Библиографическое описание:

Савина Т. В. Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 67-68.

В жизни современного общества вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным. Ведь состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа является один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, поэтому работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса является приоритетным направлением развития школы. Одним из эффективных методов работы по формированию здорового образа жизни я вижу в организации исследовательской работе учащихся на уроках и внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандартах второго поколения. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»: писал Л.Толстой. Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны до тех пор, пока будет существовать школа.

Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание, осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Исследовательская работа это своеобразное творчество, а поэтому возможна и эффективна только на добровольной основе. Исследовательская работа может быть организована как на уроках и как внеурочная деятельность, а может быть начата на уроке, а продолжена во внеурочной деятельности и наоборот. Выполнение исследовательской работы возможно одним учеником или группой. В практике своей работы использую как индивидуальную, так и групповую формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

При выборе темы исследования ученик впервые серьезно задумался о проблеме. Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как: целеустремленность; желание и готовность продолжить свое образование; серьезное отношение к своему выбору; трудолюбие и настойчивость; исследовательский стиль мышления; идейность, патриотические устремления и порожденное ими чувство общественного долга; нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности; формирование системы ценностных ориентаций, толерантность.

Предлагаю свой опыт работы по организации исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся. В начале учебного года в кабинете на доску объявлений вывешиваю предполагаемые темы исследований на текущий учебный год, а также ученики сами предлагают темы исследований. На первом заседании научного общества учащихся утверждаются темы исследований и список исследователей. Определяются руководители. Ученики совместно с руководителя разрабатывают план работы над исследовательским проектом.

В последнее время я широко стала использовать так называемый открытый эксперимент. Заключается он в следующем: при проведении экспериментальной части исследования приглашаются все желающие понаблюдать за ходом эксперимента. Такая форма работа стала очень популярна в школе. Впервые применили такую форму работы четыре года назад, работая над исследовательской работой на тему «Влияния табачного дыма на рост и развитие растений». Возникла идея организовать разъяснительную работу среди учащихся о вреде курения самими учащимися с использованием эксперимента. Но эксперимент проводить на людях нельзя, поэтому решили провести эксперимент, показывающий вредное влияние табачного дыма на растениях, а затем и насекомых. Целью исследования было экспериментально доказать отрицательное влияние табачного дыма на рост и развитие живого организма.

Работу продолжаем и в настоящее время. Эксперимент проводится в кабинете химии, наблюдать за ходом работы могут все желающие, которых всегда много. На первом этапе работы в 2010 году изучали влияние табачного дыма на рост и развитие фасоли в открытом грунте, в 2011 году — на рост и развитие фасоли в закрытом грунте, на втором этапе в 2012 году — на рост и развитие комнатных растений, на третьем этапе в 2013 году — влияние табачного дыма на насекомых (мух и тараканов). Окуривание проводили специально сделанным курильным аппаратом, несколько раз, в две повторности. Результаты эксперимента активно обсуждались не только между учениками, но и с родителями, педагогами, многие даже признались, что пересмотрели свое отношение к курению, желание курить исчезло. Или еще один пример. Работая над проблемой «Влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на развитие организмов» подключилась вся школа. Так заходя в класс на уроки биологии предлагалась оставить сотовые телефоны на столах рядом с комнатными цветами с целью изучения влияния сотовых телефонов на рост и развитие растений. Подключилась вся школа. И одновременно была решена проблема использования телефонов во время уроков. И таких исследовательских работ, направленных на формирование здорового образа жизни проводится достаточно много в школе. Приведу тематику некоторых: «Сравнительный анализ качества питьевой и родниковой воды», «», «Где больше витамина С?», «Зачем нужно чистит зубы?»,«Зачем нужно мыть руки перед едой?», «Определение ионов свинца на рост и развитие растений», «Гигиеническая оценка классной комнаты», «Для чего нужна жевательная резинка?» и др. При организации исследовательской деятельности школьников большое внимание обращаю на организацию пропагандистской работы по результатам проведенной работы. Учащиеся проводят беседы с использованием наглядного материала, создают ролики-презентации, выпускают листовки, которые распространяют среди учеников школы и жителей села и города, изготавливают гербарии, выступают на классных и общешкольных родительском собрании, классных часах, на уроках, в детском садике по проблеме исследования.

Литература

1.                  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 27. — С. 13–33.

2.                  Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст]: Сборник статей/ Под редакцией А. С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. — 114 с.

3.                  ФГОС. Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle