тематического кабинета немецкого языка «По следам сказок братьев Гримм» для исследования и популяризации сказок, повышения мотивации к изучению немецкого языка и в итоге повышения качества обучения предмету. Для достижения цели мы наметили ряд задач:

1.      Разработать дизайн внешнего оформления кабинета

2.      Рассчитать смету расходов

3.      Наладить интеграционные связи с партнёрами по реализации проекта (администрация, учителя, кадеты других курсов)

4.      Собрать и систематизировать дидактический и методический материал в кабинете

5.      Собрать библиотеку изданий сказок братьев Гримм на немецком и русском языке

6.      Подготовить и провести церемонию открытия кабинета

Над реализацией проекта кадеты работали во внеурочное время на дополнительных занятиях по немецкому языку. Продукт, который мы получили в ходе реализации данного проекта, это действующий тематический кабинет немецкого языка «По следам сказок братьев Гримм». Данный кабинет открыт для доступа всем кадетам, преподавателям, студентам факультета иностранных языков и гостям нашего училища, интересующимся творчеством братьев Гримм.

Кабинет представляет собой стандартное учебное помещение № 422 для проведения учебных занятий по иностранному языку. Площадь кабинета 25 квадратных метров, кабинет оборудован десятью одноместными мобильными партами для учащихся 6–11 классов.

Описание: C:\Users\NRodyakina\Desktop\Кабинет\Новая папка\P1010586.JPG Описание: C:\Users\NRodyakina\Desktop\Кабинет\Новая папка\P1010180.JPG

Техническое оснащение кабинета: мультимедийная доска Smart Board, проектор, компьютер. В результате реализации проекта мы получили кабинет, дизайнерское решение которого погружает учащихся в ту эпоху, когда братья Гримм собирали и писали свои сказки. Кадеты и преподаватели имеют возможность работать с разными изданиями сказок братьев Гримм (на русском и немецком языках с дисками) в библиотеке кабинета, здесь же имеются методические и дидактические материалы по следующим разделам: научно-исследовательские работы по творчеству и жизни братьев Гримм, разработки уроков по данной теме, викторины и конкурсы для учащихся кадетского училища, фильмография (на дисках) сказок братьев Гримм, биография и творчество братьев Гримм, электронные адреса для виртуальных путешествий по местам, связанных с братьями Гримм, сборник сценариев для постановки спектаклей по сказкам братьев Гримм на сцене школьного театра, методические разработки для проведения уроков домашнего чтения по сказкам братьев Гримм. Все материалы также представлены в электронном виде.

Проект выполнен на стыке нескольких учебных дисциплин, прослеживается интеграция с изобразительным искусством, литературой, историей и технологией.

Защита проекта была проведена в форме торжественной церемонии открытия с участием кадет, преподавателей и представителей администрации с последующим показом спектакля на немецком языке по мотивам сказки «Бременские музыканты»_(информация размещена на сайте училища http://www.1pku.ru/ раздел — образовательный процесс — предметно-методические кафедры преподавателей — кафедра немецкого, французского и китайского языков — сообщение от 29.01. 2014)

Описание: C:\Users\NRodyakina\Desktop\Кабинет\Новая папка\P1010113.JPG Описание: C:\Users\NRodyakina\Desktop\Практика\Отчёты по практике\фото\11.06\фото\P1010351.JPG

На первом этапе подготовки проекта мы определили тему и цель проекта, его исходного положения. Рабочая группа была подобрана, исходя из итогов летней лингвистической практики — кадеты 6Г класса. Кадеты обсудили тему проекта с учителем и получили необходимую дополнительную информацию.

На втором этапе планирования мы совместно наметили способы сбора и анализа информации, сформировали рабочие мини-группы, продумали варианты привлечения партнёров, определили способ представления результатов и выработали критерии оценки выполнения проекта.

На самом главном этапе — реализации — мы приступили к выполнению поставленных задач.

Первая группа учащихся подобрала материал об архитектуре европейских городов эпохи братьев Гримм и разработала эскиз дизайна стен кабинета. Мы решили создать атмосферу средневекового европейского города с помощью нанесения рисунка каменной кладки вокруг дверного проёма и тематических плакатов. Совместно с учителем технологии ребята решили выложить некоторые рисунки природным отделочным камнем и рассчитали смету работ. Во время «мозгового штурма» ребята предложили выложить на стене кабинета рисунок камина, т. к. в домах раньше не было центрального отопления. Кроме того, ребята выяснили, что именно в эпоху создания сборника «Домашних и детских сказок» в Европу пришла мода на изготовление открыток в технике декупажа, которая зародилась в Китае ещё в XII веке. Совместно с учителем изобразительного искусства кадеты изучили эту интересную технику и выполнили несколько изделий, украсивших стены кабинета. Оформительские работы были выполнены в течение двух недель силами преподавателя немецкого языка и учащихся первой группы. Около камина мы проводим «Литературные гостиные» — уроки домашнего чтения. Ребята сдвигают мобильные одноместные парты в сторону и садятся около камина, так уютнее и приятнее читать и анализировать тексты сказок.

Вторая группа учащихся получила задание собрать информацию о жизни и творчестве братьев Гримм. Ребята собрали огромное количество информации и оформили тематическую папку, а также создали «Энциклопедию сказок братьев Гримм», экземпляр которой был передан в библиотеку кадетского училища. Для выполнения этого задания были привлечены сотрудники Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской и Оренбургской областной детской полиэтнической библиотеки, преподаватели истории кадетского училища.

Третья группа учащихся анализировала тексты самых популярных сказок братьев Гримм и оформляла мини-книжки в технике «Guckloch» — «Загляни внутрь!», в которых представлены анализ и перевод сказок. Работа проводилась совместно с учителями литературы и немецкого языка кадетского училища, которыми оказывалась консультационная помощь при переводе сказок.

Четвёртая группа ребят совместно с воспитателями, классными руководителями и учителями организовали сбор книг сказок братьев Гримм для создания библиотеки кабинета.

Пятая группа с преподавателями немецкого языка работала над сбором и систематизацией методического и дидактического материала (разработки уроков, внеклассных мероприятий, викторин, конкурсов, сценариев сказок для школьного театра).

Шестая группа учащихся разработала сценарий церемонии открытия кабинета и поставила кукольный спектакль на немецком языке «Бременские музыканты».

Седьмая группа кадет получила задание наладить переписку с сотрудниками музея братьев Гримм в городе Кассель (Германия). Ребята вели переписку с директором и сотрудниками музея и выполнили по их поручению специальное задание: перевести сказки братьев Гримм на языки народов СНГ. Для выполнения этой задачи кадеты привлекли родителей, друзей, знакомых, сотрудников краеведческого музея и сделали переводы сказки «Волк и семеро козлят» на татарский, казахский, армянский языки. Эти переводы размещены в музее г. Кассель (Германия). В благодарность за сотрудничество мы получили благодарственные письма от дирекции музея, а также множество плакатов о творчестве братьев из фондов музея, которые и были использованы для оформления стен кабинета. Наш проект был оценен и в России: кадеты 6 курса стали лауреатами конкурса «Созидание и творчество». Кадеты-участники проекта, представители администрации, преподаватели провели круглый стол, где обсудили все рабочие моменты проекта.

Анализируя полученные итоги внедрения проектной технологии, мы можем сделать следующие выводы:

1)        Реализация проекта не ограничивается приобретением кадетами определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия обучающихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка и формируются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия кадет.

2)        Кадеты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, учатся самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию (в том числе лингвистическую);

3)        В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие кадет друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

4)        В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на обучающегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

5)        Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый кадет, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

6)        Совместная работа в рамках проекта учит доводить дело до конца, так как кадеты должны задокументировать результаты своего труда, а именно: вести переписку с сотрудниками музея, собрать и обработать статистические, биографические и другие данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить кабинет, организовать презентацию для преподавателей, кадет и администрации училища.

В заключение следует отметить, что реализация проекта помогает обучающимся ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других. Используя в практике работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно использовать ее при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. У кадет увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, накапливается опыт самостоятельной работы со словарем и другими источниками, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в развитии навыков самообучения.

Литература:

1.      Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка. – Иностранные языки в школе, 2003, № 5.

2.      Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – Иностранные языки в школе, 2000, № 2, 3.

3.      Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, группа учащихся, иностранный язык, кадет, реализация проекта, кадетское училище, проект, проектная технология, ребята, след сказок братьев.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность кадет как механизм развития...

немецкий язык, иностранный язык, группа учащихся, реализация проекта, кадет, проект, след сказок братьев, проектная технология, кадетское училище, ребята.

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка. Авторы: Пугачева Алена Андреевна, Ткачёва Елена Вадимовна.

Современные образовательные технологии как средство...

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»). Реализация военно-патриотического воспитания...

Развитие логического мышления кадет в ходе обучения...

Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно используют мультимедийные средства обучения, Интернет-ресурсы.

Социальные практики как средство формирования...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет... английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная техника, гражданская позиция, мемориальный комплекс...

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Реализация военно-патриотического воспитания кадет... английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная техника, гражданская позиция, мемориальный комплекс...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах | Молодой ученый

Воспитанию идей патриотизма способствуют уроки русского языка и словесности. Немалую пользу в деле патриотического воспитания приносит издание кадетских журналов: «Работая на пользу родного корпуса, родной школы, кадеты …готовятся

Посетите сайты наших проектов.

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную деятельность по таким направлениям

Похожие статьи

Исследовательская деятельность кадет как механизм развития...

немецкий язык, иностранный язык, группа учащихся, реализация проекта, кадет, проект, след сказок братьев, проектная технология, кадетское училище, ребята.

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка. Авторы: Пугачева Алена Андреевна, Ткачёва Елена Вадимовна.

Современные образовательные технологии как средство...

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»). Реализация военно-патриотического воспитания...

Развитие логического мышления кадет в ходе обучения...

Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно используют мультимедийные средства обучения, Интернет-ресурсы.

Социальные практики как средство формирования...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет... английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная техника, гражданская позиция, мемориальный комплекс...

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Реализация военно-патриотического воспитания кадет... английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная техника, гражданская позиция, мемориальный комплекс...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах | Молодой ученый

Воспитанию идей патриотизма способствуют уроки русского языка и словесности. Немалую пользу в деле патриотического воспитания приносит издание кадетских журналов: «Работая на пользу родного корпуса, родной школы, кадеты …готовятся

Посетите сайты наших проектов.

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную деятельность по таким направлениям