Библиографическое описание:

Афанасьева Л. И., Скорнякова Е. А., Мясников А. А. К вопросу о причинах и условиях препятствующих формированию российской идентичности у школьника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 1-4.

Эффективность организации процесса формирования российской идентичности у учащихся, в том числе и начальной школы, зависит от степени понимания особенностей среды, в условиях которой предстоит воспитывать ребёнка. Важно чётко представлять какие препятствия могут стоять на пути у классного руководителя и школы в деле по организации гражданско-патриотического воспитания школьника выступающего в качестве важнейшего условия для формирования российской идентичности у подрастающего поколения.

Ключевые слова: российская идентичность, самоидентификация, воспитание.

Формирование основ российской идентичности у современного школьника происходит в непростых условиях. Эти условия характеризуются разного рода противоречиями, затронувшими практически все сферы жизни российского общества. В обществе произошёл некий корректив менталитета. Именно процессы самоидентификации личности лежат в основе преобразований менталитета общества. Таким образом, от характера и качества самоидентификации в конечном итоге складывается менталитет общества. Самоидентификация — это сознание личностью своей тождественности с социальной группой, нацией, народом, один из инструментов социализации этой личности, посредством, которого приобретаются или усваиваются ценности культуры [1, С.3]. Чтобы понять природу условий, которые детерминируют характер процесса самоидентификации личности, целесообразно вначале определить всю совокупность причин их вызывающих. Понятно, что установив причинно-следственные связи, станет возможным и поиск оптимальных путей решения, целого ряда проблем организации воспитательной работы школы, направленной, в том числе и на формирование основ российской идентичности у младшего школьника.

Проанализировав ситуацию, складывающуюся в начальной школе вокруг проблемы формирования российской идентичности можно вполне справедливо констатировать, что в качестве основных причин определяющих не только условия, но и влияющих прямо или косвенно на характер процесса становления идентичности у учащихся школы выступают следующие противоречия: между заявленным государством уровня финансирования школ и существующими потребностями образовательных организаций, между введением ФГОС второго поколения и недостаточной квалификацией педагогических и управленческих кадров, между реализацией Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в школе и реалиями состояния характера общественной жизни в современной России.

Таким образом, вырисовывается не очень-то радужная картина условий, в которых приходиться школе реализовывать цели воспитания. В частности уже в начальной школе особенно остро встаёт проблема гражданско-патриотического воспитания. В связи, с чем возникает целый ряд вопросов. К примеру, как отдельному педагогу и школе в целом достичь показательных результатов в деле по формированию основ российской идентичности у младшего школьника? Де факто, что та социальная действительность, которая окружает ребёнка каждую минуту его жизни стремиться свести на нет все усилия школы направленные на становление у него чувства патриотизма и гражданской позиции. Вот почему становиться особенно важным, объединить усилия всех заинтересованных сторон в решении данной проблемы. Все активные участники образовательного процесса в первую очередь это родители, учащиеся, педагогические работники, администрация школы, общественные организации и учреждения культуры должны осознать, что будущее России зависит в первую очередь от качества организации гражданско-патриотического воспитания в школе, которое во многом предопределяет процессы самоидентификации у подрастающего поколения. Такое объединение должно произойти, прежде всего, на основе достижения консенсуса по определению общей стратегической цели воспитания подрастающего поколения. Соответственно становиться актуальным, соотнести целеполагание с содержанием деятельности ребёнка. Безусловно, добиться такого органического единства действий от всех участников процесса очень трудно, но возможно при должной их активности и заинтересованности.

Кроме того, далеко не последнюю роль в деле по воспитанию школьников играет нерешённость многих социальных проблем характеризующих наше современное общество: рост безработицы среди трудоспособной части населения, положительная динамика роста количества неполных семей, распространение в обществе сепаратистских и националистических идей, девальвация национальной культуры, недостаточный уровень социальной защищённости некоторых категорий граждан. Отсюда следует, что государство и крупный бизнес должны консолидироваться вокруг решения наиболее актуальных социальных проблем российского общества. Без этого нам представляется невозможным ожидать от школы, какого либо значительного эффекта в контексте гражданско-патриотического воспитания школьников.

Несомненно, указанные причины во многом определяют условия, в которых протекает процесс становления личности школьника. И этот факт нельзя отбрасывать со счетов, если мы действительно стремимся эффективно организовать процесс воспитания таким образом, чтобы оно послужило и стимулом и средством таких внутриличностных процессов как самоопределение, саморазвитие и самоидентификация у младшего школьника.

В современном обществе, которое характеризуется, прежде всего, своей открытостью разным потокам информации, динамичностью своего функционирования, многовекторной направленностью развития становиться невозможным, навязать даже младшему школьнику ту или иную модель идентичности. Сегодня просто нереально добиться полной изоляции субъекта воспитания от воздействия на него социума. Таким образом, классная, равно как и школьная система воспитания должны выстраиваться не абстрактно от реалий общественной жизни, а апеллируя к ней. Мы должны понимать, что невозможно в искусственно созданной системе пусть даже строго выверенной по всем требованиям ФГОС второго поколения добиться формирования личности школьника, который бы в будущем смог успешно социализироваться в реальной социальной среде. Значит, не стоит слишком усердно полагаться на эффективность реализуемой воспитательной системы ведь кроме неё огромное практическое значение в деле идентификации личности имеют разного рода случайности приходящие извне. Сверстники, семья, социальная обстановка в регионе, личностные переживания всё это может в большей степени повлиять на процесс становления личности и её идентификационный поиск. Поэтому школа должна научиться слушать и слышать ребёнка, а значит проживать вместе с ним те ситуации и состояния, которые требуют от него выбора решения, ответа или позиции по отношению к чему либо. Таким образом, становиться понятным, что только в условиях со-бытия школы и ученика предоставляется возможность усиления роли и возможностей школы в деле по формированию у школьников полноценной российской идентичности.

Так как формирование основ российской идентичности у младшего школьника лежит, прежде всего, в плоскости гражданско-патриотической составляющей воспитательного процесса то, стало быть, школа должна предусмотреть в содержании данного направления воспитательной работы возможность адекватного объяснения школьнику наиболее злободневных носящих порой негативный характер явлений в жизни современного российского общества. Школа должна снять напряженность в понимании младшим школьником многих противоречий характеризующих социальную действительность вокруг него. В этой связи становиться очень важной роль личности самого учителя. В данном контексте становятся актуальны, его собственная гражданская позиция, мотивация работы на результат деятельности, особенности «проживания» своего детства, характер социальной перцепции, гуманистическая целеустремлённость, толерантность. К сожалению, практика показывает, что многие качества и свойства личности отечественного педагога в основном определяются не столько им самим в результате самостоятельного идентификационного поиска, сколько задаются сложившейся системой взаимосвязей и отношений, характеризующих ту или иную педагогическую систему, в качестве которой и выступает школа. Современный российский педагог, если так можно выразиться, в некоторой степени обезличен самой системой, в которой он работает. Всё реже можно встретить ярких, самодостаточных и творческих личностей в педагогической среде. И это при том, что такие качества как лицемерие, цинизм в межличностных отношениях и «насаждённый» формализм в работе стали обыденным явлением жизни многих педагогических коллективов. Безусловно, в данных обстоятельствах будет справедливым подчеркнуть важность и необходимость внесение изменений в систему требований к профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения.

Каким требованиям должен соответствовать, и каким принципами должен руководствоваться современный учитель, который призван принять активное участие в идентификационном поиске младшего школьника? Во-первых, он обязан иметь чёткую позитивную гражданскую позицию в отношении принятых им самим базовых национальных ценностей. Ясно, что если педагог даже отчасти не разделяет сложившуюся в обществе систему базовых национальных ценностей, то он не может выступать в качестве транслятора отечественной культуры и всего социального опыта накопленного обществом для ребёнка. Во-вторых, в рамках воспитательной работы учителя приоритетом должен считаться сам субъект воспитания с совокупностью его интересов, запросов, склонностей, способностей, а не мероприятийный подход к воспитанию с его формально-массовым характером. Школьная практика показывает, что воспитание всё чаще становиться неким виртуальным процессом, который регулируется целым пакетом разработанных под него нормативно-правовых локальных актов. Но то, что прописано на бумаги, как правило, не всегда отражается на реальном состоянии дел. В третьих, учитель помимо своей профессиональной чести, равно как и достоинства ни в коем случае не должен быть дискредитирован в глазах своих воспитанников. Педагог, лишившийся уважения и доверия у своих учащихся теряет силу оказываемых им педагогических воздействий на субъект воспитания. И наконец, в четвёртых, он просто обязан быть интересным для школьников. В начальной школе это вообще не должно стать проблемой для учителя. Быть интересным для своих воспитанников — это значит искренне разделять с ними их радости и горести. Он должен быть эрудирован в широком спектре областей науки, искусства, культуры в целом. Импровизация выступает неотъемлемой частью его педагогического мастерства, особенно когда речь идёт о межличностном общении субъектов образовательного процесса. Быть интересным для младшего школьника, значит смотреть на мир ребёнка глазами самого ребёнка. Только так можно с относительной долей вероятности понять истинную картину разворачивающихся в душе ребёнка процессов и явлений, а потому становиться возможным, подобрать то педагогическое воздействие или оказать ту личностную педагогическую поддержку, которые смогли бы приблизить педагога к достижению поставленной им цели воспитания.

Размышляя о требованиях к профессиональной деятельности и личности самого учителя важно помнить, что он сам выступает одной из составляющих целостного педагогического процесса. Невозможно рассматривать личность и деятельность педагога в отрыве от той системы, в которой он функционирует. Школа — это хорошо отлаженный целостный организм, живущий по своим правилам и установкам, а также имеющий свою субкультуру. К сожалению, школу всё чаще справедливо упрекают в её нежелании быть открытой для общественности. Это и понятно ведь тогда обнаружатся многие не очень приятные факты её работы. С другой стороны на фоне чрезмерного государственного участия в управлении школой идёт становление модели педагогической системы, которая лишается своей самостоятельности, а значит и самобытности. Развивается консерватизм, не поддающийся корректировки извне. В сложившихся условиях учащиеся и их родители лишены права принимать деятельностное участие в жизни образовательной организации на паритетной основе как того требует российское законодательство.

Таким образом, становиться понятно, что никакие требования к личности учителя не дадут положительного эффекта в деле по формированию основ российской идентичности у младших школьников в том числе, если не будут привнесены и существенные изменения в саму педагогическую систему. Анализируя тенденцию развития современной российской школы, которая напрямую определяется внешними условиями и прежде всего условиями социально-экономического характера можно предположить, что наиболее позитивными изменениями, в которых нуждается сегодня школа, будут считаться: придание образовательной организации реальной автономии по широкому кругу вопросов, переход от модели контрактной системы назначения управленческого персонала на модель конкурсного отбора, расширение области участия общественности в жизни и развитии школы, введение института освобождённого классного руководства, отказ от концепции «пассивного человека», организация гражданско-патриотического воспитания школьника на практикоориентированной основе.

Возвращаясь к вопросу эффективности воспитательной работы классного руководителя, школы необходимо найти ответы на некоторые важные вопросы. К примеру, каким образом целесообразно разрешить сложившееся противоречие между целями и содержанием гражданско-патриотического воспитания в начальной школе призванным обеспечить формирование российской идентичности у ребёнка и существующими реалиями жизни российского социума? Эту проблему решить не просто. Будет ошибочным считать, что формирование российской идентичности у младшего школьника находиться в прямой зависимости от количества и качества воспитательных мероприятий, организуемых в ученическом коллективе. То есть одним лишь усилением позиций гражданского и патриотического воспитания в начальной школе не добиться существенных результатов и воспитательных эффектов. По нашему мнению первым шагом, который должна сделать школа на пути разрешения данного противоречия должна быть осуществлена попытка снять излишнюю контрастность самого противоречия. Дело это конечно не простое, потому что от школы потребуется признание факта существующих несовершенств, как в самом российском обществе, так и в проводимой государством внутренней социальной политики.

Так как российская школа является последним звеном в строго выстроенной государством вертикали тотального контроля и управления системы образования в России, то в этой связи возникает вопрос, а устраивает ли государство такая риторика постановки и решения проблемы? Практика показывает, что в условиях отсутствия должной автономии у образовательных организаций, отсутствия реального механизма общественного контроля за деятельностью школ, квалифицированных педагогических и управленческих кадров будет весьма призрачным ожидание эффективности воспитательной системы начальной школы в деле по формированию основ российской идентичности у младшего школьника. Таким образом, современная российская школа должна претерпеть ряд преобразований, которые бы коснулись, прежде всего, модели её управления и функционирования. В школу должна прийти свобода. Свобода в ценностном смысле этого слова. Не свободная школа может воспитать только раба своей эпохи. В связи с чем, будет уместным сказать, что воспитание не следует рассматривать как сугубо технологический процесс. Невозможно подготовить школьника к успешной социализации, если воспитание выстраивается исключительно на технологиях и алгоритмах. Воспитание — это процесс соучастия одной личности в жизни другой личности и характеризующийся устойчивой обратной связью. Воспитание — это в определённой мере стохастичный процесс, его организация не исключает творческую составляющую педагога и в том числе его особенностей мировоззрения, характер гражданской позиции. Таким образом, воспитание только тогда будет полноценным, если в нём будут выстраиваться субъект-субъектные отношения между всеми его участниками. Становясь активным участником разного рода социальных отношений младший школьник сможет адекватно осуществлять свой идентификационный поиск в соответствии с посылами ФГОС второго поколения.

Другой не менее важной проблемой становления идентичности у младшего школьника является тот факт, что школа не стремиться принимать во внимание наличие первичного социального опыта ребенка, когда он приходит обучаться в начальную школу. С такой практикой мы не можем согласиться, но вместе с тем понимаем, чем обусловлена такая позиция школы. Консерватизм и отсутствие гибкой эффективной модели воспитания отвечающей принципам гуманной педагогики и вызовам современности вот тому причина. В этих условиях школа, пытаясь приобщить ребёнка к системе ценностей принятой в обществе, отказывает ему вправе иметь свой какой либо социальный опыт и в то же время осуществлять процесс своей самоидентификации. Такое положение дел в практике школьного воспитания можно объяснить отчасти и историческими обстоятельствами, в которых сегодня эволюционирует Россия. Так по-прежнему доминирует в практике работы школ концепция «пассивного человека». В качестве основополагающей позиции данной концепции является утверждение о неспособности младшего школьника самостоятельно идентифицировать систему национальных ценностей в виду отсутствия у него должного социального опыта, несформированной личности и поэтому ему необходимо помочь в самоидентификации. Вот как раз эта самая помощь почему-то на деле сводиться к угнетению самобытности ребёнка, в связи с чем, выстраиваются различные модели воспитательной работы классного руководителя и школы, ключевой целью которых будет не что иное, как процесс насильственного приобщения подрастающего поколения к господствующей в обществе системе национальных ценностей. Безусловно, сам процесс воспитания — это уже и есть в определённой мере прямое или косвенное, но угнетение, каких либо сторон и свойств личности школьника. Другое дело, чтобы этот процесс носил как можно менее травмоопасный эффект на саму сущность формирующейся личности воспитанника, чтобы не были приглушены силы внутреннего движения, развития ребёнка. Но это уже тема для отдельного разговора.

Подводя общий итог всему сказанному можно констатировать, что современная российская школа в сложившихся условиях характеризующихся целым комплексом имеющихся противоречий пока ещё не готова реализовать в полной мере те посылы, которые для неё определила государственная политика в контексте воспитательного компонента ФГОС второго поколения. Но ясным становиться одно, вектор движения задан правильно.

Литература:

1.                 Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Национальная культура — основа национальной идентичности в глобализирующемся мире // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle