Библиографическое описание:

Коновалов В. Р. Развитие технической культуры офицера как организованный психолого–педагогический процесс [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 165-168.

Профессиональная военная деятельность традиционно является одной из самых технически насыщенных практик. Решение проблемы модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации поэтому связано с развитием технической культуры офицера. Однако для того чтобы организовывать такое развитие на практике, следует представлять основные его закономерности.

Прежде всего, обратимся к сущности процесса развития. «Развитие» является одной из базовых философских категорий, обозначающей «…существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени» [14, с. 463]. В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова уточняется позитивная направленность развития, в их понимании — это «…изменение, представляющее переход от простого, к все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенно накопление количественных изменений ведет к наступлению качественных изменений» [7, с. 284–285]. Очевидно, что с этим уточнением закладывается принципиальная возможность использовать данную категорию применительно к педагогическим процессам.

Развитие технической культуры офицера есть целенаправленно организуемый с помощью управляемого и мотивируемого самообразования офицера процесс постепенного освоения им технической культуры общества и своей профессиональной группы, формирования нравственных оснований культуросообразной военно-профессиональной деятельности, выводящий его на качественно иной уровень профессиональных возможностей. Это цикличный образовательный процесс, в котором с каждым новым циклом нарастает содержание, но остаются почти неизменными принципы, формы, методы, средства и другие компоненты, что позволяет, с точки зрения управления кадрами, выделить в его составе отдельные этапы:

-               контрольно-ориентировочный этап, реализуемый в процессе управления кадрами до направления офицера на курсы повышения квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Содержанием этапа является оценка и самооценка технической культуры офицера, определение противоречий в ее состоянии, без разрешения которых невозможна дальнейшая профессиональная самореализация, формирование мотивации самообразования и самостоятельного профессионального развития;

-               организационно-обучающий этап, наиболее активный с точки зрения педагогических воздействий на личность офицера в системе дополнительного профессионального образования, реализуется в процессе обучения офицера на курсах повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки. Предусматривает обучение и воспитание офицера, вооружение его технологиями самообразования и самостоятельного профессионального развития, разработку индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного профессионального военного образования;

-               самостоятельный этап, который реализуется в процессе военной службы в межкурсовой период. Содержательно предусматривает самостоятельную реализацию индивидуальной образовательной программы в развитии технической культуры офицера, самоконтроль и рефлексию этого процесса.

Естественно, педагогическая система, нацеленная на техническую культуру офицера, должна быть ориентирована на психологические механизмы развития ее личностных составляющих.

С позиций общенаучного системного подхода «механизм» представляет собой то, что определяет внутреннюю связь и взаимозависимость элементов динамичной системы, независимо от характера ее происхождения. В теориях управления педагогическими системами механизм часто может определяться как процесс закономерной смены их состояний [15]. Понятие «психологический механизм», как правило, означает субъективное описание или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой [4]. Под психологическими механизмами развития технической культуры офицера нами понимается отражение на субъективном уровне принципов организации образовательного процесса, результатом которого является закономерное развитие определяющих ее личностных качеств и образований.

Воспитание человека в контексте культуры является предметом исследований на базе культурологического подхода в педагогике. Обращаясь к трудам А. Г. Асмолова [1], Ш. А. Амонашвили [3], Н. Е. Бондаревской [5] и др., можно получить представление об универсальных механизмах культурного развития личности, на которых основываются педагогические системы, способствующие развитию личностной культуры. Среди них авторы выделили:

-        механизмы культурной идентификации;

-        механизмы cамопознания и самореализации в культурной среде;

-        механизмы социализации.

К культуре личности следует относиться как целостному явлению, имеющему не отдельные компоненты, а грани, плоскости проявления. Можно, таким образом, считать, что выделенные сторонниками культурологического подхода психологические механизмы развития справедливы для любого проявления личностной культуры человека.

Культурная идентификация — это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т. е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устройства, прежде всего с культурной традицией [6]. В отношении технической культуры офицера механизмы культурной идентификации срабатывают в том случае, когда он ощущает себя творцом техники, преемником технических традиций цивилизации, нации, государства, а также своей профессиональной группы. Позиционируя себя в технической культуре общества и Вооруженных Сил, офицер должен быть уверен в том, что у него есть принципиальные возможности освоения глубокого культурного массива.

Механизм самореализации по своей сути представляет собой процесс утверждения взрослым человеком своего особого и самостоятельного пути в социальных и индивидуальных условиях. Реализация его в отношении технической культуры офицера предусматривает утверждение личности в мире техники, появление психологических установок на самореализацию за счет использования или создания техники, формирование индивидуальной траектории развития как субъекта взаимодействия с техникой, появления личностных смыслов и мотивов такого развития.

Самопознание личности как психологический механизм предполагает становление в человеке образа его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Такое понимание строится на положениях, приведенных в работах И. С. Кона [8], А. Г. Маралова [11] и др. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Психологические механизмы социализации и их использование в социальных системах описываются в работах А. В. Мудрика [9], И. С. Кона [12]и других авторов. Механизмы социализации выступают в качестве процессов более высокого уровня. Строго говоря, к ним можно смело отнести и два предыдущих механизма, так как идентификация и самореализация осуществляются в процессе социализации личности. Специфика механизмов социализации в узком смысле, которая заставила нас выделить их в отдельную позицию, заключается в том, что фактором их эффективности выступает погружение личности в систему культурных связей, а это фактор, который нельзя обойти. В нашем случае, это освоение социального опыта, связанного с техникой, взаимодействие с элементами технической культуры, общение с ее носителями, репродуктивная, продуктивная и творческая деятельность в технической области, имеющие приоритетное значение. В технической деятельности офицер имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т. е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходят освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Реализация механизмов развития технической культуры офицера предусматривает построение образовательных процессов в системе дополнительного профессионального военного образования на основе принципов культурологического подхода, сформулированных А. Г. Асмоловым [1], Ш. А. Амонашвили [3], Н. Е. Бондаревской [5] и др. Ведущим принципом выступает культуросообразность образовательного процесса, который определяет сущностные характеристики всех составляющих дополнительного профессионального военного образования и позволяет трактовать его как процесс овладения технической культурой, направленный на изменение-развитие, целостное преобразование офицера как субъекта военно-профессиональной деятельности. Целью образовательных процессов, наряду с овладением профессиональными компетенциями, выступает становление офицера как субъекта технической культуры, а в его содержание включается социальный и культурный опыт, являющийся основой решения профессиональных задач. В ходе процесса происходит самоопределение, самоидентификация и обретение культурной идентичности офицера. Культуросообразность в дополнительном профессиональном образовании — это достижение эффекта соотнесенности и соотносимости его системных составляющих с технической культурой общества и военно-профессиональной группы как множеством социальных пространств и связей, включение образовательного процесса в культурные процессы и т. д.

Частными принципами построения образовательного процесса в дополнительном профессиональном военном образовании могут выступать:

-        целостность образовательного процесса, означающий реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций в их единстве;

-        профессиональное контекстное наполнение содержания, означающее включение в содержание образовательного процесса профессиональных задач, требующих от офицера для своего решения более высокого уровня технической культуры;

-        личностная ориентированность, означающая перевод содержания образовательного процесса и взаимодействия его субъектов с уровня значений и информации на уровень личностных смыслов.

Основным условием развития когнитивного компонента технической культуры, отражающего технические знания и представления офицера, обеспечивающие способность создавать, изучать и осваивать технику во всех ее проявлениях, является правильный отбор содержания дополнительного профессионального образования. К их числу следует отнести:

-        принцип соответствия содержания образования требованиям развития технической культуры и личности офицера как ее носителя. Он требует включения в содержание дополнительного профессионального образования как знаний, умений и навыков, необходимых для занятия следующей офицерской должности, так и тех, которые отражают современный уровень развития техники и технической культуры;

-        принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения, предполагающий детальное использование педагогической ситуации, условий педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса. Содержание, планируемое к реализации, таким образом, должно укладываться в рамки образовательного процесса в дополнительном профессиональной образовании, а также должно быть ориентировано на возможности обучаемых и обеспечено соответствующими педагогическими технологиями;

-        принцип структурного единства, предполагающий согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебная дисциплина, предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося;

-        принцип гуманизации и фундаментализации, означающий требование включать в содержание фундаментальные знания, необходимые офицеру для самостоятельного развития технической культуры, а также связывать содержание с проблемами человека и человечества.

Еще одним условием развития когнитивного компонента технической культуры офицера является развивающий характер образовательного процесса.

Развитие деятельностного компонента, характеризующего уровень профессионального использования техники, а также технического творчества, может осуществляться при условии, если образовательный процесс будет базироваться на позициях личностно-деятельностного подхода, изложенного в работах Б. Г. Ананьева [2], А. Н. Леонтьева [10], С. Л. Рубинштейна [13] и др. Анализируя эти позиции, мы пришли к выводу, что базовых условий должно быть два.

Первое условие связано с постановкой личности офицера в центр образовательного процесса. Это предполагает, что от массового и безликого образовательного процесса следует, насколько это возможно, двигаться к его индивидуализации.

Второе условие связано с необходимостью организации целесообразной деятельности, в которой могут проявляться и развиваться качества, отнесенные нами к структуре технической культуры офицера. По своему содержанию — это та же самая учебная и профессиональная деятельность офицера, но с условием, что в ней программируются специальные ситуации, задачи, требующие решения на основе технической культуры.

Аксиологический компонент технической культуры офицера, раскрывающий роль и значение техники в контексте всей его жизни, может развиваться при условии ценностного наполнения образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Наряду с культурными, национальными, семейными, профессиональными и другими ценностями и даже во взаимосвязи с ними в образовательном процессе должны интериоризироваться ценности технической культуры.

Среди ценностей, которые подлежат интериоризации, можно выделить:

-        социальные ценности, связанные с техникой, отражающие характер взаимодействия различных социальных систем с техникой, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества и военно-профессиональной группы в сфере техники и технической культуры;

-        групповые ценности технической культуры, которые можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих взаимодействие с техникой в рамках военно-профессиональной группы, офицерского корпуса. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью;

-        личностные ценности технической культуры, которые выступают как социально-психологические образования, отражающие цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности офицера, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.

Условиями развития нормативного компонента технической культуры, объединяющего внутренние регуляторы профессиональной деятельности офицера, связанной с созданием, изучением и использованием техники, на наш взгляд, выступают:

-        создание нормативного поля, в котором реализуются и поддерживаются передовые нормы технической культуры;

-        обеспечение перевода норм и правил из морального в нравственный план личности.

Таким образом, выполнение перечисленных условий в образовательном процессе дополнительного профессионального военного образования способно активизировать психологические механизмы развития компонентов технической культуры офицера.

Литература:

1.                            Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — М.: Амрита, 2012. — 654 с.

2.                            Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с.

3.                            Асмолов, А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии. Часть 1 / А. Г. Асмолов. — М.: Федеральный ин-т развития образования, 2011. — 111 с.

4.                            Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.

5.                            Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.

6.                            Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С Гуревич.-М.: Notabene, 2000.–352 с.

7.                            Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ МарТ, 2005. — 448 с.

8.                            Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. — 225 с.

9.                            Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон.– М.: МОДЭК, 1999.–560 с.

10.                        Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.

11.                        Маралов, А. Г. Основы самопознания и саморазвития / А. Г. Маралов. — М.: Академия, 2004. — 256 с.

12.                        Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. — М.: МПСИ, 2006. — 432 с.

13.                        Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 720 с.

14.                        Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 731с.

15.                        Шипилина, Л. А., Шипилина, В. В. Мотивационное управление в образовательных системах / Л. А. Шипилина, В. В. Шипилина. — Омск: Изд. ОМГПУ, 2001. — 152 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle