Библиографическое описание:

Мальгин В. Е., Мокроусов С. В. Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 79-81.

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды школы и внешкольных учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс.

Современная школа и внешкольные учреждения, как правило, разнятся не только по формам организации деятельности воспитуемого, но и по характеру взаимоотношений последнего со взрослыми, а так же и по вариантам достижения определенного состояния успеха в сфере организации своего досуга. Противоречий, как правило, не возникает, так как общая цель воспитания обеспечивает достижение главного принципа жизнеспособности открытых воспитательных систем.

Признаком, разграничивающим учреждения как две системы, является наличие в воспитательной системе учреждения внешкольного воспитания и обучения иных, нежели в учебных заведениях, законов, определяющих ее функционирование: ориентация на интерес и потребности ребенка, добровольность участия, свобода выбора деятельности, защита автономии личности, сотворчество и сотрудничество взрослых и детей [2, с.15].

При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии [3, с.7].

Особенностью дополнительного образования закрытого административно-территориального образования, является:

-          использование ребенком свободного от уроков времени для развития своих потенциальных возможностей в сферах присущих данной местности;

-          выбор направлений деятельности, образовательной программы;

-          творческий характер процесса освоения дополнительных образовательных программ;

-          особые взаимоотношения воспитанника и педагога (в условиях малого города отношения можно назвать «соседскими»);

-          возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.

Анализируя особенности дополнительного образования в общеобразовательной школе закрытого административно-территориального образования, можно определить его функции.

-          — образовательная — освоение ребенком дополнительных образовательных программам;

-          воспитательная — увеличение количества культурных предпосылок общеобразовательного учреждения, создание и управление культурной средой;

-          креативная — выделение системы для реализации индивидуальных творческих и образовательных траекторий;

-          рекреационная — управление содержательным досугом для восстановления психо-физических сил участников образовательного процесса;

-          профориентационная — формирование и повышение интереса к различным видам человеческой деятельности, самоопределение ребенка.

-          интеграционная — создание единого образовательного пространства закрытого административно-территориального образования;

-          социализирующая — получение социального опыта, освоение им навыков и качеств необходимых для жизни;

-          самореализующая — самоопределение учащегося, получение опыта в проживании им ситуаций успеха.

Введение новых дополнительных образовательных программ в общеобразовательной школе малого города положительно влияет увеличение интереса учащихся к гуманитарным предметам, кроме того, создает условия для допрофессиональной подготовки в художественно-прикладной деятельности.

Учреждение дополнительного образования закрытого административно-территориального образования выполняет следующие функции:

-          определяет социальный спрос (желания социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

-          выделяет родительский спрос (знания о том, что нужно или что недостает их ребенку: занятость, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным программам),

-          формирует детский спрос (личностное развитие, общение, досуг и времяпрепровождение);

-          стимулирует экономический спрос (заработок для взрослых и предпрофессиональная подготовка — для воспитанников);

-          развивает (формирует образовательную среду, создает условия для физического и психического развития);

-          компенсирует психологические неудачи в семье и школе и создает условия для релаксации и отдыха от семьи и школы;

-          образовывает по дополнительным программам;

-          профессионально самоопределяет;

-          социализирует (создает условия для общения со сверстниками, самоутверждения, самоопределения, возможности попробовать себя в разных видах человеческой деятельности, обогащает общественным опытом.

Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:

-          Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

-          В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

-          В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО — со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

-          В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся [6, с.71].

Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее. Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний. Надо сказать, что такая взаимосвязь необходима на всех этапах воспитания всесторонне развитой личности, осуществляемой по принципу «вертикальной преемственности» на всем пути непрерывного образования.

Период внешкольного воспитания и учебы в школе правомерно рассматривать как стартовую площадку будущего профессионального самосовершенствования, от которой зависит весь личностный и творческий потенциал развивающегося индивида, его квалификационный статус. Этот этап можно назвать наиболее оптимальным в определении жизненных планов и перспектив.

Таким образом, превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексию (осознания) его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросам: кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО), зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом), чему учить (содержание дополнительного образования); кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога) [3, с.7].

Первостепенная задача педагогов учреждения дополнительного образования — создание новых механизмов, каркаса нового качества знания, передового содержания, современной интерпритации накопленного историей опыта и практики. Красной нитью должно проходить понимание того, что ребенок, посещает не в кружок, а приходит в образовательное учреждение, ответственность которого состоит в его развитии, социализации и росте.

Тандем общеобразовательной школы и внешкольного учреждения, в частности, учреждения дополнительного образования детей основан на взаимной заинтересованности педагогов в достижении поставленных целей; основы практической деятельности, полученные ребенком в учреждении дополнительного образования, стимулируют и возбуждают его познавательную активность, которая невозможна без теоретических знаний, обучение в общеобразовательной школе состоит из такой деятельности, а в процессе освоения учебных предметов ученик получает подтверждение в истинности и достоверности теоретических знаний.

Подводя итог, можно сказать, что определенный уровень дополнительного образования в общеобразовательной школе закрытого административно-территориального образования способен предварить в жизнь основные задачи, гуманизации всей ее деятельности:

-          нивелировать начальные возможности и условия для обучения и всестороннего развития личности ребенка;

-          создавать необходимые условия для определения его индивидуальной образовательной траектории;

-          предоставить возможность каждому учащемуся побывать в “ситуации успеха”;

-          обеспечивать самореализацию личностей участников образовательного процесса.

Литература:

1.         Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2001.-315с.

2.         Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. С.50.

3.         Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.

4.         Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. Ш. Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№ 3.-С.16–22.

5.         Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 1992. — № 3–4.

6.         Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. — 2000. — № 3.

7.         http://www.raduzhnyi-city.ru/ Официальный сайт ЗАТО г. Радужный Владимирской области

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle