Библиографическое описание:

Рябчикова Е. Е. Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 162-164.

Статья посвящена сравнению и сопоставлению современных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможности использования данных подходов на уроке.

Ключевые слова:обучение грамматике на основе текста, обучение грамматике по схеме «задание-обучение-задание», обучение грамматике в контексте ситуации, грамматическая форма и содержание, контекст

Общеизвестно, что знание грамматики необходимо для овладения иностранным языком как средством общения. С грамматикой обучающийся встречается уже с самого начала изучения языка, с первого занятия, поэтому грамматический материал должен быть рационально организован и введён в учебный процесс. Каким образом следует вводить новый грамматический материал? Согласно недавним исследованиям наших зарубежных коллег, существует три основных подхода к обучению грамматике: обучение грамматике на основе текста (text-based approach), обучение грамматике по схеме «задание — обучение — задание» (task-teach-task approach); обучение грамматике в контексте ситуации (context-build approach) [1, c. 112]. Все эти подходы имеют свою структуру, свои особенности, которые в настоящем исследовании мы рассмотрим более внимательно.

Подход № 1 «Обучение грамматике на основе текста» имеет следующую структуру:

1.      Обучающиеся читают (или слушают) текст.

2.      Обучающиеся отвечают на вопросы, касающиеся содержания текста.

3.      Преподаватель даёт задание, которое позволяет обучающимся обнаружить в тексте один — два примера нового грамматического материала, при этом не обязательно объясняя в чём состоит суть грамматического явления. Затем преподаватель записывает этот пример на доске.

4.      Преподаватель проверяет, поняли ли обучающиеся содержание примера с новой грамматической конструкцией, задавая им вопросы на понимание высказывания.

5.      Преподаватель обращает внимание обучающихся на грамматическую форму примера.

6.      Обучающиеся выполняют упражнения, которые преподаватель обязательно контролирует, чтобы выяснить, поняли ли они новую грамматическую форму и её значение.

Подход № 2 «Задание — обучение — задание» состоит из следующих этапов (стадий):

1.      Обучающиеся выполняют задание со свободным ответом, вынуждающее их использовать новый грамматический материал.

2.      Преподаватель слушает обучающихся и помечает ошибки, которые они делают при использовании новой грамматической конструкции.

3.      Преподаватель записывает ошибки, связанные с новым грамматическим явлением, на доске и просит обучающихся исправить их.

4.      Преподаватель задает обучающимся вопросы на понимание смысла высказывания с новой грамматической конструкцией.

5.      Преподаватель обращает внимание обучающихся на правильную грамматическую форму явления.

6.      Преподаватель просит обучающихся либо снова выполнить то же самое задание со свободным ответом, либо похожее на него задание, с целью контроля правильного использования новой грамматической конструкции.

И, наконец, подход № 3 под названием «Обучение грамматике в контексте ситуации» включает в себя следующие этапы:

1.      Преподаватель использует наглядные пособия и подсказки со словами, чтобы создать контекст, в котором будут использоваться примеры с новым грамматическим материалом.

2.      Преподаватель даёт обучающимся пример предложения с новой грамматической конструкцией, записывая его на доске.

3.      Преподаватель задаёт обучающимся вопросы, чтобы убедиться, что они правильно понимают смысл предложения.

4.      Убедившись, что обучающиеся верно понимают смысл высказывания, преподаватель обращает их внимание на грамматическую форму явления, а затем стирает высказывание с доски.

5.      Преподаватель записывает на доске ключевые слова (подсказки), которые связаны с контекстом ситуации. Они помогают отработать и закрепить новую грамматическую конструкцию в речи.

6.      Преподаватель просит обучающихся составить высказывания, используя новый грамматический материал, и записывает их примеры на доску. После этого он еще раз обращает их внимание на те аспекты, которые только что были изучены и отработаны.

Рассмотрев структуру каждого подхода в отдельности, мы можем выделить 2 общих признака которые объединяют их, а именно:

-       контекст, в рамках которого вводится новый грамматический материал, обязательно используется во всех 3 подходах к обучению, несмотря на тот факт, что само слово «контекст» употребляется лишь в названии последнего подхода;

-       прежде чем проверять и исправлять грамматическую форму явления, преподаватель обязан убедиться, что обучающиеся понимают смысл высказывания с новой грамматической конструкцией.

Итак, согласно этим 2 постулатам, а также исходя из самой структуры подходов к обучению грамматике, мы можем перечислить следующие способы создания контекста и проверки понимания обучающимися значения и формы высказывания с новой грамматической конструкцией:

Таблица 1

Название подхода

Как создать контекст

Как обратить внимание на новый грамматический материал

Как проверить понимание смысла и формы высказывания

1. Обучение на основе текста

Использовать текст

Подчеркнуть в тексте примеры с изучаемой конструкцией

Задать упражнения и контролировать их выполнение

2. Задание — обучение — задание

Дать задание со свободным ответом

Исправить на доске ошибки обучающихся

Задать вопросы на понимание смысла высказывания и проанализировать на доске его грамматическую форму

3. Обучение в контексте ситуации

Использовать наглядные пособия

Попросить обучающихся составить собственные примеры

Задать вопросы на понимание смысла высказывания и проанализировать на доске его грамматическую форму

Несмотря на то, что данные подходы имеют общие признаки, конечно же существуют некоторые особенности использования разных подходов на уроке. Перечислим главные из них:

I. Обучение грамматике на основе текста

-        Данный подход часто используется в различных учебных пособиях, поскольку обычно новый грамматический материал легко включить в письменный или устный текст.

-        Однако данный подход требует большего количества времени на уроке, так как обучающиеся сначала должны обсудить текст и выполнить задания, касающиеся содержания текста, и лишь потом сконцентрироваться на грамматике.

II. Задание — обучение — задание

-        Этот подход целесообразно использовать на уровнях владения языком начиная от базового и выше, так как это позволит обучающимся еще раз осознать, что важно использовать грамматику правильно, даже если они умеют свободно высказываться.

-        Также данный подход предполагает, что преподаватели отлично владеют языком и способны быстро реагировать на ситуацию.

III. Обучение грамматике в контексте ситуации

-        Данный подход может потребовать длительного времени на подготовку к уроку, так как преподавателю потребуется найти подходящие наглядные пособия и придумать ситуацию, которая будет соответствовать грамматическому материалу.

-        Этот подход оказывается довольно эффективным для обучающихся, только начинающих изучать иностранный язык, а так же для тех, у кого преимущественно развита зрительная память.

Итак, теперь, проанализировав структуру и некоторые особенности каждого подхода в обучении грамматике, у нас закономерно может возникнуть вопрос: какой из данных способов объяснения грамматического материала считать лучшим? Ответ на этот вопрос не даст ни одна современная методическая работа. Однако основываясь на принципах коммуникативности обучения, преподавателю необходимо не забывать о том, что речь обучающегося должна быть правильной, что он осмысленно должен использовать язык для коммуникации. В связи с этим языковая составляющая речи обучающегося всегда должна оставаться в поле зрения преподавателя. Обучающиеся должны научиться осознанно употреблять каждую языковую форму, а преподаватель — требовать от них знаний грамматической системы [2, c. 172].

Но в любом случае основной целью преподавателя остаётся коммуникативная цель — то есть научить обучающегося общаться на иностранном языке. Именно поэтому каждая изучаемая грамматическая форма должна быть последовательно проведена через этап подготовительных упражнений, к упражнениям речевым, то есть к упражнениям в естественной коммуникации [2, c. 177]. Достигает ли преподаватель поставленной цели становится понятным, когда обучающийся начинает реализовывать полученные знания в речи, в процессе коммуникации, и если он овладевает грамматически правильной речью, без многочисленных ошибок, то мы имеем право говорить о сформированности его знаний, умений и навыков и о формировании вторичной языковой личности.

Литература:

1.         Craig Thaine «Teacher Training Essentials: Workshops for Professional Development», Cambridge University Press, 2011

2.         Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие, — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle