Библиографическое описание:

Мальгин В. Е., Гречухин С. Ю. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 76-78.

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального образования в спортивной школе как фактор формирования образовательной среды учреждения.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, образовательная среда учреждения.

Возрастающая необходимость введения полного цикла процесса образования в современной школе обусловлена и появлением новых требований к уровню образованности человека. В настоящее время уровень образованности того или иного человека, определяется не набором (предметным багажем) специальных знаний, а разносторонностью, развитием его как личности. В данном случае, понимается его умение ориентироваться и разбираться в истории и традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, немаловажным будет и способность к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к реализации внутренних потребностей, самообразованию и самосовершенствованию. Принимая во внимание все эти новые тенденции, необходимо чтобы образовательный процесс в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования детей должен быть направлен не только на передачу (трансляцию) определенных теоретических знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, на способствование раскрытию его творческих возможностей, индивидуальных способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека и характеризует его творческое начало.

Современная общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования стоят перед острой необходимостью кардинальных изменений в теории, методике, системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Преобразования обусловлены ускорением общественного развития, возникновением необходимости полнее использовать интеллектуальный потенциал людей, а для этого всесторонне готовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения дополнительного образования являются своеобразным инструментом внешкольного воспитания и обучения и при этом составляют часть системы образования, дополняют полноту структуры образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.

Дети, подростки, вся учащаяся и работающая молодежь воспитывается и образовывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т. е. в социуме, социальном окружении. Поэтому неоценимую роль в процессе социализации и воспитания играют учреждения дополнительного образования, разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию их работы.

Актуальность проблемы внешкольных учреждений для педагогической теории и практики мы видим в том, что внешкольные учреждения наиболее полно и ярко позволяют молодым людям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. Важность данной проблемы заключается еще и в том, что внешкольные учреждения позитивно влияют на тех подростков, старшеклассников, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.

Над проблемами досуговой, клубной деятельности трудились Жук О. Л. «Педагогика досуга», Журлова И. А. «Клубная деятельность — форма организации молодежного досуга», Бутрим Г. А. «Внешкольным учреждениям — должное внимание” [9] и др. Рассматриваются проблемы досуговой деятельности старшеклассников. В работе Журловой И. В. обозначены цели и задачи учреждений внешкольного образования и воспитания.

В работах Бутрима Г. А. рассматриваются методологическая и социальная значимость работы внешкольных учреждений для каждого из подростков и общества в целом [9]

Внешкольные учреждения, по логике, относятся к неформальному образованию и воспитанию. Однако по сути своей они наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно, «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно другую среду, в которой порой отсутствует целенаправленная программа систематического, грамотно спланированного педагогического воздействия. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.

Развитие творческой личности — есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники [10, с.91].

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Решение проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально- экономических требований к формированию подрастающего поколения. Многогранный процесс формирования духовного облика нового человека в условиях современного демократического общества охватывает все стороны его жизни, в том числе и сферу свободного времени. Научить юношей и девушек правильному использованию свободного времени, организовать эту важную для них сферу так, чтобы усилить влияние на уровень их культурного и нравственного воспитания, — задача большой неоценимой значимости. Ответственность за её решение несут все субъекты воспитания, в том числе и учреждения дополнительного образования.

Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный особым образом процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству [3, с.7].

Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.

Различие дополнительного образования и общего в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

В процессе дополнительного образования создаются благоприятные условия для формирования у каждого учащегося собственной интеллектуально позиции. Сотворчество способствует созданию равноправных отношений в творческом коллективе, представляет возможность рассчитывать на собственное мнение по какому-либо вопросу, способствующее проявлению уважения к высказываниям каждого.

Учреждения дополнительного образования являются в настоящее время одними из самых демократических институтов обучения, образования и воспитания. Миссия последних состоит в предоставлении юному поколению самых разнообразных услуг интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивающих не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дающих реальные и дифференцированные возможности для их творческого и физического развития.

Литература:

1.         Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2001.-315с.

2.         Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. С.50.

3.         Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.

4.         Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — М.: Просвещение. — 1998.

5.         Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. Ш. Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№ 3.-С.16–22.

6.         Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 1992. — № 3–4.

7.         Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. — 1995. — № 2. — С.16–17

8.         Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. — 2002. — № 3. — С. 21–23

9.         Бутрим Г. А. Внешкольным учреждениям — должное внимание // Праблемы выхавання. –1996. — № 3. — С.98–109.

10.     Воспитательная работа с учащимися вне школы (в микрорайоне школы) / Под ред. Л. М. Николаевой. — М.: Педагогика, 1981. — 144 с.

11.     Доценко В. С. Дети вне школы. Формы и методы работы с детьми и подростками по месту жительства. — М.: Просвещение, 1970. –83 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle