Автор: Дубяго Наталья Михайловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Библиографическое описание:

Дубяго Н. М. Специфика понятия «дополнительная профессиональная квалификация специалистов по туризму среднего звена» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 111-112.

Понятие «квалификация» в основном лексическом подходе обозначает «1) действие по значению глагола «квалифицировать» — определить (определять), оценить (оценивать) качество или достоинство кого-, чего-либо; определить (определять) степень подготовки к какому-либо виду труда; 2) степень подготовленности к какому-либо виду труда (Специалист высокой квалификации); 3) профессия, специальность». От лат. qualitas –качество и facere — делать [3, с. 43].

В монографии «Психология профессионализма» А. К. Маркова посвятила специальное исследование проблеме соотношения понятий «профессионализм», «компетентность» и «квалификация» [2]. В частности, автор исходит с посылки «Названные в заголовке параграфа слова часто используются как синонимы, попробуем их различить» [2, с. 31].

Профессионализм различают в двух смыслах: в первом — совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (в значении «эта работа требует профессионализма»), по мнению А. К. Марковой — «нормативный профессионализм»; во втором — внутренняя характеристика личности человека, обладающего необходимым нормативным набором психических качество (в значении «этому человеку присущ профессионализм») — «реальный профессионализм. «Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется ввиду его осуществление на высоком уровне» — заключает А. К. Маркова [2, с. 31].

«Реальный профессионализм» и компетентность являются наиболее близко стоящими по значению понятиями. «Это тоже характеристика конкретного человека (или его действий — например «компетентное решение»), а именно — индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии» [2, с. 31].

Компетентность, таким образом, это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Каждый человек компетентен в той степени, в какой выполненная им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или изменение конечного результата — это единственный научный способ судить о компетентности.

Понятие «квалификация» также используется как нормативном смысле (например, «работа требует высокой квалификации»), так и в смысле характеристики конкретного человека (например, «этот человек имеет высокую квалификацию»). В первом случае квалификация означает требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать, уметь работник первой, второй, третьей категории).

Квалификационные характеристики работника — это требования профессии к разному уровню выполнения труда.

В соотнесенности к понятию «дополнительные» и двух значений понятия «квалификация» (нормативное и индивидуальное) «дополнительные квалификации» можно определить следующим образом:

в логике нормативного толкования — требования к повышенному уровню выполнения специализированных видов профессиональной деятельности;

в логике индивидуального толкования — квалификационная характеристика специалиста, способного выполнить требования высокого уровня специализированных видов профессиональной деятельности.

Представляет интерес с точки зрения научной задачи нашего исследования попытка Э. Ф. Зеера [1, с.244] представить содержание ключевых компетентностей, ключевых компетенций и ключевых квалификаций.

В представленных характеристиках признаки ключевых целей образовательных парадигм связываются свидами деятельности, обеспечивать которые призвана совокупность знаний, умений и навыков, а также психических, социальных и психофизиологических свойств и качеств обучающегося.

Если принять логику описания квалификации как многомерную структуру, объединяющую знания, умения, навыки, субъективный опыт, социально-профессиональные качества и психофизиологические свойства, то дополнительные профессиональные квалификации можно определить как специализированные профессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества, обеспечивающие успешное освоение востребованных работодателями и потребителями нового качества видов деятельности.

Применительно к туристскому труду искомые понятия определяются нами следующим образом:

«дополнительные профессиональные квалификации специалиста по туризму среднего звена» — это требования высокого уровня выполнения специализированных видов профессиональной деятельности (нормативный смысл);

«дополнительные профессиональные квалификации выпускника специальности «Туризм» СПО» — это совокупность специализированных компетенций об актуальных и перспективных туристических услугах и технологиях их реализации с учетом психологических и возрастных особенностей потребителей.

Литература:

1.                 Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: УГПУ, 1997.

2.                 Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 2006

3.                 Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

4.                 Лычак Яна Дмитриевна. Формирование ключевых квалификаций будущего специалиста сферы туристского сервиса на основе интенсификации обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лычак Яна Дмитриевна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта].- Калининград, 2009.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/86

Основные термины: профессиональной деятельности, «дополнительные профессиональные квалификации, к какому-либо виду труда, требования высокого уровня, видов профессиональной деятельности, Лычак Яна Дмитриевна, выполнения труда, туризму среднего, конкретного человека, профессиональные квалификации специалиста, характеристика конкретного человека, следующим образом, совокупность специализированных компетенций, требования профессиональной деятельности, Специфика понятия «дополнительная, квалификационная характеристика специалиста, характеристика личности человека, индивидуальная характеристика степени, туризму среднего звена», успешного выполнения труда

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle