Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, С. Ю. Гречухин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5781/ (дата обращения: 18.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального образования в спортивной школе как фактор формирования образовательной среды учреждения.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, образовательная среда учреждения.

Возрастающая необходимость введения полного цикла процесса образования в современной школе обусловлена и появлением новых требований к уровню образованности человека. В настоящее время уровень образованности того или иного человека, определяется не набором (предметным багажем) специальных знаний, а разносторонностью, развитием его как личности. В данном случае, понимается его умение ориентироваться и разбираться в истории и традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, немаловажным будет и способность к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к реализации внутренних потребностей, самообразованию и самосовершенствованию. Принимая во внимание все эти новые тенденции, необходимо чтобы образовательный процесс в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования детей должен быть направлен не только на передачу (трансляцию) определенных теоретических знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, на способствование раскрытию его творческих возможностей, индивидуальных способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека и характеризует его творческое начало.

Современная общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования стоят перед острой необходимостью кардинальных изменений в теории, методике, системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Преобразования обусловлены ускорением общественного развития, возникновением необходимости полнее использовать интеллектуальный потенциал людей, а для этого всесторонне готовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения дополнительного образования являются своеобразным инструментом внешкольного воспитания и обучения и при этом составляют часть системы образования, дополняют полноту структуры образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.

Дети, подростки, вся учащаяся и работающая молодежь воспитывается и образовывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т. е. в социуме, социальном окружении. Поэтому неоценимую роль в процессе социализации и воспитания играют учреждения дополнительного образования, разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию их работы.

Актуальность проблемы внешкольных учреждений для педагогической теории и практики мы видим в том, что внешкольные учреждения наиболее полно и ярко позволяют молодым людям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. Важность данной проблемы заключается еще и в том, что внешкольные учреждения позитивно влияют на тех подростков, старшеклассников, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.

Над проблемами досуговой, клубной деятельности трудились Жук О. Л. «Педагогика досуга», Журлова И. А. «Клубная деятельность — форма организации молодежного досуга», Бутрим Г. А. «Внешкольным учреждениям — должное внимание” [9] и др. Рассматриваются проблемы досуговой деятельности старшеклассников. В работе Журловой И. В. обозначены цели и задачи учреждений внешкольного образования и воспитания.

В работах Бутрима Г. А. рассматриваются методологическая и социальная значимость работы внешкольных учреждений для каждого из подростков и общества в целом [9]

Внешкольные учреждения, по логике, относятся к неформальному образованию и воспитанию. Однако по сути своей они наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно, «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно другую среду, в которой порой отсутствует целенаправленная программа систематического, грамотно спланированного педагогического воздействия. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.

Развитие творческой личности — есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники [10, с.91].

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Решение проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально- экономических требований к формированию подрастающего поколения. Многогранный процесс формирования духовного облика нового человека в условиях современного демократического общества охватывает все стороны его жизни, в том числе и сферу свободного времени. Научить юношей и девушек правильному использованию свободного времени, организовать эту важную для них сферу так, чтобы усилить влияние на уровень их культурного и нравственного воспитания, — задача большой неоценимой значимости. Ответственность за её решение несут все субъекты воспитания, в том числе и учреждения дополнительного образования.

Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный особым образом процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству [3, с.7].

Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.

Различие дополнительного образования и общего в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

В процессе дополнительного образования создаются благоприятные условия для формирования у каждого учащегося собственной интеллектуально позиции. Сотворчество способствует созданию равноправных отношений в творческом коллективе, представляет возможность рассчитывать на собственное мнение по какому-либо вопросу, способствующее проявлению уважения к высказываниям каждого.

Учреждения дополнительного образования являются в настоящее время одними из самых демократических институтов обучения, образования и воспитания. Миссия последних состоит в предоставлении юному поколению самых разнообразных услуг интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивающих не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дающих реальные и дифференцированные возможности для их творческого и физического развития.

Литература:

1.         Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2001.-315с.

2.         Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. С.50.

3.         Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.

4.         Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — М.: Просвещение. — 1998.

5.         Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. Ш. Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№ 3.-С.16–22.

6.         Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 1992. — № 3–4.

7.         Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. — 1995. — № 2. — С.16–17

8.         Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. — 2002. — № 3. — С. 21–23

9.         Бутрим Г. А. Внешкольным учреждениям — должное внимание // Праблемы выхавання. –1996. — № 3. — С.98–109.

10.     Воспитательная работа с учащимися вне школы (в микрорайоне школы) / Под ред. Л. М. Николаевой. — М.: Педагогика, 1981. — 144 с.

11.     Доценко В. С. Дети вне школы. Формы и методы работы с детьми и подростками по месту жительства. — М.: Просвещение, 1970. –83 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, возможность, неформальное образование, вариативный подход, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время.

Похожие статьи

Развитие вариативных форм неформального образования...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Интеграция формального и неформального образования детей...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Формальная, неформальная и информальная модели...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование. Неформальное образование: сущность и перспективы детских... Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Формирование педагогической профессии «педагог...»

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

Использование возможностей клуба как формы...

В ходе наших наблюдений подтверждено, что включение клубных форм в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей делает возможным выход его на новый качественный уровень: увеличивается возможность самопознания, самовыражения...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов...

Похожие статьи

Развитие вариативных форм неформального образования...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Интеграция формального и неформального образования детей...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Формальная, неформальная и информальная модели...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование. Неформальное образование: сущность и перспективы детских... Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Формирование педагогической профессии «педагог...»

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

Использование возможностей клуба как формы...

В ходе наших наблюдений подтверждено, что включение клубных форм в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей делает возможным выход его на новый качественный уровень: увеличивается возможность самопознания, самовыражения...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов...