Библиографическое описание:

Бурцева Т. В. Социализация ребенка в условиях образовательного процесса [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 24-28.

Новый этап развития образования, ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность — такова суть организации педагогического процесса.

Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

При осуществлении выбора путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, мы пришли к выводу, что необходимо учесть запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов. Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является организация или совершенствование условий, позволяющих решать качественно образовательные и социальные задачи, обеспечить возможность совместного пребывания ребенка и родителей в организуемом педагогами образовательном процессе, поиск новых формы организации образовательного взаимодействия, в рамках которых возможно осуществлять задачи воспитания и обучения ребенка и его законных представителей — родителей.

Такой образовательный процесс должен проектироваться на основе индивидуализации образовательного процесса, учет интересов, возможностей и социальной ситуации развития воспитанника.

Качественное образование это прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве. Идея саморазвития, способствует развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, а социализация ребенка с опорой на семью путем повышения ее педагогической компетентности и качества взаимодействия «педагоги — дети — родители» это одна из главных задач при организации педагогического процесса.

Современный взгляд на сущность процессов воспитания и развития, нашедший отражение в ФГОС ДО, выдвигает организацию отношений мира взрослых и детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования. Многочисленные исследования в области социальной и детской психологии: А. Д. Кошелева, А. Г. Асмолов, Ф. Дальто,, В. В. Лебединский, В. Оклендер, М. В. Осорина, В. И. Слободчиков, К. Роджерс, Э. Эриксон и др., обнаруживают прямую зависимость между характером взаимодействия субъектов педагогического процесса и эффективностью решения взрослыми задач содействия развитию ребенка, его воспитания и обучения.

Признание главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса обуславливают необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе инновационных образовательных подходов — игры, социальных практик, технологий индивидуальной поддержки. Бесспорно родители лучше других знаю и любят своего ребенка, но иногда они не имея опыта воспитания детей могут нанести вред своему ребенку. У молодых родителей нет достаточного глубокого представления о жизни ребенку в детском саду, о созданных там условиях воспитания и развития, поэтому нужно начинать сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольное учреждение. Ведь совместная подготовка ребенка к посещению детского сада — залог успешной адаптации. Возраст ребенка с 1,5 лет до 2 характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны и адаптация к дошкольному учреждению проходит болезненно. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Организация психолого-педагогического сопровождения процесса развития детей раннего возраста в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения и подготовка ребенка к последующему поступлению в дошкольное образовательное учреждение стало основой для разработки программы.

Непременным условием успешного развития и адаптации детей является правильный режим. С общепринятых позиций правильный режим дня — это физиологическое обоснованное рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха. При организации режима пребывания детей учитываются физиологические потребности и физические возможности детей раннего возраста, особое внимание уделяется: соблюдению баланса между разными видами активности детей (умственной, физической), виды активности целесообразно чередуются (в гибкий режим пребывания ребенка в адаптационной группе, могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, возрастного состава группы, состояния здоровья).

Модель образовательного процесса группы кратковременного пребывания

формы образовательной деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая при взаимодействии педагог- ребенок -родитель

Психолого-педагогическое консультирование

Самостоятельная деятельность родителей

формы организации детей и родителей

индивидуальная

подгрупповая

групповая

индивидуальная

индивидуальная

виды деятельности

Игровая, познавательная, музыкальная, коммуникативная, развитие движений

— игровые упражнения

— игры-занятия

— совместные действия

— наблюдение

— слушание

— элементарное музицирование-подражание

— чтение

— семинар-практикум

— тематические консультации и рекомендации

— видео-просмотры

— презентации

— использование предметов информационного банка

— самостоятельное изучение предлагаемой литературы

— использование предметов игротеки при взаимодействии с ребенком

результаты освоения Программы

— адаптация и социализация ребенка более успешна

— формирование интегративных качеств воспитанников по всем направлениям развития

— совершенствование психолого-педагогической компетентности родителей

Тематический план работы группы кратковременного пребывания

Месяц

Тема

содержание работы

октябрь

Праздник знакомства

Целевая прогулка по детскому саду.

Упражнение «Здравствуй»

Игра-инсценировка «Маленькие ножки шагали по дорожке»

Птички-невелички

Рассматривание иллюстраций и игрушек (разные птички, птички- свистульки; звукоподражание)

Слушание песенки «Прилетели птички к нам»

Пальчиковая игра «Села птичка на окошко»

Дидактическая игра «Соберем зернышки для птичек»

Подвижная игра «Птички»

Серенькая кошечка

Рассматривание иллюстраций (кошка — котята); звукоподражание

Рассказывание потешки «Как у нашего кота…»

Слушание песенки «Серенькая кошечка»

Подвижная игра «Непослушный котенок»

Собачка Жучка

Рассматривание игрушки собачки; звукоподражание

Дидактическая игра «Найди маму»

Подвижная игра «Лохматый пес»

Лепка «Сосиски для Жучки»

ноябрь

Щенки и котята

Игровая — ситуация «Как на нашем на дворе» (рассматривание игрушек, рассматривание картинки «Где живет собачка, кошечка», звукоподражание)

Подвижная игра «Паровоз»

Слушание песенки «Гав собачка, мяу котик»

Рисование пальчиками «Следы на снегу»

Я люблю свою лошадку

Рассматривание игрушки; звукоподражание

Дидактическая игра «Дорожка»

Чтение стихотворения «Лошадка» А.Барто

Подвижная игра «Лошадки»

Аппликация «Укрась лошадку»

Курочка-хохлатушка

Рассматривание иллюстраций (курица — цыплята), игрушки; звукоподражание

Подвижные игры «Курочка-хохлатка», «Найди курочку»

Дидактическая игра «Найди маму»

Рисование пальчиками «Угостим курочку»

Петя, Петя, петушок!

Рассматривание игрушки петушка.

Подпевание песенки «Петушок»

Дидактическая игра «Отгадай, кто позвал»

Подвижная игра «Принеси игрушку»

Лепка «Зернышки для петушка»

декабрь

В зимнем лесу

Рассматривание игрушки белочки.

Игра — танец «Белочка»

Дидактическая игра «Дорожка»

Подвижная игра «Найди игрушку»

Аппликация «Снежок»

Топтышка

Рассматривание игрушки, иллюстраций медвежонка.

Чтение стихотворения «Мишка». А.Барто

Игра — танец «Чок, чок, каблучок»

Подвижная игра «Кто как ходит»

Конструирование «Машинка для Топтышки»

В гости к кукле Кате

Игра — танец «Ах вы сени мои сени»

Чтение потешки «Ладушки — ладушки»

Рисование «Ленточки для куколки»

Подвижная игра «Маленькие и большие»

Праздник «В гости к елочке»

Игры и хороводы вокруг елочки.

Игра — танец «Выпал беленький снежок»

Лепка «Снежки»

январь

Лес встречает новый год

Чтение прибаутки «Совушка — сова»

Игра — танец «Ладушки, ладошки»

Рисование пальчиками «Шары для елочки»

Подвижная игра «День — ночь»

Игрушки

Чтение стихотворений «Игрушки» А.Барто

Дидактическая игра «В гости к нам пришли игрушки»

Рисование «Снежинки»

Подвижная игра «Маленькие и большие»

февраль

Кукла Катя в гостях у малышей

Рассматривание игрушки, чтение потешки «Водичка водичка»

Игра — танец «Мишка с куклой бойко топают»

Игра «Кто в домике живет?»

Подвижная игра «Найди игрушку»

В гости к бабушке-рассказушке

Упражнение «Здравствуй» (детей встречает бабушка)

Чтение потешки «Как у нашей бабушки»..

Игра — танец «Чок-чок, каблучок»

Кукольный спектакль «Курочка ряба»

Рисование ладошками «Цыпленок»

Подвижная игра «Кто как ходит»

Ах, морозец ты мороз…

Чтение потешки «Ты мороз, мороз»..

Игра — танец «Выпал беленький снежок»

Аппликация «Шары для елочки»

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Лисичка-сестричка

Рассматривание игрушки лисички.

Игра-инсценировка «Кто в домике живет?»

Игра-танец «Лиса-барыня»

Лепка «Бусы для лисички»

март

Зайка

Рассматривание игрушка «Зайка»

Имитационные движения «Снежинки», «Шагаем по сугробам»

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Рисование пальчиками «Снежки»

Кот Мурлыка весельчак пригласил к себе ребят

Упражнение «Здравствуй» (детей встречает Кот Мурлыка)

Игра «Цветные кубики»

Подпевание колыбельной песенки «Мяу, мяу»

Игра «Котик умывается»

Подвижная игра «Котик и мышки»

Ладушки

Кукольный спектакль «Ладушки-ладушки»

Рисование ладошками.

Птичий дворик

Игра — потешка «лишь заря на дворе», «Курочка-рябушечка»

Дидактическая игра «Угадай, чей голосок»

Подвижная игра «Мои уточки с утра»

Пальчиковая игра «Села птичка на окошко»

Лепка «Зернышки»

апрель

Колобок в гостях у малышей

Подвижная игра «Кого встретил колобок»

«Колобок на новый лад» кукольный спектакль

Рисование «Друзья колобка»

Петушок и его друзья

Упражнение «Здравствуй» (детей встречает Петушок)

Чтение потешки «Петушок»..

Подвижная игра «Мы идем»

Пляска с погремушками

Конструирование «Домик для Петушка»

На весеннем дворике

Слушание «Колыбельная»

Игра «Где же наши ручки?»

Подпевание «Серенькая кошечка»

Дидактическая игра «Забор»

Рисование «Травка»

Солнышко

Потешка «Солнышко-ведрышко»

Игра «Солнышко и дождик»

Подвижная игра «Загудел паровоз»

Рисование «Солнечные лучики»

Игра-танец «Я рисую солнышко»

май

В гостях у зайчихи Ляли

Упражнение «Здравствуй» (детей встречает Зайчиха Ляля)

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Игра «Зайчики и лисичка»

Лепка «Морковка для зайчиков»

Мониторинг

         

Организация развивающих образовательных ситуаций на игровой основе, проводятся подгруппами (8–10 минут). В период пребывания в дошкольном учреждении дети осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу. На фоне «охраны» деятельности каждого малыша педагоги и родители формируют совместные действия. Подражая взрослому, малыши учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. При обучении детей используются чтение художественной литературы, кукольный театр, пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры и др.

Анализ карт позволяет оценить эффективность программы и организацию образовательного процесса в группе кратковременного пребывания. Таблицы мониторинга (адаптации) заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года, для проведения сравнительной диагностики. Результаты следующие: начало года: высокий — 0 %; средний — 62,5; низкий — 37,5 %. Конец года: высокий — 65 %; средний — 35 %; низкий — 0 %.

Литература:

1.         Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: Академия, 2001

2.         Ермакова И. А. Игры с мячом для самых маленьких : Издательский дом «Литера» 2008

3.         Картушина М. Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет. Издательство: Сфера, 2008

4.         Клюева Н. В., Косаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997

5.         Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс,2005

6.         Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2–3 года): практическое пособие. — СПб: Паритет,2004

7.         Степаненкова З. И. Игры для самых маленьких: Методическое пособие. — Мн.,2006

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle