Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чеботарева, М. А. Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме / М. А. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5724/ (дата обращения: 25.04.2024).

Вопрос о социальном положении в обществе школьников с интеллектуальной недостаточностью актуален во всех странах, где существует определенное количество таких людей, и тенденции к снижению его не наблюдается.

Социальная адаптация - приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни. [2, c.78]

Прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большей степени зависит от системы воспитания и обучения, а также от степени умственной отсталости. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. [6, c.51] В современной классификации выделяют следующие степени умственной отсталости: тяжелая, средняя, легкая. [9, c.4]

Особенности психики умственно отсталых исследовали достаточно полно Л. В. Занкова, В. Г. Петрова, И. Н. Соловьев, С. Я. Рубинштейн и др. На основании этих исследований они сделали вывод: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. [5, c. 32]

Исследования последних лет еще раз подтвердили, что лиц с нарушением интеллекта чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющих у них знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в самостоятельной жизни, анализ ситуации, выбор решения сложных жизненных задач — все это почти непреодолимые трудности. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения и умения действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность

Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует. [3, c.4]

Цель коррекционно — воспитательной работы с умственно — отсталыми детьми — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно — необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять определенную работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. [4, c.17]

С учетом сниженных познавательных возможностей детей к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях. Трудовая, бытовая и психологическая адаптация выпускников далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснована неудовлетворённость заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной и культурной жизни. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых знаний и практических навыков.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений, вопросов быта. В практической деятельности, человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность. Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. А развитие, как известно, начинается в детском возрасте.

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.

У детей с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». [1,с. 36]

Классик олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации. Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно-следственных связей. [7, с. 28]

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но этого оказывается недостаточно. Предполагается, что практические навыки обучающиеся смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники коррекционных школ зачастую оказываются беспомощны в самостоятельной жизни.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать такие знания, умения, навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей действительности экономические факты, применять арифметические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

В меняющихся условиях жизни детям с нарушением интеллекта очень трудно адаптироваться.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эти знания можно получить при решении задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям: раскрытие сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых и общественных отношений; овладение элементарными экономическими понятиями; адаптация в быту; включение в производственную деятельность, планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, умение высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта и др. Эти знания школьники должны получать не только на уроках СБО, труда и общеобразовательных предметах, но и на факультативных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях, применяя элементы практических задач с экономической и этической направленностью.

Это должно помочь учащимся применять знания, умения и навыки на практике, познакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок; разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся. Решение экономических задач с элементами математики, будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Обучение обеспечивает возможность учащимся овладеть элементарными понятиями, знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях. Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. [8, с. 76]

Все это дает большой воспитательный потенциал, такой, как правила и нормы экономического и этического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения, применять элементарные знания, уметь анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.

Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».

Уровень социальной адаптации личности зависит, прежде всего, от особенностей самой личности, её адекватного поведения и действий в соответствии с интересами и потребностями. Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни.

Литература:

1.                  ВыгодскийЛ. С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1999. — 129 c.

2.                  Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особым образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008. — 192с.

3.                  Граборов А. Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей).Л.,1923 68с

4.                  Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: 1981.-176 с.

5.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 2. — М., 1989. — 256 с.

6.                  Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986.

7.                  Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей — СПб.: 1903. — 35 с.

8.                  Стариченко Т. Н. Экономический практикум в выпускном классе вспомогательной школы: Пособие для учителей. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. — 384с.

9.                  Шилова Т. А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004.- 14 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, ребенок, знание, интеллектуальная недостаточность, нарушение интеллекта, задача, самостоятельная жизнь, умение, коррекционная школа, недостаточный ребенок.

Похожие статьи

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Особенно остро проблемы нарушений поведения стоят в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития.

Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2011. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ.

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта...

Программные задачи по социальному развитию детей снарушением интеллекта. Задачи по работе сдетьми сдостаточным уровнем.

ребенок, отклоняющееся поведение, дошкольный возраст, интеллектуальная недостаточность, нарушение, нарушение поведения, категория...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, воспитание детей, навык самообслуживания, рука, множественное нарушение развития, категория детей, положительное отношение, навык, глубокая интеллектуальная недостаточность... Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Первостепенной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, правил поведения, принятых в обществе.

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с

Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

нарушения влечений. Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые. Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью внешне сходны и...

Формирование элементарных математических представлений...

Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта — формирование элементарных

Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации.

Организация внеурочной деятельности детей...

Приоритетной задачей в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация.

Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс.

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта... Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья стало проблемой не только специального образования...

Похожие статьи

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Особенно остро проблемы нарушений поведения стоят в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития.

Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2011. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ.

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта...

Программные задачи по социальному развитию детей снарушением интеллекта. Задачи по работе сдетьми сдостаточным уровнем.

ребенок, отклоняющееся поведение, дошкольный возраст, интеллектуальная недостаточность, нарушение, нарушение поведения, категория...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, воспитание детей, навык самообслуживания, рука, множественное нарушение развития, категория детей, положительное отношение, навык, глубокая интеллектуальная недостаточность... Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Первостепенной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, правил поведения, принятых в обществе.

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с

Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

нарушения влечений. Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые. Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью внешне сходны и...

Формирование элементарных математических представлений...

Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта — формирование элементарных

Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации.

Организация внеурочной деятельности детей...

Приоритетной задачей в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация.

Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс.

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта... Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья стало проблемой не только специального образования...