Библиографическое описание:

Головня Т. А., Рыбасова О. В. Активизации познавательной и воспитательной деятельности, посредством самостоятельной работы студентов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 109-110.

Ключевые слова:ключевая компетенция есть интегральное личностное качество человека, высокая профессиональная квалификация, систематизация, закрепление, формирование умений и навыков, познавательных способностей, самостоятельности и самоорганизации, профессиональная самостоятельность, конкурентоспособные рабочие

Рыночные отношения сегодня заинтересованы в высококвалифицированных конкурентно-способных специалистах и рабочих различных профилей. По определению А. Н. Лейбовича и Е. А. Рыковой, ключевая компетенция есть интегральное личностное качество человека, целостная система универсальных знаний, умений, навыков, ответственности, исполнительности, способности к коммуникации, а также опыта самостоятельной работы, обеспечивающих готовность индивида к осуществлению того или иного вида профессиональной деятельности. [4, 19] Каждому обучающемуся в процессе учебы необходимо овладеть умениями организации самостоятельной работы. Она способствует развитию личности, становлению характера, определению психологических пределов и достижению высокой профессиональной квалификации.

Самостоятельная учебная деятельность — нужная и плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. В процессе учебного поиска, исследования, анализа, осуществляемого самостоятельно, растет интеллектуальный потенциал человека, повышается креативность его мышления, укрепляется воля, совершенствуется профессиональное мастерство, формируются нравственные ценности. Об этом говорили ученые, философы, мыслители и педагоги Древней Греции, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, Нового времени и наши современники. [1, 236]

Самостоятельная работа студентов выполняется с целью:

1.     систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков;

2.     углубления и расширения теоретических знаний;

3.     формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

4.     развития познавательных способностей студентов, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации;

5.     формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

6.     активизации учебно-познавательной деятельности будущих квалифицированных рабочих.

Самостоятельную работу со студентами мы проводим в виде аудиторной и внеаудиторной работы. Аудиторная самостоятельная работа по спец.дисциплинам выполняется на учебных занятиях под непосредственным контролем, либо в лаборатории колледжа, где проходят занятия производственного обучения. Внеаудиторная самостоятельная работа — в пищевой лаборатории колледжа, либо в компьютерном классе колледжа.

После выполнения самостоятельной работы, проводим контроль полученных результатов, предлагая студентам:

-        подготовить выступление на итоговом теоретическом занятии по определенной теме;

-        выполнить тестовые задания;

-        участие в конкурсе профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер»;

-        подготовить выступление по рефератам;

-        подготовить выступление с презентациями по определенной теме;

-        выполнить опорные конспекты лекций, схем и чертежей в электронном виде; на бумажных носителях.

-        сдачу зачета по темам пройденного МДК, УД;

-        отчеты по разделам, темам учебной практики.

Заранее разрабатываем критерии оценки самостоятельной работы студентов:

-        уровень освоения студентами учебного материала программы МДК, УД, профессионального модуля;

-        умение применять полученные теоретические знания при выполнении практических работ;

-        умение выполнять все виды практических работ;

-        умение готовить блюдо с использованием технологических карт;

-        обоснованность и четкость изложения ответов при защите отчетов по выполненным практическим работам.

Хочется заметить, что нельзя выделить отдельно какие-то задания для самостоятельной работы с целью получения качественного результата. Считаем, что использование всех видов заданий в комплексе дает полноценный и ощутимый результат.

В процессе обучения студентов при выполнении работ комплексного характера (первое, второе, третье блюда), особенно сложных блюд, отрабатывается, развивается такое важное качество будущих квалифицированных рабочих, как профессиональная самостоятельность.

Профессиональная самостоятельность студентов выражается:

-        в привычке и умении самостоятельно разобраться в требованиях, предъявляемых к работе;

-        в умении спланировать трудовой процесс, самостоятельно пользоваться сборниками рецептур;

-        в стремлении и умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы затруднения, предупреждать и устранять возможные дефекты, ошибки в работе, в умении контролировать ход и результаты своего труда. [2, 34]

Считаем, что обучать самостоятельности — нужно при помощи создания различных ситуативных производственных задач, проблем, ситуаций, в которых сами студенты должны проявить самостоятельность, а наша задача: помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Пока студенты готовят самостоятельно блюдо по технологическим картам, мы наблюдаем, контролируем и корректируем внешние проявления их деятельности, стимулируя активную «внутреннюю самостоятельность» в применении приемов и способов этой деятельности.

Часто применяем прием «аналогии», то есть напоминаем подобный случай из их практического опыта, как студенты сразу же находят выход из создавшейся ситуации. Практикуем часто, так: ставим студентов в такие условия, чтобы они сами анализировали свои ошибки, например при разработке технологических схем, самостоятельном приготовлении, какого-либо блюда, самостоятельно находили то звено, где была допущена ошибка, осознали ее сущность и причины, сами предложили пути исправления, сделали корректировку, выводы на дальнейшее. Ведь осознанная ошибка возбуждает мыслительную активность, что стимулирует студентов к преодолению в будущем производственных трудностей, способствует развитию самостоятельности. [2, 35]

Для успешного выполнения самостоятельной работы необходимы условия:

-        четкая постановка познавательных задач;

-        алгоритм в выполнении поставленной задачи;

-        определение метода для выполнения определенной работы и способа ее выполнения;

-        четкость определения форм отчетности, объема работы, обозначения сроков ее выполнения;

-        проведение консультаций;

-        разработка критериев оценки;

-        определение формы контроля, так как контроль самостоятельной работы студентов должен быть для преподавателя не самоцелью, а прежде всего мотивирующим фактором образовательной деятельности студентов.

Воспитание самостоятельности у студентов проходит через формирование творческого мышления, умения строить умозаключения, выделять главное, определять последовательность действий, обрабатывать и систематизировать полученные данные, четко и ясно излагать свои мысли. [3, 114].

Таким образом, самостоятельная работа студентов, как средство активизации познавательной и воспитательной деятельности призвана помочь преподавателю создать для студентов ситуацию незапрограммированного опосредованного закрепления теоретических знаний, их переноса в новые, подчас непредсказуемые условия, что особенно важно в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

1.      Волкова Л. Н. Самостоятельная работа студентов как средство активизации их познавательной деятельности. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2/2012.

2.      Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М., ФОРУМ — ИНФРА — М., 2007.

3.      Соловьева Н. Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М., 2003.

4.      Траектория успеха. Сборник статей под редакцией В. М. Демина. М., «Университетская книга», 2005.

5.      В. И. Орлов, И. Г. Столяр. Методика преподавания товароведения продовольственных товаров, издательство «Экономика», М.,2006.

6.      Современный словарь по педагогике от А до Я, автор-составитель Рапацевич Е. С.- Мн.: «Современное слово»,2001

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle