Автор: Родионова Наталья Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 06.06.2014

Библиографическое описание:

Родионова Н. В. Особенности обучения студентов учреждений профессионального образования с отклоняющимся от нормы поведением. Разработка модели деятельности мастера производственного обучения (из личного опыта) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 128-131.

Я являюсь мастером производственного обучения по профессии швея в профессиональном училище. Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и продолжительностью и составляет 6 часов. Направленность урока производственного обучения заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных теоретических и технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимых для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по изготовлению швейных изделий.

В результате чего происходит освоение профессиональных компетенций и в целом профессии.

Группа, в которой я преподаю, полностью состоит из девушек в количестве 18 человек и возрастом от 16 до 20 лет, 50 % из которых — дети, оставшиеся без попечения родителей. Одновременно я являюсь куратором этой группы, за которой наблюдаю в течение всего учебного дня, поэтому полностью владею информацией о проблемах и успехах своих подопечных. В группу входят обучающиеся с разными характерами, интересами и разным отношением к обучению:

1)                 4 девушки из приёмных семей;

2)                 5 девушек из детских домов и приютов;

3)                 9 обучающихся из малообеспеченных семей, из них 6 — из неполных семей.

В большей массе обучающиеся пришли в учебное заведение от безвыходности, т. е. причинами поступления являлись следующие факторы:

-       направлены по распределению из детских домов и приютов;

-       заставили службы по делам несовершеннолетних и семьи;

-       из-за низкого дохода семьи нет возможности учиться в учебных заведениях более высокого уровня и вдалеке от дома;

-       очень плохая школьная подготовка;

-       неподготовленность к самостоятельной жизни.

Но есть обучающиеся, которые осознанно выбрали свою будущую профессию, и не смотря на то, что обучение даётся с трудом, с усердием посещают занятия и усваивают предложенные знания, таких, к сожалению, меньшинство.

Факторы, которые перечислены выше, имеют большое влияние на мотивацию к обучению девушек. Те дети, которых привезли из городских детских домов и приютов без их желания (все обучающиеся этой группы хотели бы обучаться в городе) в наше сельское училище, первый месяц вели себя как «затравленные зверьки»: видели в педагогах своих врагов, не соблюдали правила поведения и общежития, некоторые сбегали, проявляли агрессию как к сверстникам, так и педагогическому составу, не ходили на занятия, прячась по углам и закоулкам. Зная такую категорию подростков и работая с ними уже много лет, сотрудники училища стараются создать благоприятную обстановку, больше проводить времени с ними и много беседовать, вовлекать в различные мероприятия, кружки и секции. У большинства обучающихся этой группы существуют пробелы в начальном обучении, т. е. многие не умеют читать, а, следовательно, писать, а также большинство не обладают гигиеническими навыками, т. е. не моются, не стирают одежду, не убирают комнаты. Поэтому, на первом этапе пребывания их в нашем училище, приходится прикладывать большие усилия, чтобы изменить мировоззрение и научить навыкам личной гигиены, а уже потом приступить к обучению. Этот процесс длительный и сложный как для педагогов, так и для детей. Уже по истечении 2–3-х лет обучающиеся начинают понимать, что, оказывается можно жить и по-другому, а к выпуску осознают значимость получения профессии. Также городские привыкают к сельской жизни, начинает нравиться участвовать в жизни училища, а в конце полного обучения не хотят уезжать и расставаться с уже ставшими родными людьми и стенами. По истечении какого-то времени выпускники продолжают общаться со своими педагогами. Многие мои выпускницы писали, что только недавно осознали, что всё, что делали учителя и воспитатели для них, делали только во благо, а они этого не понимали раньше. Эти слова дорогого стоят, значит, наш труд не напрасен!

Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития активности и самостоятельности обучающихся. Но для этого, при организации обучения, труд должен:

1)      интересовать обучающегося;

2)      основываться на применении имеющихся у него знаний, умений и навыков;

3)      быть не только физическим, но и умственным;

4)      давать удовлетворение.

Кроме того, обучающиеся должны видеть результаты своего труда, его общественную значимость. Например, мы изготавливаем изделия из ткани для общежития (шторы в комнаты, постельное бельё), в котором проживают эти и другие дети, для учебного корпуса, производственных мастерских и лабораторий (спецодежду).

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, не допускать чрезмерно нервной перегрузки при освоении учебного материала, поддерживать благоприятный морально- психологический климат в учебной группе и учить защищаться от стрессов, сохранять здоровье. В учебной мастерской обучающиеся последовательно осваивают приемы и способы выполнения ручных, машинных и влажно — тепловых работ по изготовлению одежды. При этом они должны освоить наиболее характерные сочетания приемов, овладеть современными способами выполнения работ и высокопроизводительными методами труда. Производственное обучение осуществляется таким образом, чтобы обеспечить органическую взаимосвязь формирования у обучающихся профессиональных и социально-трудовых умений (работать коллективно, творчески, планировать и контролировать результаты своего труда.)

Мастер производственного обучения (т. е. я) в период выполнения учебных заданий и изготовления промышленной продукции повседневно и систематически руководит самостоятельной деятельностью девушек. Особенно важно не выпускать из поля зрения обучающихся, которые нуждаются в помощи. Необходимо не сразу вмешиваться в работу девчат, а ставить наводящие вопросы, исподволь наталкивая их на осмысливание возникших трудностей. Также важно привлекать обучающихся к анализу ошибок, указывать на их причины, требовать воспроизведения правильных действий. И только окончательно убедившись, что обучающаяся не может собственными силами преодолеть ошибки, мастер снова подробно инструктирует, показывает правильное выполнение каждого элемента действия и приемов работы, дает дополнительные задания. Помогая отстающим, необходимо наблюдать за выполнением задания всей группой.

Особое место в работе имеют беседы, имеющие 2 цели:

-       постановку проблемных вопросов по теме;

-       постановку проблемных житейских вопросов.

Во время выполнения задания на уроке мы с девушками беседуем как на урочные темы, так и на темы из их жизни, привожу примеры, решаем ситуационные задачи. Такой приём снимает напряжение как умственное, так и физическое, прививает интерес к предмету.

Моя задача — направить внимание обучающихся на предмет изучения так, чтобы девушки, увлекшись, легче познавали и запоминали новое; оказывать необходимую помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействие по мере возможности включению их в обычную жизнь общества. Моя педагогическая цель — получение высококлассного специалиста для профессии Швея, посредством обучения на уроках производственного обучения. В 50 % цель достигается, в остальном получаются специалисты не высокого класса.

Опыт работы показал, что из подростков с отклоняющимся от нормы поведением можно подготовить конкурентоспособных специалистов второго и третьего разрядов и для 100 % результата я обозначила для себя программу:

1.     составить рабочую программу с учетом индивидуально-личностных особенностей группы обучающихся;

2.     изучение и использование специальных форм и методов работы с детьми с отклонениями от норм поведения;

3.     тесная взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом;

4.     вовлечение родителей в воспитание и контролирование их детей;

5.     изучение специальной литературы по работе с такими детьми;

6.     обмен опытом и посещение уроков в своём учебном заведении;

7.     обучение на курсах и семинарах.

Так как основная часть обучающихся с отклонениями от нормы поведения, на уроках производственного обучения и вообще в среде обитания обучающихся, учитывая их особенности, я применяю следующие формы, методы и приёмы в работе и обучении:

-          переубеждение;

-          принуждение;

-          переучивание;

-          реконструкции характера;

-          переключение;

-          обходное движение (подразумевает отведение от обучающегося заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу; проявление огорчения);

-          прощение (в определенной ситуации педагог не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный поступок);

-          поручительство (взятие виновного обучающегося на поруки, обещание за него достойно вести себя в дальнейшем);

-          поощрение и наказание;

-          намек (обучающейся даю почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);

-          ласковый упрек (беседа в благожелательном тоне и как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания);

-          мнимое безразличие (включается создание такой педагогической обстановки, когда на проделки обучающейся, как бы никто не обращает внимания);

-          ирония (заключается в показе провинившегося в смешном виде, разумеется без оскорбления его личности);

-          мнимое недоверие (выражение недоверия, сомнения в том, что ученик может преодолеть самостоятельно свои недостатки);

-          правильное распределение нагрузки на уроке;

-          каждый этап действия четко проговаривается, проводится показ;

-          исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей;

-          ролевые игры (решение ситуационных задач в игровой обстановке, приближенной к производственным условиям предприятия);

-          показ тематических слайдов, фильмов, презентаций;

-          изготовление индивидуальных швейных изделий (заключается в том, что такие изделия, как: фартуки, юбки, платья, блузки, сарафаны и т. д. девушки шьют с большим удовольствием и старанием на себя, чувствуя ответственность и контролируя качество);

-          показ моделей (девушки с гордостью демонстрируют свои «шедевры»).

Применяя такие методы уже в течение многих лет, я и мои коллеги замечают положительные моменты в изменении поведения обучающихся с отклонениями от нормы. Приведу пример из моей практики. К нам поступила девушка после девятого класса из нашей местной школы. Девушка выросла в обычной рабочей семье, где были и мама и папа. С малого возраста у Татьяны (так зовут девушку) были отставания в развитии: поздно начала ходить, говорить. В школе её не вызывали к доске, сверстники сторонились, издевались, соответственно и оценки были все удовлетворительные. В училище девушка пришла испуганной, за ручку с мамой, всего стеснялась. Месяц она присматривалась ко всем, стала понимать, что находится в том месте, где не будут над ней смеяться за картавость, неумение связать слова в предложения, она попала в свою среду, где все такие же, как и она. Надо здесь добавить, что Татьяна была очень спокойная, уравновешенная, дисциплинированная, обладала усердием, всегда выполняла домашние задания и поручения. Многое у неё не получалось делать руками, не развита была моторика рук, но за её стремление к получению знаний все педагоги ставили ей только положительные оценки. Девушка поверила в свои возможности, обрела подруг, стала следить за собой, выполняла поручения старосты группы. Она полностью раскрылась. Татьяна закончила училище с положительными оценками и поступила в институт, где сейчас учится уже на третьем курсе, этим она очень удивила школьных учителей. Это не единичный случай в моей практике. К нам приходят очень сложные дети, обиженные на весь мир и не верующие не во что, порой агрессивно настроенные ко всем, но наш коллектив прикладывает большие усилия, чтобы обучающийся раскрылся, поверил в добро и начал жить в социуме, осознавая свои поступки и контролируя их. И у нас получается, а результаты следующие:

-          снятие с учёта в ПДН;

-          привитие навыков гигиены и самообслуживания;

-          получение профессии и квалификации высокого разряда;

-          победы в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах;

-          поступление в ВУЗы;

-          приобретение высокооплачиваемой работы.

На этих результатах я не останавливаюсь, ищу новые формы обучения и воспитания обучающихся с отклоняющимся от нормы поведением, посредством самообразования. Новые победы впереди!

Основные термины (генерируются автоматически): производственного обучения, мастера производственного обучения, нормы поведением, уроках производственного обучения, обучения студентов учреждений, деятельности мастера производственного, Особенности обучения студентов, урока производственного обучения, мастером производственного обучения, Урок производственного обучения, учреждений профессионального образования, формы обучения, студентов учреждений профессионального, Мастер производственного обучения, модели деятельности мастера, Разработка модели, детских домов и приютов, Разработка модели деятельности, урока теоретического обучения, умений и навыков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle