Библиографическое описание:

Шинкоренко А. В., Филатова Е. В., Саидова Л. В. Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках английского языка в начальных классах [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 186-188.

Данная статья посвящена теме использования ИКТ технологий на уроках английского языка в начальных классах. В работе освещаются основные задачи интерактивного обучения, а также рассматривается использование интерактивных приемов в различных УМК. Делается акцент на методе проектов, на исследовательском методе. Кроме того, в статье акцентируется внимание на применении мультимедийных технологий, выявляются их основные функции, дидактические задачи.

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий, использование которых в обучении в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по иностранному языку. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, что делает процесс познания более интересным и творческим, а также учитывает индивидуальные особенности каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно добывать знания и ориентироваться в потоке информации [1, с.95].

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

-                    развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов;

-                    решает информационную задачу;

-                    развивает общеучебные умения и навыки;

-                    обеспечивает решение воспитательных задач — учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению [2, с.44].

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Интерактивные приемы давно и прочно вошли в нашу работу и представлены посредством мозгового штурма, игры, дискуссии, проектов, исследований. Они включены во все УМК и являются их неотъемлемой частью, поэтому в данной статье мы расскажем и о том, как они представлены в учебниках, используемых нами, и о том, как можно разнообразить их использование с помощью различных Интернет-ресурсов.

Начнем с метода проектов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Авторы многих учебников предлагают создать проекты по следующим темам: идеальная школьная форма, моя родословная, мой распорядок дня, меню и др. При создании идеальной школьной формы мы предлагаем использовать онлайн-одевалки, которые позволяют за пару минут создать требуемый образ и описать его по заданной структуре. Если оснащение класса не позволяет выполнить это задание на уроке, есть функция распечатки образа. Можно также выйти из рамок этой темы и создать гардероб к любому случаю.

При создании семейного дерева можно пользоваться такими ресурсами как familyspace.ru или MoeDerevo.com. Правда, работа здесь более трудоемкая, чем на обычном листе бумаги, поэтому выполнять ее предполагается во внеурочное время.

Исследовательский метод сейчас во многом зависим от интернет-ресурсов: электронные энциклопедии, словари, блоги и др. помогают нашим ученикам обогатить свои знаний полезной информацией. На уроках чаще всего используется в заданиях требующих знаний в иных областях, нежели иностранный язык, например, в тестах или викторинах, а также как инструмент в проектной работе в средней школе.

Хотя ведущей деятельностью в школьном возрасте является учеба, игра остается действенным инструментом в достижении педагогических целей. Чем активно пользуются авторы-создатели учебников по английскому языку. Также множество сайтов предлагает игровые упражнения, например, всем известный British council и FunEnglishGames.com. Для удобства педагогов все игры разделены на spelling, writing, reading, grammar and word games.

На последнем сайте мы можем посоветовать раздел «Debate game for kids», он будет полезен для проведения дискуссий. Необходимо выбрать тему, прочесть фразу оппонента, выбрать одну из предложенных фраз ответа и нажать «Голосовать». Можно трансформировать данное упражнение и обсудить все возможные варианты ответов, коллективно выбрав лучший. Дискуссии часто встречаются и в самих учебниках, так как они делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями учителя и учеников, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

«Мозговой штурм», направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Провести «мозговой штурм» в сети может помочь множество сервисов, например, документы гугл. Документы Google — это бесплатный онлайн-офис, использование которого имеет множество преимуществ, например, совместная работа в режиме реального времени [3]. С помощью Google можно обмениваться материалами и, самое главное, в режиме реального времени несколько человек одновременно могут редактировать различные типы файлов — документы, электронные таблицы, презентации и прочее. Именно здесь можно собрать все идеи ребят в текстовом или графическом формате.

Применение мультимедийных технологий в школе также является актуальным.

Основными функциями мультимедийных технологий являются:

-                   обеспечение учебного процесса новыми учебными материалами, которые позволяют больше внимания уделять творческой деятельности учащихся;

-                   развитие познавательной активности учащихся;

-                   повышение интенсивности учебного процесса, активизация мыслительного процесса учащихся;

-                   снятие боязни ученика дать неправильный ответ;

-                   и, наконец, развитие самого учителя [4, с.4].

С помощью мультимедии удается решать целый ряд дидактических задач:

-                   формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

-                   совершенствовать умения письменной речи;

-                   пополнять словарный запас школьников;

-                   отрабатывать произношение;

-                   тренировать учащихся в правильном употреблении грамматических структур [4, с.4].

Применять мультимедийные технологии целесообразно на различных этапах обучения:

-                   при введении новой темы для создания ярких образно-ассоциативных связей, способствующих более качественному усвоению программного материала;

-                   при завершении работы над определенной темой, когда учащиеся уже освоили какой-то раздел учебного материала и могут получить удовольствие от применения своих знаний при выполнении компьютерных упражнений;

-                   при контроле, при этом небольшие проверочные работы учащихся могут быть подготовлены самими же учащимися друг для друга [5, с.10].

Целесообразно использование компьютерных технологий и во внеклассной деятельности. При этом можно использовать как обучающие компьютерные программы, так и подготовленные учителем или учащимися презентации.

Отметим также критерии для выбора эффективных мультимедийных средств:

-                   соответствие возрасту учащихся;

-                   ориентация на соответствие целям обучения;

-                   ориентация на требуемую тематику.

Таким образом, использование мультимедийных технологий помогают сформировать мотивацию учебной деятельности на уроках английского языка, развивать коммуникативно-когнитивные умения.

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами данных, позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. Обучающие компьютерные программы, созданные авторами всех УМК по английскому языку, способствуют формированию навыков аудирования и чтения, облегчают запоминание и отработку новой лексики, обладают универсальностью и гибкостью. Программа рассчитана на коллективную и индивидуальную работу в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски или персональных компьютеров, а также могут быть использованы для самостоятельной работы учеников в домашних условиях.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом [6, с.42]. Использовать интерактивную доску можно не только в качестве экрана для показа презентаций. Так как в программном обеспечении любой интерактивной доски имеются различные функции, с помощью них можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана, видеозапись урока и многое другое.

Программная среда SMART Notebook- самая популярная программа для создания и проведения уроков на интерактивных досках. Ей пользуется свыше 20000000 человек по всему миру.

Основные достоинства программного обеспечения:

Программная среда SMART Notebook позволяет как создавать новые интерактивные анимированные уроки, так и объединять все ранее созданные обучающие материалы во всех распространенных программах, таких как Word, Excel, PowerPoint, включать в эту среду существующие цифровые образовательные ресурсы из любых источников: интернет, флеш-анимации и видеофайлы.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Литература:

1.    Компьютер в работе педагога. Учебное пособие. Под ред. Н. Ю. Пахомовой, — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2005. — 192 с. (Серия «Школьный корабль»)

2.    Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, № 2, 2002. С. 43–47.

3.    Обзор Документов Google [Электронный ресурс], 2011. — Режим доступа: http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

4.    Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, № 3. 1999. С. 3–4.

5.    Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. — М.: МГЛУ, 2002.

6.    Телицина Т. Н., А. Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, № 2. 2002. С. 41–43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle