Автор: Дубяго Наталья Михайловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Библиографическое описание:

Дубяго Н. М. Специфика понятия «дополнительная профессиональная квалификация специалистов по туризму среднего звена» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 111-112.

Понятие «квалификация» в основном лексическом подходе обозначает «1) действие по значению глагола «квалифицировать» — определить (определять), оценить (оценивать) качество или достоинство кого-, чего-либо; определить (определять) степень подготовки к какому-либо виду труда; 2) степень подготовленности к какому-либо виду труда (Специалист высокой квалификации); 3) профессия, специальность». От лат. qualitas –качество и facere — делать [3, с. 43].

В монографии «Психология профессионализма» А. К. Маркова посвятила специальное исследование проблеме соотношения понятий «профессионализм», «компетентность» и «квалификация» [2]. В частности, автор исходит с посылки «Названные в заголовке параграфа слова часто используются как синонимы, попробуем их различить» [2, с. 31].

Профессионализм различают в двух смыслах: в первом — совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (в значении «эта работа требует профессионализма»), по мнению А. К. Марковой — «нормативный профессионализм»; во втором — внутренняя характеристика личности человека, обладающего необходимым нормативным набором психических качество (в значении «этому человеку присущ профессионализм») — «реальный профессионализм. «Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется ввиду его осуществление на высоком уровне» — заключает А. К. Маркова [2, с. 31].

«Реальный профессионализм» и компетентность являются наиболее близко стоящими по значению понятиями. «Это тоже характеристика конкретного человека (или его действий — например «компетентное решение»), а именно — индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии» [2, с. 31].

Компетентность, таким образом, это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Каждый человек компетентен в той степени, в какой выполненная им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или изменение конечного результата — это единственный научный способ судить о компетентности.

Понятие «квалификация» также используется как нормативном смысле (например, «работа требует высокой квалификации»), так и в смысле характеристики конкретного человека (например, «этот человек имеет высокую квалификацию»). В первом случае квалификация означает требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать, уметь работник первой, второй, третьей категории).

Квалификационные характеристики работника — это требования профессии к разному уровню выполнения труда.

В соотнесенности к понятию «дополнительные» и двух значений понятия «квалификация» (нормативное и индивидуальное) «дополнительные квалификации» можно определить следующим образом:

в логике нормативного толкования — требования к повышенному уровню выполнения специализированных видов профессиональной деятельности;

в логике индивидуального толкования — квалификационная характеристика специалиста, способного выполнить требования высокого уровня специализированных видов профессиональной деятельности.

Представляет интерес с точки зрения научной задачи нашего исследования попытка Э. Ф. Зеера [1, с.244] представить содержание ключевых компетентностей, ключевых компетенций и ключевых квалификаций.

В представленных характеристиках признаки ключевых целей образовательных парадигм связываются свидами деятельности, обеспечивать которые призвана совокупность знаний, умений и навыков, а также психических, социальных и психофизиологических свойств и качеств обучающегося.

Если принять логику описания квалификации как многомерную структуру, объединяющую знания, умения, навыки, субъективный опыт, социально-профессиональные качества и психофизиологические свойства, то дополнительные профессиональные квалификации можно определить как специализированные профессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества, обеспечивающие успешное освоение востребованных работодателями и потребителями нового качества видов деятельности.

Применительно к туристскому труду искомые понятия определяются нами следующим образом:

«дополнительные профессиональные квалификации специалиста по туризму среднего звена» — это требования высокого уровня выполнения специализированных видов профессиональной деятельности (нормативный смысл);

«дополнительные профессиональные квалификации выпускника специальности «Туризм» СПО» — это совокупность специализированных компетенций об актуальных и перспективных туристических услугах и технологиях их реализации с учетом психологических и возрастных особенностей потребителей.

Литература:

1.                 Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: УГПУ, 1997.

2.                 Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 2006

3.                 Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

4.                 Лычак Яна Дмитриевна. Формирование ключевых квалификаций будущего специалиста сферы туристского сервиса на основе интенсификации обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лычак Яна Дмитриевна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта].- Калининград, 2009.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/86

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle