Автор: Прокина Любовь Павловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Библиографическое описание:

Прокина Л. П. Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 119-124.

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматривается применение кейс-технологии при изучении раздела «Фонетика» на примере анализа учебной ситуации: «В чём прав и в чём ошибался М. В. Ломоносов при описании русской фонетики и графики?».

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, профессиональная компетентность, кейс-технология.

В настоящее время одной из важных задач педагогического колледжа является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Профессиональная компетентность — это характеристика личности специалиста, определяющая не только степень освоения знаний, умений и навыков в той или иной области профессиональной деятельности, но и совокупность личностных качеств, отражающих умение эффективно действовать в обществе. В тесной связи с этим понятием выступает профессиональная компетенция, т. е. результат профессионального образования, выражающийся в готовности специалиста к реализации определенных профессиональных функций на основе использования им внутренних и внешних ресурсов [1]. Формирование специалистов нового типа, обладающих способностью к творческой самостоятельной деятельности и имеющих высокую профессиональную квалификацию, отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования [2].

Формирование профессиональной компетентности в педагогическом колледже идет одновременно по двум направлениям: 1) становление и развитие личности студента, 2) подготовка его к профессиональной деятельности. Важными составляющими этого процесса являются: самостоятельная работа студентов и их исследовательская деятельность, организация которых представляет одну из актуальных проблем современного образования.

Для качественного обучения студентов требуется огромный объём времени и средств. А если говорить о подготовке будущих учителей начальных классов, обучающихся по очной и заочной форме, то задача многократно усложняется. Вся причина в том, что отводимых на подготовку специалиста часов катастрофически не хватает. Год от года возрастает объём знаний, которыми должен владеть выпускник педколледжа, однако время для аудиторного обучения студентов строго регламентировано, поэтому особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает и исследовательскую деятельность. Эта форма работы только тогда будет эффективной, когда перед студентом ставятся чётко сформулированные задачи, когда он знает, в каком направлении ему двигаться для их разрешения, когда у него есть возможность скорректировать свою работу под руководством преподавателя, имея на руках соответствующие методические пособия. В связи с этим организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов требует всестороннего и творческого подхода.

Для решения указанной проблемы в педагогическом колледже им. Н. К. Калугина г. Оренбурга в помощь студентам школьного отделения по междисциплинарному курсу «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» разработаны следующие методические пособия: «Анализ языковых единиц в курсе современного русского языка» [3], «Обзорный курс лекций по русскому языку» [4], «Обзорный курс лекций по методике преподавания русского языка» [5], «Программа итоговой государственной аттестации выпускника» [6], «Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму» [7], «Компетентностный подход к подготовке и проведению уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе» [8], «Контрольные работы по русскому языку и методике преподавания» [9], «Тесты по современному русскому языку с методикой преподавания» [10], «Практические работы по русскому языку» [11]. Подробные, чёткие указания в них, правильно подобранные примеры позволяют будущим учителям начальных классов эффективнее организовать свою самостоятельную работу.

Теперь рассмотрим другую насущную проблему — контроль результатов самостоятельной работы. К сожалению, некоторые формы контроля, например, выполнение домашних контрольных работ, не отражают глубину знаний студентов, а проведение полноценного зачёта по каждой теме отнимает много времени на занятиях. Поэтому актуально использование тестирования, которое позволяет проверить группу студентов в течение 15–30 минут. Такой вид контроля экономит время и даёт преподавателю и самому тестируемому первичное представление об уровне сформированности его компетенций.

Приведем пример одного из таких тестов по разделу «Фонетика», предлагаемого для студентов первого курса школьного отделения.

Тест по разделу русского языка «Фонетика»

1.                  С чем можно согласиться?

Органами речи являются:

а) гортань;

б) легкие;

в) голосовые связки;

г) носоглотка;

д) желудок;

е) язык;

ж) сердце.

  1. С чем нельзя согласиться?

Общая фонетика изучает:

а) строение речевого аппарата человека;

б) закономерности изменения звуков в речевом потоке;

в) классификацию звуков;

г) соотношение звуков и фонем;

д) общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги, более крупные единицы;

е) передачу буквами фонемного состава слова;

ж) обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

  1. Истинны или ложны следующие утверждения?

а) гласные звуки: [о], [а], [у], [/\], [ъ], [ь], [j], [ы], [э];

б) согласные звуки: [с], [в], [ш], [р], [ъ], [ь], [j].

  1. Назовите неизвестный член пропорции:

а) [б]: [п]= [в’]: [?];

б) [з]: [д]= [?]: [т];

в) [н]: [д]= [м]: [?].

  1. Укажите, в каком ряду перечислены только шумные согласные?

а) [д], [з], [с], [л], [р];

б) [л], [м], [н], [р], [j];

в) [в], [г], [к], [з], [с].

  1. Укажите, в каком ряду перечислены только сонорные согласные?

а) [j], [х], [г], [с], [ш];

б) [к], [г], [д], [б], [в];

в) [р], [л], [м], [н], [j].

  1. Определите классификационные признаки, различающие согласные в парах по месту образования:

а) [з]– [ж]

д) зубные — средненебные

б) [ц]– [j]

е) зубные — передненёбные

в) [к]– [х’]

ж) губно-губные — передненёбные

г) [м]– [р]

з) задненёбные — средненёбные

  1. Укажите «лишние» согласные в группах:

а) [ж, з, р, г, б];

б) [с, п, ц, к, ф];

в) [м, н, в, л’, н’];

г) [j, ч’, ш’, х’, ж’].

  1. Назовите неизвестный член пропорции:

а) [э]: [и]= [о]: [?];

б) [о]: [э]= [у]: [?].

  1. В каких словах есть только звонкие согласные звуки?

а) время;

б) брошка;

в) грусть;

г) главный.

  1. В каких словах есть только глухие согласные звуки?

а) снег;

б) пустой;

в) торт;

г) пташка.

  1. В каких словах только твердые согласные звуки?

а) закладка;

б) шумный;

в) плач;

г) стройка.

  1. В каких словах только мягкие согласные звуки?

а) мармелад;

б) липкий;

в) переменить;

г) бедняжка.

  1. Выберите звуки, которые есть в слове просьба:

а) [р];

в) [с];

д) [з];

ж) [ь];

и) [ъ];

б) [б];

г) [с’];

е) [з’];

з) [п];

к) [о].

  1. Выберите звуки, которые есть в слове шестьсот:

а) [ш’];

г) [т];

ж) [э];

б) [с];

д) [];

з) [ыэ];

в) [с’];

е) [о];

и) [ш].

  1. Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

а) ружьё;

б) заря;

в) пояснение;

г) лётчик;

д) тюбик;

ж) всерьёз.

  1. Определите, сколько букв и звуков в слове разноцветная?

а) 12 букв, 12 звуков;

б) 11 букв, 11 звуков;

в) 12 букв, 13 звуков;

г) 12 букв, 14 звуков.

  1. Сколько звуков [о] в слове молоко?

а) три;

б) два;

в) один.

  1. Выберите гласные звуки, которые есть в слове озлобленность:

а) [о];

г) [ь];

б) [а];

д) [э];

в) [/\];

е) [ъ].

  1. Укажите «третье лишнее»:

а) [а, о, ъ];

б) [и, иэ, э].

  1. Реализацией каких фонем является звук [иэ] в первом предударном слоге в следующих словах:

а) б [иэ]да,

б) д [иэ]тей,

в) с [иэ]мья,

г) в [иэ]дро,

д) б [иэ]дро,

е) щ [иэ]ка,

ж) м [иэ]сной,

з) т [иэ]желый,

и) п [иэ]так.

  1. Определите, как произносятся звуки на месте выделенных букв:

а) тянуть лямку,

б) держать на привязи,

в) иван-да-марья,

г) из пальца высосать

1) [];

2) [иэ];

3) [ъ];

4) [ь].

Следует помнить, что в процессе подготовки будущих учителей начальных классов главным является не усвоение готовых знаний, а развитие способностей к методам познания, дающим возможность самостоятельно добывать информацию и умело её использовать. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение студентов к научно — исследовательской работе, например, на основе использования кейс-технологии (case-study) [12, 13]. Непосредственная ее цель — совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [14]. Таким образом, эта технология достаточно эффективна для организации самостоятельной работы студентов и ее контроля.

Рассмотрим пример использования кейс-технологии при изучении раздела «Фонетика» на первом курсе школьного отделения.

Раздел: «Фонетика»

Особенности русской звуковой системы в трудах М. В. Ломоносова

Цель кейс — технологии:

развитие исследовательского, аналитического, творческого, критического мышления студентов, умения применять полученные знания в практических ситуациях.

Обучающая функция:

обучение навыкам научного исследования.

Общая характеристика кейса

Вид кейса

Название доминирующей функции

Характеристика функции кейса

Научно-исследовательский

Исследование

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

Планируемые результаты:

Процесс освоения темы направлен на формирование у студентов профессиональной компетентности, которая подразумевает владение будущих учителей начальных классов следующими предметными компетенциями по русскому языку:

1.         Лингвистической компетенции, т. е. выявление особенностей русской звуковой системы в трудах М. В. Ломоносова.

2.         Языковой компетенции, т. е. умение проводить фонетико-фонологический и графический анализ текста.

3.         Коммуникативной компетенции, т. е. умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество в коллективе, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

4.         Познавательных универсальных учебных действий, т. е. умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Ход работы

Студенты делятся на микрогруппы, каждой из которых предлагается во внеурочное время на основе изучения наставлений (разделов) «Российской грамматики» (1755 г.) [15] М. В. Ломоносова проанализировать ситуацию: что верно и что ошибочно во взглядах М. В. Ломоносова на русскую фонетику и графику, и заполнить предлагаемый лист исследования.

Лист исследования описания русской фонетики и графики в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова

Что верно

Что ошибочно

1. Произносительная норма

1. Произносительная норма

2. Фонетические сведения

2. Фонетические сведения

2.1. Характеристика гласных звуков

2.1. Характеристика гласных звуков

2.2. Характеристика согласных звуков

2.2. Характеристика согласных звуков

2.3. Чередования согласных звуков

2.3. Чередования согласных звуков

2.4. Слогоделение

2.4. Слогоделение

3. Русская письменность

3. Русская письменность

Все микрогруппы готовят заключительные презентации своей аналитической, исследовательской работы, с помощью которых на следующем занятии защищают ее результаты. Приведем пример заполнения листа исследования, представленный одной микрогруппой студентов:

Что верно

Что ошибочно

1. Произносительная норма

1. Произносительная норма

1) «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается, а особливо выговор буквы о без ударения как а много приятнее» — Ломоносов угадывает, что выбор образцового произношения обусловлен не только лингвистически. Но при этом он считает невозможным следовать ему на письме: «Но ежели положить, чтобы по сему выговору всем писать и печатать, то должно большую часть России говорить и читать снова переучить насильно».

2) Ломоносов отмечает простонародное смягчение согласных в середине слова: «твердитъ пишем, а выговариваем тверьдит».

3) Рассматривает качества голоса: «выходка» (изменение высоты), «напряжение» (т. е. сила), «протяжение», а также индивидуальные особенности (голос «сиповатый, звонкий, тупой»), т. е. то, что теперь называется индивидуальным тембром голоса. Ломоносов первый в русской лингвистической традиции обращает внимание на некоторые акустические качества речи.

1) Вопросам произносительной нормы Ломоносов уделяет мало внимания.

Развернутых рекомендаций, касающихся произношения, у него нет, очевидно, потому, что и сама произносительная норма только складывалась.

2. Фонетические сведения

2. Фонетические сведения

1) «Неразделимая часть слова называется та, в которой в неразделимое по чувствам время ни напряжением, ниже повышением ничего отменного произвести невозможно». Таким образом, Ломоносов выделяет звук как часть слова, которая воспринимается как единое неделимое целое, имеющее определенное постоянное качество.

2) На письме «неделимые части слова изображаются по их разности различными начертаниями, которые называются… буквы». Итак, Ломоносов различает звук речи и букву.

3) Разные звуки происходят «от разности органов [речи], от разного их положения и движения».

1) Органы речи только перечислены: «губы, зубы, язык, небо и гортань с положенными близ ея частями, то есть с язычком и со скважинами в ноздри». Не указан такой важный орган речи, как голосовые связки.

2) При анализе звучания слов и их деления на звуковые единицы Ломоносов мыслил прежде всего в терминах букв, как и его предшественники. Например, при чтении буквы е в словах: «как чистое е» в иностранных словах (ескадра), «как протаенное, двугласное» (един), «как тонкое о» (бревна).

3) Недостаточно четкое различение звуковых единиц (в современных терминах — фонем) и неточное понимание их соотношения с буквами.

2.1. Характеристика гласных звуков

2.1. Характеристика гласных звуков

1) Гласные образуются, когда голос слышен «весьма долгое время», т. е. гласные можно продлить.

2) Разные гласные звуки отражают «разные положения всего рта, а особливо расширение, стиснение, округление и протяжение».

3) Буквы е, ю, я названы традиционно «потаенными двоегласными», состоящими из й и гласной, которые произносятся при отсутствии предшествующего согласного.

1) Конкретные артикуляторные различия между гласными Ломоносов представлял неверно. Он делит гласные на «тонкие и острые», при которых воздух ударяет «больше в передние части рта… к губам», и «дебелые или тупые», при которых воздух ударяет во внутренние части рта, к гортани.

2) Относит разницу в парах слогов типа та-тя, то-тiо, ту-тю за счет гласных, а не согласных.

2.2. Характеристика согласных звуков

2.2. Характеристика согласных звуков

1) Согласные классифицируются Ломоносовым по органам речи, участвующим в их образовании. Он представляет деление согласных на три группы: твердые, мягкие и плавные (в, л, м, н, р). «Твердые от мягких произношением распознаются», плавные так названы потому, что «после твердых плавнее произносятся, нежели другие: тварь, плыву, затмение, книга, смотрю».

2) Ломоносов первым предлагает классификацию согласных по способу образования, по месту образования, по звонкости-глухости.

1) В русском языке функциональное отличие традиционно выделяемых л, м, н, р состоит в их «непарности» по голосу и в их неучастии в чередовании глухих-звонких, в — занимает особое положение. Ломоносов ошибся, описывая это чередование, отсюда и неверная мотивировка выделения плавных.

2) Ломоносов не отличает взрывных согласных от аффрикатов и дрожащих.

3) В классификации согласных, данной Ломоносовым, не совпадает с принятым в наше время разделение язычных и губных, поднебных и гортанных.

4) Звук [и] Ломоносов ошибочно отнес к гласным.

2.3. Чередования согласных звуков

2.3. Чередования согласных звуков

1) В случае исторических чередований, которые сопряжены с изменениями в написании, говорится об изменяемых буквах: г, ж, к, х, ц, ч, ш (вижу — видишь, рука — ручной, конец — кончаюсь).

1) Чередование согласных звуков Ломоносов описывает как изменение букв. В случае живых чередований глухих и звонких указан другой выговор буквы: «мягкие буквы и плавные, когда стоят перед твердыми или на конце речения… выговариваются твердо; т. е. б как п, в как ф …, например, обсыпка, дуб, справка, здоров, ногти», «твердые мягкими умягчаются: от горы, к добру».

2.4. Слогоделение

2.4. Слогоделение

1) Один гласный имеет силу слога. Слогами названы сочетания гласного с одним или несколькими согласными.

2) Ломоносов отдает предпочтение слогоделению по морфемным швам.

1) Сочетание гласного с [j] й Ломоносов оценивал как сочетание двух гласных и называл «двоегласными» (ай, ой и т. д.).

3. Русская письменность

3. Русская письменность

1) Ломоносов понимал, что ъ не является необходимым, и высказался достаточно резко: «ъ немой место занял, подобно пятое колесо». В то же время он защищал ъ, потому что устранение ъ затруднит чтение и будет противоречить природному малороссийскому наречию, а кроме того помешает различать сходные слова: (лечу от летъть и лъчу от лъчить). Таким образом, Ломоносов в сущности говорил о дифференцирующем принципе орфографии.

2)«В правописании наблюдать надлежит 1) чтобы оно служило к удобному чтению каждому знающему российской грамоте, 2) чтобы оно не отходило далече от главных российских диалектов, которые суть три: московский, северный, малороссийский, 3) чтобы не удалялось много от чистого выговору, 4) чтобы не закрылись совсем следы произвождения и сложения речений». Таким образом, Ломоносов считал необходимым использовать словопроизводственный принцип орфографии, а фонетические описания принимал в той мере, в какой они не затрудняют восприятие написанного носителями разных диалектов.

1) Ломоносов приводит алфавит из 30 букв почти совпадающий с современным. Это число букв он считал достаточным. В его алфавите нет букв э и й, поскольку он полагал, что здесь указана только краткость звука. Также отсутствует буква щ, но есть ъ.

2)Знаки ъ и ь названы буквами, хотя и безгласными, но ясно различимыми в окончании.

В ходе просмотра презентаций и обмена мнениями студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. Такой приём помогает расширению индивидуального опыта исследования и решения проблемы каждым учащимся.

Самостоятельная работа показывает студенту возможность преодоления затруднений с помощью проявления познавательной активности. Функция выпускника, будущего учителя начальных классов, кардинально меняется: он становится не транслятором, а навигатором — консультантом в потоке информации, умело осуществляет поиск, анализ, оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, личностного развития, использует информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, занимается самообразованием.

Литература:

1.        Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогические технологии. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». М., 2010. 49 с. [Электронный ресурс] www.twirpx.com/files/plans/fgos/?show=recent.

3.        Кочеткова Т. И., Прокина Л. П. Анализ языковых единиц в курсе современного русского языка: Методические рекомендации для студентов филологического и школьного отделений педколледжа. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. 24 с.

4.        Прокина Л. П. Обзорный курс лекций по русскому языку: Пособие для подготовки студентов-выпускников школьного отделения к государственному экзамену. Оренбург: Издательство ОПК № 2, 2008. 57 с.

5.        Прокина Л. П. Обзорный курс лекций по методике преподавания русского языка в начальной школе. Пособие для подготовки студентов-выпускников школьного отделения педколледжа к государственному экзамену. Оренбург: Изд-во ГОУ СПО Педагогического колледжа им. Н. К. Калугина г. Оренбурга, 2010. 81 с.

6.        Прокина Л. П. Программа итоговой государственной аттестации выпускника поспециальности 050146 «Преподавание в начальных классах» (по русскому языку с методикой преподавания). Оренбург: Изд-во ГОУ СПО Педагогического колледжа им. Н. К. Калугина г. Оренбурга, 2012. 32 с.

7.        Прокина Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму:Методические рекомендации. Оренбург: Изд-во ОПК № 2, 2005. 46 с.

8.             Прокина Л. П. Компетентностный подход к подготовке и проведению уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе. В помощь студентам-практикантам школьного отделения педколледжа. Оренбург: Издательство ОПК, 2009. 33 с.

9.             Прокина Л. П. Контрольные работы по русскому языку и методике преподавания. Для студентов 1–5 курсов, обучающихся по специальности: 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). Оренбург: Изд-во ГОУ СПО ОПК№ 2, 2006. 34 с.

10.         Прокина Л. П. Тесты по современному русскому языку с методикой преподавания. Оренбург: Издательство ОПК, 2007.32с.

11.         Прокина Л. П. Практические работы по русскому языку. Учебно-методическое пособие для студентов 1–5 курсов, обучающихся по специальности: 050709 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). Оренбург: Изд-во ГОУ СПО ОПК№ 2, 2009. 45 с.

12.         Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. Чита, 2011. № 5. Т.2. С. 155–157.

13.         Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. М., 2010. N 4. С. 22–23.

14.         Долгоруков А. М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21–44.

15.         Ломоносов М. В. Российская грамматика // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. М.; Л., 1950–1983. Т. 7 [Электронный ресурс] feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/lo7–3892.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle